Более 40 лет фасад ДК украшало панно с Лениным

«НК» нашел одного из его создателей. К Дню рождения Качканара Александр Ильин рассказал, как создавалось это произведение

Как-то в группе «Новый Качканар» в соцсетях мы опубли­ковали фотографию проводов зимы 1998 года. Некоторые качканарцы с удив­лением увидели, что одну из стен Дворца культуры украшало большое панно в цвете, на котором видны солнце, Ленин и, видимо, молодые рабочие Качканара.

Несколько лет на­зад это панно было закрашено в белый цвет, а при послед­нем ремонте ДК всё здание было облицо­вано плиткой.

Мы разыскали Алек­сандра Ильина, который принимал участие в создании панно на стене Двор­ца культуры.

Александр живёт в городе Воскресен­ске, по профессии он ювелир, имеет художественное образование. Пишет карти­ны. Кстати, сейчас Александр работает над картиной о первых строителях Качкана­ра для качканарского музея.

Александр Ильин за работой над очередной картиной

— Очень люблю Качка­нар, — делится своими вос­поминаниями Александр Ильин. — Я вырос в нём, в Качканаре прошла моя юность, занятия в цирке «Арена юности». Я ушёл в армию и по обстоятельствам не смог вернуться в родной город. В Качканаре со 2-го класса я занимался урока­ми рисования у Владимира Степановича Жилина.

Дворец культуры был по­строен в 1968 году. Там же открылась Изостудия под руководством Владимира Степановича. Там вместе со взрослыми занимался и я. Жилин был замечательным человеком и прекрасным талантливым художником! Я помню, как он показал мне эскиз панно, которое он будет делать по сухой шту­катурке на фасаде Дворца культуры. И когда он присту­пил к работе, то пригласил меня, как своего ученика. Работа над панно — это была и возможность принять уча­стие в таком важном для города деле и в то же время своего рода учёба. Мы с ним перенесли рисунок на стену, и он стал мне показывать, как надо работать.

Я учился у него работать по сухой штукатурке, лазил по лесам… Жилин дове­рял мне сначала небольшие фрагменты панно, а когда увидел, что я справляюсь с работой, доверил мне сде­лать три фигуры рабочих в правой стороне.

Вот так рождалось панно, которое украшало ДК около 50 лет. Очень жаль, что не­сколько лет назад его унич­тожили, — добавляет Алек­сандр.

В таком виде панно было в 2000-х

Спешим успокоить Алек­сандра: как рассказала га­зете нынешний директор ДК Элина Масти, панно не уничтожено, оно находится под пластиком в целости и сохранности.

Также бывший качкана­рец вспоминает, что, кроме создания панно, он прини­мал участие в создании ещё одной картины Жилина.

Владимир Жилин

— Когда я уже стал рабо­тать красками, Владимир Степанович доверил мне писать на большой картине части тел красноармейцев. Это была копия картины, на которой Ленин принима­ет красноармейцев в 1918 году. Если мне не изменяет память, эту картину Жилин писал для райкома партии.

Кто же такой Владимир Жилин? Вот как написал о нём в своё время в статье «Талант от Бога» старейший журналист Качканара Юрий Медведев:

«Владимир Степанович всю жизнь что-нибудь во­площает. Многочисленные барельефы на стенах Двор­ца культуры и администра­тивных зданий города — его работа. Сотни живописных портретов качканарцев —его работа. Едва ли читате­ли «Руды» знают о том, что заголовок из четырех че­канных букв, действительно напоминающих куски руды, — работа Жилина.

Владимир Жилин внес значительных вклад в куль­туру города. Когда-то он официально был главным художником Качканара, вынашивал большие планы. Но многое из задуманного не осуществил по причине косности власть имущих.

Конец 80-х. Это был пе­риод заката «перестройки». Владимир руководил в то время одним из первых коо­перативов города. Звездный час Жилина на деле оказался прозаическим часом, но не годом. Его труд оказался не­востребованным. Как, впро­чем, труд и талант многих русских умельцев. Владимир брался за одно, за второе, за третье. И у него опускались руки. Потому что целена­правленно, хладнокровно, равнодушно по этим золо­тым рукам били.

Жилин всю жизнь работа­ет как одержимый (такой он и есть), ждет чуда, когда его, наконец, заметят, предложат использовать в полной мере его золотые руки художника. Тщетны надежды».

Накануне Дня рождения Качканара нам хотелось на­помнить читателям историю создания такого эпохально­го барельефа на стене Двор­ца, которое делало здание индивидуальным, штучным. После ремонта оно потеря­ло свою индивидуальность и превратилось в современ­ную, красивую, но стандарт­ную постройку.

Жалко, что из архитекту­ры соцреализма в городе не осталось практически ниче­го: «Универсам», «Мебель­ный», «Огонёк», «Канделев­ский», здание кинотеатра «Юность» и другие потеряли свою индивидуальность и превратились в одинаковые безликие ангары, в боль­шинстве своём обшитые пластиком или плиткой. А ведь именно те старые зда­ния придавали городу свою изюминку. Жалко, что мы потеряли их практически безвозвратно.

Фото Владимир Башуров, Елена Строганова