Юные физики из Качканара получили «бронзу» Всероссийского турнира

24 по 30 марта в Московском физико-техническом институте в городе Долгопрудном Московской области состоялся заключительный этап Всероссийского Турнира юных физиков.

Команда физиков из Качканара в Долгопрудном

ТЮФ — это командное состязание школьников старших классов в умении решать сложные научные физические проблемы, убедительно представлять свои решения и отстаивать их в научных дискуссиях. Участниками заключительного этапа становятся победители и призеры региональных турниров. В этом году Свердловскую область представляли команды СУНЦа, лицея №130 Екатеринбурга и МОУ СОШ №7 Качканара.

Качканарские школьники Вадим Орлов, Роман Мельников, Данил Жоглов, Валерия Сафиуллина, Арина Валуева в составе команды «Качканар» стали бронзовыми призерами турнира.

Вот уже 45 лет проводится физический турнир в России, 23 года принимают участие в нем команды юных физиков качканарской школы №7, неоднократно становившиеся призерами и победителями заключительного этапа ТЮФ. Меняются дети, меняются руководители команд, но наш город знают на турнире как достойных соперников, как участников с высоким уровнем подготовки!

Бронзовые призёры турнира — учащиеся седьмой школы Качканара

Ежегодно в августе появляются 17 вопросов турнира, каждый из которых, по словам организаторов Всероссийского ТЮФ, «тянет не просто на научную статью, а на тему диссертационного исследования». Ответы на эти «каверзные» вопросы не найти в Интернете, их не подскажут ни школьные учителя, ни профессора ведущих вузов. Потому что у этих физических задач зачастую нет ни ответа, ни единственно верного решения. Каждая задача — это исследование, в рамках которого надо построить теоретическую модель, сконструировать экспериментальную установку, спланировать и провести эксперименты, обработать результаты, сравнить теорию с практикой и сделать выводы. А на турнире, увидев абсолютно неизвестное решение этой же задачи другой команды, суметь понять, оценить сильные и слабые стороны доклада и в ходе научной дискуссии продвинуть решение соперника или показать его недостоверность.

Казалось бы, всего-то 17 вопросов, но целых восемь месяцев напряженной подготовки… На начальном этапе проходят первые наблюдения и объяснения явлений «на пальцах». Это доступно даже ученикам 7, 8, 9 классов, которые получают опыт участия в физических боях на Уральском физическом турнире в дни осенних каникул. Ежегодно не менее трех команд учащихся школы №7 принимают участие в этом мероприятии, становятся призерами и победителями. Затем работа над задачами переходит на более глубокий уровень, и ученики 9, 10, 11 классов защищают свои решения на региональном Турнире юных физиков, завоевывая путевку в финал. Кульминацией физического сезона становится Всероссийский ТЮФ в дни весенних каникул. И только после этого наступают четыре заветных месяца, когда можно разобрать установки и спрятать оборудование в шкаф, не спешить по воскресеньям в лабораторию и не думать ночами о решении задач физического турнира.

А потом начнется новый сезон: придут новые ученики, решившие принять вызов на физический бой, и те, кто говорили «больше никогда»… И все повторится вновь…

Диплом III степени 45-го Всероссийского Турнира юных физиков — это общий успех не только команды старшеклассников школы №7, но и команд 7, 8 классов, начинавших сезон осенью 2022 года, и тренеров команд Мельниковых Вадима Валерьевича и Натальи Михайловны. При этом вклад каждого — бесценен!

В декабре 2022 года в газете «Новый Качканар» было опубликовано письмо родителей под заголовком «В нашем городе только самбо, футбол и казачьи классы», в котором прозвучал вопрос: заинтересованы ли школы в поддержке и развитии талантливых детей по физике, математике и информатике? Родители, видимо, не знают, что кроме Турниров, наши дети могут принимать участие в олимпиадах разного уровня, заниматься в заочной физико-технической школе при МФТИ, стать участниками регионального проекта «Унилаб» по разным предметам, принимать участие в дистанционных программах и очных образовательных интенсивах фонда «Золотое сечение», а мы, учителя, всегда их поддержим!

Как писал Эдуард Асадов:

В любых делах
при максимуме сложностей
Подход к проблеме
все-таки один:
Желанье — это множество
возможностей,
А нежеланье —
множество причин.
Выбор — за вами!

Наталья Мельникова, учитель физики школы №7

Фото предоставлены Натальей Мельниковой