Большая перемена

Марина Мальцева — об изменениях в сфере образования и об итогах учебного года

Марина Андреевна вот уже 11 лет возглавляет шествие выпускников. Фото Елены Строгановой

Учебный год позади. А это значит, время подводить итоги. Сегодня о том, как качканарские школьники закончили учебный год, насколько город обеспечен учителями, какие изменения ждут нас в новом учебном году, мы поговорили с начальником управления образования Мариной Мальцевой.

Стабильность – признак мастерства

— Сколько в Качканаре 100-балльников? Сколько у нас медалистов? Как вообще качканарские школьники сдали ЕГЭ?

— Итоги Единого государственного экзамена мы подводим чуть позже, потому что в этом году у учеников появилась возможность улучшить свои результаты, то есть выбрать один из предметов, который они могут пересдать, но с условием, что результаты предыдущего ЕГЭ будут аннулированы. Таких ребят набралось больше десятка. Несмотря на то, что у них положительный результат экзамена, и они уже получили аттестат, тем не менее, они захотели улучшить свой результат. Поэтому окончательные итоги года мы, как правило, подводим уже на августовской конференции. Там уже понятно будет, сколько у нас высокобалльников.

По медалистам в этом году произошел возврат к двум медалям, но сейчас они называются не Золотая и Серебряная, а «За успехи в учении» 1 степени и 2 степени. За успехи в учении 1 степени медали у нас получили 11 выпускников, у четверых медали 2 степени.

— В последние годы у нас было меньше медалистов.

— Да, в последние несколько лет было порядка 5-7 медалистов. Даже если не считать медаль 2 степени, которую ввели с этого года, у нас всё равно получилось бы 11 медалистов. Это больше, чем было в последние годы.

— Во всех ли школах города в этом году были выпускные классы?

— Пятая школа у нас никогда не выпускает 11-классников, она реализует программы основного образования. И школа им. К.Н. Новикова два года не набирает десятые классы. Свои 9-классники у них не остаются в школе, видимо, поступают в профессиональные учреждения. Но в этом году в школе уже подано 17 заявлений в 10 класс. Поэтому мы очень рады, что наконец-то школа с такими сильными традициями снова будет готовить 10-11 классы к выпуску.

— В целом как вы оцениваете уровень подготовки выпускников?

— В принципе, у нас достаточно стабильные результаты, а стабильность — это признак мастерства. Если ребенок профилирован на какой-то предмет, то результаты лучше. На протяжении многих лет по русскому языку стабильные результаты, все ребята сдают ЕГЭ с первого раза. У нас в этом году есть 100-балльник по этому предмету. По математике три ребенка не сдали профильную математику, один не сдал базовый уровень. Они имели возможность пересдать ЕГЭ по математике и получили аттестаты о среднем образовании.

— Сколько планируете набрать первоклассников на новый учебный год?

— Набор ещё идет. Завершился набор по закрепленным микрорайонам, с 6 июля начался приём детей на свободные места. Пока в планах примерно 390 детей. Но цифра будет меняться, потому что кто-то уедет, кто-то приедет, кто-то пойдёт в коррекционную школу, кто-то останется в детском саду после 7 лет, сейчас есть такая тенденция.

Новые названия старых предметов

— Марина Андреевна, какие изменения планируются с нового учебного года? Знаю, что появится два новых предмета – «Труд» и «Основы защиты Родины».

— Предмет «Технология» был и в прошлом учебном плане. В данном случае изменения произойдут только в названии предмета. Он будет называться «Труд (технология)». В начальной школе он будет по 1 часу в неделю, с 5 по 7 класс — по 2 часа в неделю, в 8-9 классе — по 1 часу в неделю. Несколько расширится содержание данного предмета и практико-ориентированный подход. Будут введены различные обязательные модули: ручная обработка материалов, технология и обработка пищевых продуктов и другие. Всё это похоже на то, что изучалось на уроке труда раньше, когда мы с вами учились.

Добавятся конструирование и моделирование. С 5 по 9 класс введены модули — компьютерная графика и черчение, робототехника. Урок будут вести те же педагоги, которые вели и технологию, они сейчас проходят обучение в связи с тем, что содержание урока несколько меняется.

