Валентина Белобородова: «Двигаться, думать, вникать, идти вперёд!»

Время – это удивительное явление. Его нельзя потрогать, как-то ощутить. Мы узнаём время лишь по изменениям, происходящим с нами.

Что такое наша жизнь, если не удивительное и увлекательное путешествие во времени? Мы берём в дорогу багаж из наших воспоминаний, ощущений, чувств, знаний. Ибо то, что случилось когда-то, остаётся с нами навеки, хотим мы этого или нет.

Я часто мысленно возвращаюсь к началу своей педагогической деятельности в городе, который стал таким родным. Здесь началась моя взрослая жизнь, полная незабываемых встреч и ярких впечатлений. Внимательные и великодушные коллеги встретили тогда начинающих педагогов приветливо, пожелали учиться быть счастливыми, то есть познавать мир и трудиться, чтобы что-то из будущего перенести в настоящее.

Воспоминания о своём путешествии во времени я посвящаю честному и принципиальному человеку Валентине Александровне Белобородовой, чьё имя неразрывно связано с историей и развитием системы образования нашего города.

У моей героини — стать, достоинство и сила. Стройная, высокая, с красивыми выразительными глазами, она умела не своё «я» холить и лелеять, а подчинить его чему-то важному.

Я знаю её в трёх ипостасях: инспектор гороно, заведующая гороно, директор школы №4. Как инспектор особое внимание она уделяла повышению профессиональной грамотности педагогов. Дорога к успеху не бывает лёгкой. Бесконечный поиск и оттачивание мастерства идут в ногу с учителем всю жизнь. А это и есть самое интересное в нашей профессии. Если ты это не полюбил — значит, ты не стал Учителем. «Нет ничего важнее, чем иметь широкий кругозор и умение критически мыслить», — говорила Валентина Александровна, анализируя часто посещаемые ею наши уроки.

Особенно остро волновали её проблемы, связанные с реформами образования, в том числе подходы к обучению по новым учебникам.

Коллеги ценили инспектора за уважение к собеседнику, широкую педагогическую и математическую эрудицию и особенно за позицию борца против косности и брака в учебной работе. Шло время. Валентина Александровна была назначена заведующей городского отдела народного образования. Руководить сообществом педагогов сложно. Профессия учителя — это терпение и чудовищное количество работы. У каждого есть свой путь: надо развивать собственную личность, свои интеллектуальные, душевные возможности. И ключевой, самой важной вещью здесь является любовь. Это и любовь к миру, в котором они живут, и к своей профессии, и любовь к детям, для которых они работают.

Вся жизнь учителя — только развитие, бесконечное движение. То, что было придумано вчера, сегодня стало обыденностью, и уже рождается что-то новое. На помощь приходит мастерство, навыки в профессии. Но и тут всё время — вверх, вниз, преодолевая очередную ступеньку. Убеждена: по горизонтали двигаться нельзя. Если не вверх, сразу будет движение вниз.

Лидерские качества, отзывчивый характер, умение помочь в самых разных проблемах позволяли заведующей гороно делать своё дело грамотно, спокойно, надёжно. Не ссылаясь на занятость, перегрузку, недостаток времени, она способствовала организации всевозможных семинаров, где учителя делились опытом и обсуждали вопросы эффективного использования современных образовательных технологий в учебном процессе. Учителя-предметники слушали лекции по наиболее сложным вопросам школьной программы, руководители методических объединений пополняли свои знания на курсах в областном центре, а иногда и в столице.

Наши педагоги от жизни не отставали и даже пускались в творческие приключения, например, занимались апробацией новых учебников. Академия педагогических наук в те сложные времена не уделяла этому вопросу должного внимания, поэтому проблему учителя решали своими силами.

Учителя были благодарны Валентине Александровне за умение слушать, слышать, помогать и при этом выкладываться по максимуму. Этот этап её биографии можно описать выражением «Человек на своём месте».

Как же велико было наше удивление, когда в конце 90-х она была отстранена от занимаемой должности главой администрации. В догадке «за что?» учителя терялись недолго. Её давным-давно обозначил великий Бомарше, вложив ответ в уста Фигаро: «Слугу не терпят, если он чуть-чуть умнее господина!».

У моей родной четвёртой школы тогда тоже были не лучшие времена. Постсоветская неустроенность, падение тоталитарного режима пробудили у многих соотечественников негативные чувства. Не осталась в стороне от них и директор нашей школы, забыв про дела, которыми она должна была заниматься. В школе стало неуютно и тягостно. На смену дружелюбию, энтузиазму и искренности пришли тоска и ощущение безысходности.

Учителя школы, можно сказать, были политическим поколением, то есть определённым образом по-советски воспитанными. Для нас дела общешкольные обладали бесспорным преимуществом перед личными. Ощущение надвигающейся катастрофы заставило побороться за свои идеалы, ведь у нас были ученики, для которых школа была началом формирования жизненной позиции. Эта ответственность помогла нам добиться смены руководителя.

Пьянящее своей свежестью дыхание перемен омрачал вопрос: а кто же поведёт школу дальше? Исход проблемы получился очень удачным. Возглавить наш коллектив по просьбе учителей согласилась Валентина Александровна.

Сколько сил, энергии, эмоций затратила она, чтобы придать школе приличный облик. В первую очередь были приведены в надлежащее состояние ужасающие антисанитарией места общего пользования. Затем последовал ремонт актового и спортивного залов, замена оборудования в столовой, обновление системы отопления, усовершенствование освещения…

Вскоре появилось «Положение о проведении конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные технологии». На основании этого документа отбирались школы, достойные гранта в один миллион рублей. Наша школа трижды принимала участие в этом престижном конкурсе, каждый раз получая денежное вознаграждение.

Валентина Александровна руководила школой 15 лет. Она не только смогла удержать её на крутых виражах новейшей истории, но и вернула ей былое величие. Многочисленные коллеги и благодарные ученики запомнили её профессионализм и преданность делу своей жизни.

В моей памяти общение с Валентиной Александровной осталось ярким впечатлением. Её нравственный стержень нельзя ни согнуть, ни сломать. Она может преодолеть любую преграду и увидеть свет там, где тьма кажется непроглядной!

Римма Сабанина, заслуженный учитель России