Большая семья
«Старая церковь» Качканара стала настоящим семейным домом для многих горожан
Я, как корреспондент газеты «Новый Качканар», несколько месяцев наблюдал за жизнью и бытом нижнего храма, что находится на Первомайке. Был свидетелем некоторых мероприятий прихода. О своих наблюдениях и хочу рассказать читателям газеты.
Перед сценой
Отмечали День матери в малом церковном приходе Во имя иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» так же почти, как и в любом другом детском учреждении. При этой церкви работают творческие кружки для детей, здесь же теперь находится и штаб качканарских скаутов.
— У нас каждое воскресенье такие праздники проходят, — говорит Лира Шипицина. — Вот я их рисовать учу, держаться в обществе и говорить правильно, стараюсь понять, что волнует, что занимает ребенка, чем и как он живет. С родителями тесно и по-дружески общаемся, без претензий.
Заметно сразу, что нет при подготовке к детскому представлению той нервозности перед выступлением на маленькой сцене детей, когда оценку учителям ставят начальники.
Такое чувство, что поставь меня на табуретку— я бы с удовольствием прочел «Я волком бы выгрыз бюрократизм». Здесь в этот момент ребятишки сами хозяева.
У этих детишек, которые сейчас выйдут на сцену, по-особенному горят глаза.
У них и речь-то другая, взаимно уважительная.
Приходилось однажды быть за кулисами, перед выступлением детской группы на сцене ДК. 12-14-летние дети, не стесняясь взрослых, нервозно матом друг друга крыли. Волновались, наверное.
Здесь же все тихо, миролюбиво. Скауты свое оборудование готовят, стихи и слова песенок повторяют, тут же чтецы и солисты. Толчея, суета, но всё в полголоса. Руководители кружков свое дело сделали и стоят в сторонке, у задних рядов небольшого зала переговариваются со зрителями, мамами артистов.
Среди зрителей происходят такие откровенные диалоги:
— Это же не только сын мой виноват, это же и моя вина в том есть, что он такой. Вот и молюсь за его исцеление, и своей внучкой теперь занимаюсь плотно.
— Да уж, мало сюда кто приходит с радостью, — отвечает собеседница. — Успокоение здесь получаем. В детках надежду видим.
И вот с боку сцены, скромно, отец Максим, настоятель церкви, произносит:
— Это первый у нас такой опыт, который мы выносим на ваш суд. Думаю, что это станет доброй традицией, и Бог нам всем в помощь.
— Внимание, снимаю! — Валерий Галактионов здесь, что немного необычно для него, раскрепощен.
— Это что? — отвечает, смеясь, настоятель. — Мне надо сделать умное лицо?
Хохочет весь зал. И так это все запросто, как бы обыденно, словно это семейная какая-то обиходная шутка.
Отец Максим
На самом деле настоятель храма отец Максим — серьезный, искренне и глубоко верующий человек. Он не кичится саном, он прост и окровенен.
— Я сам качканарец, родился здесь и вырос в 9 микрорайоне, — губы настоятеля чуть растягиваются в улыбке в ответ на мое удивление. — Да-да, закончил 6-ю школу, потом ТУ № 87, работал в ГОКе какое-то время.
По настоянию иерея Георгия Бугрова (не знаю уж, почему он выбрал именно меня, тогда в приходе было немало таких молодых приверженцев церкви) я поступил в духовную семинарию, которую с успехом закончил.
В ноябре 2019 года Качканарский приход Во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» был разделен на два прихода. И в марте 2020 года в старой, намоленной десятилетиями церкви назначается настоятелем отец Максим.
— Почему такое внимание детям? Так тут все просто. Наш приход небольшой. 60-70 постоянных прихожан. Это люди, в основном, возраста уже преклонного. Надо смотреть вперед, не на количество прихожан ориентироваться, а на общее социальное и нравственное состояние всего сообщества, в котором живем.
— Но ведь, согласитесь, «воспитателем» сейчас выступает не семья даже, не школа, а интернет и телевидение, улица, как с этим быть? В силах ли противостоять этому влиянию церковь, чье значение на протяжении многих десятилетий принижалось, отвергалось и высмеивалось, — пытаюсь пылко возразить.
— Опять же не согласен, — отец Максим улыбчиво спокоен. — То, что вы сейчас видите у нас, в приходе, и есть следствие семейственности. Это невозможно «выморозить». Изначально в человеке заложены понятия: мама, папа, бабушка, дед. Это семья. Вот и устраиваем здесь все так, как и должно быть в семье. И к этому люди инстинктивно тянутся. Это же в природе человека привито. Это надо развивать и укреплять. Без доверия и верования здесь никак. Сначала жизни мы свято и безоговорочно верим матери, отцу. С возрастом начинаем воспринимать и другую информацию. Вот тут-то и надо суметь противопоставить дурное хорошему.