Это же касается и педагогов предмета «Основы безопасности и защиты Родины». ОБЖ уже не будет. Педагоги, которые вели ОБЖ, будут вести и новый предмет. В предмет ввели раздел «основы военной подготовки». Раньше такой предмет уже был в школе, и назывался НВП (начальная военная подготовка).

К новшествам относится и то, что если 5-дневные военные сборы у мальчиков были только в 10 классе, с нового учебного года появятся 3-дневные военные сборы у 8-классников.

Так же планируется привлечение на уроки представителей патриотических организаций, будет предоставлена возможность преподавания предмета тем людям, которые вернутся с СВО, с условием их переподготовки. Возможно, произойдет увеличение мужчин в школах.

— Какие критерии отбора для работы в школе будут у тех, кто вернулся с СВО?

— Для работы с детьми в обязательном порядке должно быть отсутствие судимостей, даже погашенных. И, конечно, педагогическое образование (либо переподготовка). То есть критерии отбора для работы в школе очень жесткие.

— Какие-то предметы будут сокращены?

— Предметы сокращены не будут. Наоборот, в рамках внеурочной деятельности у нас предполагается предмет «Семьеведение». Видите, предметы возвращаются, меняется только их наименование. Раньше, например, у нас это был предмет «Этика и психология семейной жизни».

ЕГЭ уже не то, что раньше

— После сдачи экзаменов опять очень активно стал обсуждаться вопрос отмены ЕГЭ. Марина Андреевна, вы верите, что его могут отменить?

— Лично мое мнение, что возврат к тому, как было, невозможен, это точно. Нужно не забывать про плюсы ЕГЭ — повторно не сдавать экзамены в вузах, подавать заявления в разные вузы, не выезжать из города для сдачи экзаменов.

Наш менталитет, конечно, предполагает больше коммуникаций между людьми, как это раньше было. Можно было побеседовать с ребенком, понять его знания, где-то даже «вытянуть» то, что учащийся знает. В этом русле что-то уже меняется. Сейчас есть сочинение как допуск к итоговой аттестации в 11 классе, в 9 классе есть собеседование по русскому языку как допуск к экзамену. Я думаю, такие моменты, которые дадут возможность общаться, будут вводиться.

Вспомним, с чего начиналось ЕГЭ. С выбора ответов в тесте, который многие делали случайно. Сейчас ЕГЭ уже не то, что было раньше. Сейчас практически нет такого, чтобы ребенок наугад выбирал ответ. Любой ответ, который дается, требует прорешивания, обдумывания, рассуждения, выводов.

В детские сады очереди нет

— Почему после реконструкции так долго не открывается детский сад «Ласточка» в бывшей школе «Спартак»?

— Этот детский сад у нас поменял вид, то есть был учреждением дополнительного образования, стал детским садом. Для того, чтобы начать деятельность как детсад, необходимо получить лицензию. Для этого надо заключить все договоры на обслуживание детского сада, пройти лабораторные исследования, которые тоже требуют времени, получить заключение Роспотребнадзора. И только после этого можно направить документы на лицензирование. В настоящее время мы в ожидании лицензии. Думаю, в июле мы туда заедем.

— Правда ли, что из-за уменьшения количества детей дошкольного возраста в Качканаре проблем с местами в детский сад нет?

— Да, мест в детских садах очень много, очередей, как раньше, нет. На самом деле, идет снижение рождаемости, причем, значительное. Мы даже позволили себе закрыть и передать здание одного из детских садов «Улыбка» для Детской школы искусств на период капитального ремонта их здания. У нас мало и ясельных групп, поэтому мы берем всех желающих детей с года.

Ждём выпускников вузов и земских учителей

— Марина Андреевна, мы знаем, что наши школы нуждаются в учителях. Учителя каких предметов наиболее востребованы?

— Особо востребованы учителя русского языка, математики, физики. То есть тех предметов, по которым нагрузка выше, на эти предметы приходится много часов. Мы выходим из ситуации тем, что перераспределяем нагрузку между меньше задействованными педагогами. В целом, если брать нагрузку на педагога в городе, она у нас 1,4. Это, по сути, не так уж и много с точки зрения всех педагогов. Норма 18 часов, кто-то берет 24 часа, у кого-то —27. Некоторые педагоги сами хотят, чтобы у них была такая нагрузка.

В этом году школы города выставляли 11 вакансий для привлечение земских учителей. В основном, это учителя русского языка, математики, физики, английского. Валериановская школа выставила вакансию учителя начальных классов. В остальных школах у нас достаточно учителей начальных классов.

