Анатолий Пьянков: «Новая система оплаты труда на ГОКе: а в чем подвох?»

Уже несколько месяцев внутри тру­дового коллектива Качканарского ГОКа бурлят слухи о грядущих из­менениях системы оплаты труда. Но в последнее время это бурление уже приобретает очень неприятные формы.

И я, как бывший председатель профсоюзной организации «Качка­нар-Ванадий» и как действующий член профсоюзного комитета, от­лично понимаю возмущение людей, ведь все процессы обсуждения и формирования новой системы опла­ты труда проводятся среди очень узкого круга лиц, в число которых даже не входят члены профкома.


Предлагали утвердить новую систему сразу

На последних заседаниях профсоюзного комитета нам была уже предложена прак­тически готовая докумен­тация, и предлагалось сразу её утвердить. Меня искрен­не радует, что среди членов профсоюзного комитета достаточно ответственных людей, которые настояли на переносе на неделю при­нятия решения, и то только по двум пилотным проек­там: фабрике окускования и цеху хвостового хозяйства. Эта неделя между двумя за­седаниями профкома дала возможность ознакомиться с тем, что предлагает рабо­тодатель, и сделать опреде­ленные выводы.

Приходится признать: для того, чтобы соблюсти все процессуальные тонкости и соблюсти законные нормы, регламентирующие ход пе­реговоров, у профсоюзного комитета не было другого выбора, как согласовать пер­вый этап введения новой системы оплаты труда, но с обязательным условием, что сама система еще будет до­рабатываться и обязательно с непосредственным участи­ем профсоюзного актива.

О прозрачности речи не идет

Теперь конкретно к са­мой системе. Просмотрев документы, которые предо­ставил работодатель, можно признать, что, в принципе, все выглядит достаточно благопристойно и вроде бы как не подразумевает на­рушения прав работников или же ущемления их ин­тересов. Но все мы давно живем в этом мире и знаем, что просто так не проис­ходит ничего!!! За любым действием стоит какой-то интерес, а учитывая тот, не самый позитивный опыт, который имеется во взаи­моотношениях коллектива Качканарского ГОКа и Ев­разХолдинга, любого здра­вомыслящего человека на­чинают терзать сомнения: а где же подвох? Да, руко­водство Дивизиона «Урал» и Евраз Качканарский ГОК в лице Сергея Леонидови­ча Селькина, Александра Николаевича Принёва и Андрея Вадимовича Вахра­меева убеждают нас, что данная система несет толь­ко блага для рабочих людей, и как только профсоюзная организация согласует её внедрение, наступит просто райская жизнь для работни­ков: зарплаты у всех станут достойными и совершенно прозрачными и понятными, каждый работник будет со­вершенно отчетливо осоз­навать, из чего сформиро­вана его заработная плата.

Слова — это очень хоро­шо, но, как всегда, есть одно «но»! Когда члены профко­ма просят предоставить им цифры, насколько увели­чится заработная плата по конкретным профессиям, начинаются очень мудре­ные и туманные разговоры на возвышенные экономи­ческие темы с графиками и презентациями, формулами и таблицами. В этот момент сразу становится понятно, что ни о какой прозрачности и понятности формирования заработной платы нет даже речи, а ведь это заявляет­ся руководством Евраза как один из основных эффек­тов, который необходимо достичь при введении новой системы оплаты труда.

Оклад — не менее 70%

Еще одним фактором, ко­торый заставляет меня лич­но отвергать внедрение этой системы в том виде, который предлагается работодателем на данный момент, является соотношение постоянной и переменной (премиальной) части заработной платы. На данный момент руковод­ство предлагает установить это соотношение в размерах 55% постоянная часть — то есть оклад, и 45% перемен­ная премиальная часть. Но это однозначно противоре­чит нормам, прописанным в отраслевом тарифном согла­шении Горно-металлургиче­ского комплекса Российской Федерации. Там довольно четко прописано, что ра­ботодатель стремится обе­спечить долю условно-по­стоянной части заработной платы до размера не менее 70 процентов. Не менее 70!!! А нам предлагают 55!!! За­чем мы должны согласиться на такое серьезное отклоне­ние от тех договоренностей, которые были достигнуты на переговорах по заключению ОТС???