Настоятель испытующе смотрит, как это доходит до собеседника, затем продолжает:
— Когда к нам ведут детей, и этим детям здесь интересно, когда наряду с умением ориентироваться на местности, к примеру, навыкам рисования или музицирования ребятам придается осознание того, «что такое хорошо, а что плохо», когда детям внушаются основы почитания родителей своих и людей старших, в этом, считаю, наша первооснова.
Чтобы проникнуться Рождеством, приходите к нам
У нас остается совсем мало времени на беседу. Настоятеля ждут прихожане, но мы так увлеклись, что время летит мимо нас.
— Сравнительно недавно мы начали поздравлять друг друга с наступлением Нового года и тут же с Рождеством. Это дань моде или это разные праздники?
— Да, мы сейчас переняли с Запада это понятие — новогодние бытовые праздники и эпохальные Рождественские события. Это совершенно разные даты.
— Позвольте, батюшка, я порассуждаю об этом, как я лично понимаю?
— Да пожалуйста, даже интересно, — откликается отец Максим.
— Появление Иисуса Христа на Земле — это явление Божие человечеству телесного образа Святости и Веры во спасение, в то, что каждый человек несет в себе, помимо физического, еще и душевное свое состояние. И каково должно быть это душевное состояние, Господь наш показал на примере Христа. Ведь столько чудес способен был сотворить этот человек, но отдал себя на мучительную казнь. По воле Господней. Не так?
Настоятель терпеливо выслушал этот монолог и без толики иронии и снисходительности сказал:
— Чтобы проникнуться этим праздником, приходите к нам. Вы же все равно отмечаете этот день? Пусть впервые, пусть из любопытства, но побудьте хоть с полчаса у нас, вместо бесцельного застолья. У нас 5-го января начинается сочельник, 6-го — большая торжественная служба. А вот 7-го мы собираемся все во дворе и варим слепленные всеми прихожанами пельмени. Радуемся и веселимся. Тут и представления, и песни под баян, и шутки. Приходите, не пожалеете.
Нашу беседу прервал молодой послушник Савелий Лодыгин, настойчиво напомнив наставнику о следующей службе.
— Такой строгий он у нас, что порой и сам его побаиваюсь, — улыбается отец Максим. — Извините, время.
При добром отношении преображается человек
Благотворительные обеды для бездомных людей, а такие есть в нашей жизни, стали традицией при этом церковном приходе.
— Я не различаю людей по достатку и социальному положению, – уже собираясь, говорит отец Максим. — Не только обеды, мы и молебны для них проводим. Поначалу да, неприятие было к этим людям у прихожан. И вид их, и запах, извините уж. Только вот со временем гляжу: а ведь действительно меняются эти люди. Уверенность, а не пришибленность свою они чувствуют. Кому-то помогаем паспорт восстановить, кому одеться прилично поможем. Как ведь говорят: от сумы не зарекайся. Среди них такие личности встречаются! Начитанные, грамотные. И при добром отношении преображается человек! Выбритые и вымытые приходят. Не ради обеда только, нет. Они за частичкой доброты, за признанием их людьми приходят. От этого и каждому из нас здесь, служащих Богу, приятно.
Служба в радость
Насколько трудно вести такие долговременные службы и молебны, наверное, не я один задаюсь таким вопросом.
— К первой своей самостоятельной службе во время Великого поста я готовился основательно, как к серьезной работе, — вспоминает отец Максим. — И через какое-то время получаешь такое вдохновение, такой душевный подъем, что из храма выходить не хочется. И от паствы получаешь такой душевный ответ, что никакой усталости и не чувствуешь. Эти многоголосные песнопения, эта акустика своих же слов, их смысл высокий, они пробуждают такую энергетику, что ни о какой усталости и речи нет!
Чувствуешь себя — как дома
Снегу нападало в это время столько, на радость детворе, копошащейся во дворе церкви, что есть где разгуляться. Ребята и забавляются. Накопали себе снежных куч, роют в них норки, катаются с устроенной горки. Заливистый смех, возбужденные звонкие крики.
Вот чья-то мама, выйдя из церкви, кричит:
— Маша, бери Костика, домой пора!
Ни Маша, ни Костик вроде и не слышат. Они здесь — дома. Надо — пойдут, отогреются. Здесь и чаем, и печеньем угостят.
И правда, в этом храме всегда чувствуешь себя как дома. До того здесь уютно и по-домашнему приветливо.
Многие прихожане не один год сюда ходят. Но из их разговоров понятно, что все теплее и приятнее в этом храме.
Кто-то из прихожан, руководителей кружков, кухонные помощницы знакомы и мне. Годами не виделись, а здесь довелось.
— Да, действительно, стараемся сделать так, чтобы каждый себя здесь ощущал причастным к верованию, чтобы было понятно, что, кем бы ты ни был, здесь тебя примут, — говорит на прощание отец Максим. — Мы ведь все подданные одному только, только Господу. Мы — дети его, а значит, одна семья. Это важно. С Рождеством Христовым всех вас, люди!