— То есть, мы можем ожидать приезда земских учителей? А вообще молодые педагоги к началу нового учебного года у нас появятся?

— По программе «Земский учитель» мы делали заявки, и трое учителей уже дали согласие приехать в Качканар: в школу Новикова учитель русского языка, в школу №7 учителя химии и английского языка. Они получат по 1 миллиону рублей. А вообще у нас в школах по этой программе уже работают пять учителей.

Молодые учителя, как правило, приходят в августе. Каждый год к нам поступают на работу по 10-12 молодых педагогов для работы в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования. Так что будем ждать.

— С педагогическими институтами работаете?

— Да, конечно. Мы направляем в институты информацию о вакансиях. Кроме этого, делаем мотивационные видеоролики. В этом году я была на собрании выпускников в Нижнем Тагиле, рассказывала про наш город, про вакансии, про условия работы.

— Можно ли обучаться по целевому направлению, и что для этого нужно?

— Да, конечно, есть возможность поступить на целевое обучение. В этом году трое желающих сделали заявку на целевое обучение в институт. Для этого нужно с образовательным учреждением общаться на предмет того, готовы ли они будут их устроить к себе после окончания обучения. Сейчас в этом плане очень строгие условия, если работодатель дает обещание, а потом его не выполняет, применяются большие штрафные санкции. Если целевик не возвращается обратно, то он должен возместить оплату за своё обучение.

— Приехал молодой специалист, как вы ему можете помочь с жильем, с пропиской?

— Раньше у нас было общежитие №77 напротив старой второй школы, сейчас оно выведено в нежилой фонд. Глава Андрей Александрович идет нам на встречу, и если имеется муниципальное жильё, выделяет для педагогов. За последние три года было выделено 16 квартир. Это и тем, кто переехал из неблагополучного жилья, и земским учителям, и тем, кто просто приехал к нам работать.

Найти руководителя — проблема

— Почти два года Домом детского творчества руководит исполняющая обязанности директора. Когда там будет решён вопрос с руководителем?

— В августе будет назначена исполнять обязанности директора Мария Сергеевна Васильева. Она когда-то работала в ДДТ, потом в школе №2 как психолог и как учитель начальных классов. Она дала свое согласие попробовать свои силы в качестве руководителя.

— Школой им.Новикова тоже довольно долго руководит исполняющая обязанности?

— Да, на конкурс подавали заявки два кандидата, обе не прошли по конкурсу. В настоящее время исполняет обязанности Татьяна Сергеевна Потапова. После каникулярного периода вновь будем объявлять конкурс.

— Почему стало проблемой найти руководителя организации? Почему сейчас нет таких директоров-глыб как Новиков, Звягин, Шаренко, Белобородова? Учреждения во главе с исполняющими обязанности руководителя могут работать и год, и два.

— Никто не хочет брать на себя такую большую ответственность. Либо тот, кто хочет, не соответствует критериям отбора. Сейчас мало таких людей, которые готовы взвалить на себя бремя работы, причем ненормированной, ответственность за людей, ответственность за детей, за создание качественных условий. И от этого очень печально. Хотя у нас есть резерв руководящих кадров, но никто не хочет подниматься выше заместителя руководителя.

Увлечения у каждого свои

— Что вы думаете об увлечении детей 7-11 лет квадробикой? Почему некоторые так в штыки воспринимают увлечение детей образами животных? Ведь дети подвержены различным веяниям времени.

— Вы правильно сказали слово веяние. Мне кажется, постоянно возникают какие-то новые моменты, которые интересны детям. Это надо просто пережить и всё. Я не вижу в этом ничего такого. Есть гораздо более печальные вещи, которыми занимаются дети. В социальных сетях происходят какие-то тревожные моменты, которые никто не видит, но это гораздо более опасно.

— Экзамены сданы, выпускные отгремели. У учителей начинается сезон отпусков. Где любите отдыхать вы?

— Сильно далеко никуда не езжу, в том числе за границу. Я уезжаю на родину в Курганскую область, у меня там два брата живут, однокурсники мои. В этом году будет 30 лет, как мы окончили педагогический институт. Поэтому у нас намечается встреча. Ожидаю от отпуска хорошего общения с родными и встречи с однокурсниками. Для души у меня сад.

Лариса Плесникова