Я не первый год, и даже не первое десятилетие на­хожусь в профсоюзной сре­де. И за эти годы приобрел большое количество самых разных знакомств в самых разных профсоюзных струк­турах, и я в курсе, что подоб­ные системы оплаты труда уже внедрены на крупных российских предприяти­ях, и это принесло людям реальное повышение зара­ботной платы и избавило от ненужных рисков. И я могу сказать, из-за чего. Приведу в пример группу компаний «Русал», мощнейшего гиган­та российской алюминиевой промышленности, который совсем недавно оказался под серьезнейшими санкциями мирового сообщества, но, несмотря на это, при введе­нии новой системы оплаты труда руководство «Русала» согласовало соотношение постоянной и переменной части заработной платы в размере 80 на 20 процентов соответственно!!! Почему же те капиталисты могут себе позволить такое соот­ношение, а ЕвразХолдинг, получающий огромнейшие прибыли и имеющий отлич­ные перспективы благодаря своим заводам в Северной Америке, дает своим работ­никам только 55% постоян­ной, гарантированной части заработной платы??? Это очень серьезный вопрос, на который мы пока не слы­шим ответа от тех людей, которые участвуют в пере­говорах с профсоюзным ко­митетом, хотя, возможно, у этих людей недостаточно полномочий, чтобы давать такие ответы.

33 к отпуску — для Евраза как кость в горле

Есть и еще один вопрос с введением новой систе­мы оплаты труда, который вызывает серьезное возму­щение у работников — это стремление руководства ди­визиона избавиться от до­полнительной выплаты в 33 тысяч рублей к отпуску. Дан­ная выплата уже довольно давно является костью в гор­ле Евраза, причем костью, которой они подавились по своей личной инициативе. Ведь откуда появилась дан­ная выплата? От нежелания руководства Евраза повы­шать тарифы и оклады работ­никам Качканарского ГОКа по итогам 2013 года. Именно тогда, пожадничав, руковод­ство компании согласилось вместо повышения окладов дать людям дополнитель­ную выплату на оздоровление. Вот только не ожида­ли в управляющей компа­нии, что данная выплата станет ярким примером результативности работы профсоюзной организа­ции «Качканар-Ванадий», и по всей стране разойдется молва о том, как профсою­зы способны принуждать работодателей выделять до­полнительные средства для восстановления здоровья работников, и не просто пу­тевками, стоимость которых можно возместить через ФСС, а реальными и живы­ми деньгами. И к тому же нужно учитывать, что в 2014 году 33 000 рублей были приблизительно равны 1 000 долларов, то есть это была очень серьезная сумма.

Прошли годы, люди при­выкли к этой выплате и со­вершенно забыли о том, что изначально профсоюзная работа велась на увеличение тарифов и окладов. Людям нравится получать пусть и значительно обесценившу­юся, но все-таки вполне себе существенную выплату к отпуску. Но работодатель не хочет оставлять данную вы­плату, он хочет унифициро­вать системы оплаты труда на всех комбинатах: чтобы и в Качканаре, и в Нижнем Тагиле, и в Новокузнецке все было ровненько и еди­нообразно, чтобы ничто даже малейшим намеком не напоминало о том, что тру­довой коллектив Качканар­ского ГОКа и Качканарская профсоюзная организация гремели на всю страну сво­ими победами над работо­дателем. Вот и пытаются ме­неджеры убрать эту выплату, размазать её ровным слоем по годовой заработной пла­те, убеждая работников и профсоюзную организацию, что все от этого только вы­играют. А выиграют ли??? Опять же это остается под большим вопросом.

На первоначальном этапе обсуждения переноса этой выплаты в оклады членами профкома было озвучено вполне обоснованное пред­ложение — проиндексиро­вать 33 тысячи рублей на процент официальной ин­фляции с 2014 года. Работо­датель признал справедли­вость подобной индексации, но путем каких-то своих умных и замысловатых рас­чётов вывел цифру индек­сации в 12%, что приводит к превращению 33 000 рублей в 37 000, что в принципе не­плохо, но совершенно не от­ражает того,на сколько вы­росли реальные цены с 2014 года.

Я — за конструктивный диалог

Надо отметить, что это только самые яркие и важ­ные вопросы, появляющиеся при прочтении документа о введении новой системы оплаты труда. К огромно­му моему сожалению, дей­ствующее российское зако­нодательство не позволяет профсоюзам жестко отстаи­вать свою позицию, и рабо­тодатель имеет вполне себе законное право внедрить новую систему оплаты тру­да, просто запросив мотиви­рованное мнение профсоюз­ного комитета, а дальше уже делать свое дело, не обращая внимания на то, каким было это мнение — положитель­ным или категорически от­рицательным. То, что руко­водство Дивизиона «Урал» все-таки ведет диалог со стороной работников, кото­рых представляет профсо­юзная организация «Кач­канар-Ванадий», дает нам понимание, что в руковод­стве компании есть желание найти компромисс и прийти к соглашению, которое будет выгодно обеим сторонам.

Меня всегда обвиняли в том, что я не договороспосо­бен и как танк пру буром, не видя берегов, но это не так! Я всегда выступал и выступаю за конструктивный диалог, но этот диалог должен быть равноправным, и результат должен нести пользу как для работодателя, так и для ра­ботника! Есть ли подобный выход в сегодняшней ситуа­ции с новой системой опла­ты труда? Я считаю, что есть! И заключается он в приведе­нии постоянной и перемен­ной части заработной платы работников в соотношении 80/20. Только такое соот­ношение оклада и премии максимально обезопасит работников от разного рода посягательств со стороны ра­ботодателя с целью снизить уровень заработных плат, ссылаясь на тяжелые эконо­мические условия, недоста­точные объемы продаж, не выполнение плана, которое чаще всего происходит из-за устаревшего и до предела изношенного оборудования. Подобное распределение ча­стей зарплаты даст работни­кам возможность работать спокойно, без спешки вы­полняя свои производствен­ные обязанности, а сторону работодателя принудит к более ускоренному обновле­нию оборудования и расши­рению штата сотрудников. В случае, если сторона работо­дателя пойдет на такой шаг, я считаю, что можно даже уступить в вопросе перерас­пределения выплаты 33 000 рублей в оклады работников, хотя над процентом индек­сации тоже стоило бы еще поразмыслить.

Показать наглядно, что зарплата вырастет

Есть и еще один очень важный момент в этих пе­реговорах. Руководство ди­визиона и комбината на каждой встрече говорит о том, что для них очень важ­но, чтобы люди приняли предлагаемое нововведение и поняли, что это несет для них пользу. Неоднократно звучало с той же стороны, что каждому работнику бу­дет предоставлен коммуни­кационный лист, где будет очень наглядно и ярко вид­на положительная динамика роста заработной платы при переходе на новую систему. Вот только увидеть воочию этих коммуникационных листов членам профкома так и не удалось.

Хотелось бы обратиться к тем, кто будет их составлять: ни членам профкома, ни рабочим людям не нужны многостраничные буклеты с формулами и графиками! Людям нужно всего два ин­формационных документа: расчетный листок, как сей­час, и расчетный листок, как будет после введения новой системы оплаты труда. Толь­ко при таком подходе люди смогу убедиться и увидеть, на сколько вырастет посто­янная часть их дохода, на сколько снизится премиаль­ная часть, а также убедятся, что их общий доход станет больше, чем есть на данный момент. Только такой под­ход в информировании лю­дей можно считать честным и открытым!


P.S. В завершение статьи хотелось бы обратиться к горячим голо­вам среди работников комбината, которые на фоне происходя­щих переговоров по изменению системы оплаты труда загово­рили о том, что профсоюз бесполезен, бессилен и из него пора выходить. Задумайтесь! Говоря такие слова, вы расписываетесь в собственном бессилии, в своем нежелании отстаивать свои права, в том, что вы готовы принять любую участь, которую вам приготовит рабо­тодатель!

Хочу напомнить всем членам профсоюзной организации «Качканар-Ванадий» свои слова, которые я говорил постоянно, еще будучи председателем: «Профсоюз — это не Пьянков или Помазкин! Профсоюз — это трудовой коллектив, готовый отста­ивать свои интересы! И именно этот трудовой коллектив является для председате­ля истинным работодателем, перед которым председатель должен держать ответ и отчитываться о проделанной работе». Именно вы — работники и члены профсоюза, имеете полное право требовать от выборных профсоюзных лидеров отстаивать ту точку зрения, которая имеется у трудового коллектива.

Если же на данный момент вы своими собственными действиями покажете ра­ботодателю, что на Качканарском ГОКе больше нет сплоченного трудового коллек­тива, готового отстаивать свои интересы, то работа по ущемлению ваших прав и снижению социальных гарантий будет только набирать обороты.

Задумайтесь над этим! И примите правильное решение — решение, которое по­зволит вам сохранить гордое имя Качканарских Горняков и Металлургов, которое знают на просторах всей Российской Федерации и даже за её пределами!