Швейный цех в Доме быта оптимизируют
Нескольких человек сокращают, остальным предлагают оформиться как самозанятым
Накануне Нового года в редакцию пришла весть, что некоторым работникам швейного цеха Дома быта пришли «письма счастья», в которых говорится, что на предприятии готовится оптимизация, и через два месяца некоторым работникам цеха придется распрощаться со своей работой.
Под оптимизацию попали четыре швеи, два приёмщика и технолог. Также разговор шёл о том, что сократят и бухгалтерию. Работники подписали соответствующий документ.
Из швей — в дворники
Вот с такими письмами в новый год ушли несколько человек, много лет проработавших в швейном цехе.
«Уважаемая …., уведомляем вас о том, что в связи с оптимизацией производственной деятельности ООО «Комбинат бытового обслуживания» работодателем 30 ноября 2021 года принято решение о сокращении штата работников организации (приказ №4 от 30.11.2021).
В этой связи, в соответствии с ч.2 ст.180 ТК РФ, КБО предупреждает вас о расторжении 31 января трудового договора по основанию, предусмотренному п.2 ст.81 ТК РФ сокращение штата работников организации.
В соответствии с ч.3 ст.81 и ч.1 ст.180 ТК РФ, информирую вас о наличии в КБО вакантной должности «Дворник» с окладом в 12800 рублей. В случае отказа от перевода на предложенные должности трудовой договор с вами будет прекращён по истечении двух месяцев со дня вручения настоящего уведомления, с производством выплат, установленных законом.
Информирую вас, что трудовой договор может быть расторгнут с вашего согласия до истечения срока, указанного в настоящем уведомлении. В этом случае вам будет выплачена дополнительная компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Директор А.Каретников».
Иными словами, из Дома быта исчезают последние бытовые услуги.
Для чего был создан КБО
Напомним нашим читателям, что Дом быта открылся в 1987 году. По проекту он был рассчитан на 150 рабочих мест. Хотя старожилы говорят, что столько человек в нём никогда не работало. И тем не менее под его крышей нашли себе место на первом этаже: ремонт сложной бытовой техники, ювелир, ремонт часов, ремонт обуви, прокат бытовой техники, магазин по продаже готовой продукции швейного цеха, салон ритуальных услуг. На втором этаже располагались трикотажный цех, фотосалон, парикмахерская. Весь третий этаж занимал швейный цех. Поскольку работников было много, то в здании имелся буфет для персонала, в который привозили обеды из седьмой столовой.
Постепенно бытовые услуги стали сворачиваться. Кто-то пошёл в предприниматели и ушел в свободное плавание, какие-то площади были сданы под кафе и магазины.
Сейчас штат КБО не насчитывает и 25 человек. Работает ателье, которое оказывает услуги по пошиву и ремонту одежды, фотосалон и мастерская по ремонту мелкой бытовой техники.
Дом быта выполняет социальную нагрузку
Много лет Дом быта возглавлял Сергей Курильченко. Уже в его бытность администрацией и депутатами было принято решение перевести предприятие на коммерческие рельсы. То есть из МУПа сделать ООО.
— Вопрос о реорганизации Дома быта был поднят потому, что законодатель принял решение о реорганизации всех муниципальных унитарных и государственных предприятий в ООО или ОАО, — комментировал тогда «НК» Сергей Курильченко. — Мы, как организация, которая учреждена администрацией, в любом случае сделаем, что нам предписано. Говорить об убыточности Комбината бытового обслуживания тоже, наверно, не совсем корректно. Вся информация о финансовом состоянии есть в Комитете по управлению муниципальным имуществом. Дом быта продолжает функционировать, выполняет свою социальную нагрузку — обшивает, ремонтирует вещи.
Да, какие-то площади мы сдаем в аренду, которые не востребованы под оказание услуг бытового характера.
Изменений в работе не будет
Сейчас Дом быта возглавляет Алексей Викторович Каретников. Живёт он в Екатеринбурге. Качканарцы знают его как учредителя Свердловской региональной общественной организации «Федерация самбо и дзюдо Качканарского городского округа».
Его руководство запомнится тем, что на здании отремонтировали крышу. Предприятие много лет не находило деньги на ремонт крыши, на благоустройство территории перед самим зданием, на ремонт сетей и так далее. Деньги от сдачи площадей в аренду уходили на зарплату работникам и на коммунальные платежи. В 2021 году городской бюджет выделил на ремонт крыши в КБО в 2,5 миллиона рублей.
Второе его достижение — оптимизация швейно-трикотажного цеха.
Алексей Викторович уверил своих сотрудников, что качканарцы не заметят изменений в работе цеха – он, как и прежде, будет продолжать работать, только немного в другом составе.
Здание выставлено на аукцион
В декабре Комитет по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа выставил здание Дома быта на аукцион.
На сайте администрации написано: «Предмет аукциона — помещения в здании общей площадью 3475,90 кв.м. Срок действия договора – 1 год. Целевое назначение: под любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством, в том числе предоставление в аренду. Начальная (минимальная) цена договора (цена лота) – размер ежеквартального платежа (…) составляет 930 550 рублей, с ежегодной индексацией на уровень инфляции, утверждаемый федеральным законом о бюджете на соответствующий год. Имущество, являющееся предметом аукциона, находится в удовлетворительном состоянии. На момент окончания договора доверительного управления имущество должно быть в технически хорошем эксплуатационном состоянии, с сохранением всех функционирующих инженерных систем и сетей. Сумма задатка — 20% начальной цены договора (186 110 рублей)».
Аукцион не состоялся, потому что была подана всего одна заявка – от нынешнего директора Алексея Каретникова.
Администрация считает деньги
Мы поинтересовались в администрации, как они, как собственники здания, относятся к тому, что Дом быта стоит на пороге сокращения штата.
Заместитель главы Кирилл Касимов сначала прокомментировал это так:
— Здание Дома быта находится в муниципальной собственности Качканарского городского округа и до 7.10.2021 года было закреплено на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием КГО «Комбинат бытового обслуживания».
В соответствии с требованиями ФЗ от 27.12.2019 № 485 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федерального закона «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон № 485-ФЗ) муниципальные унитарные предприятия подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года.
В целях реализации требований Федерального закона № 485-ФЗ думой Качканарского городского округа 22 апреля 2020 года принято решение о преобразовании муниципального унитарного предприятия «Комбинат бытового обслуживания» в общество с ограниченной ответственностью с долей участия Качканарского городского округа 100%. Процедура преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью завершена 7 октября 2021 года.
Решений участников ООО «КБО» о закрытии в 2022 году швейного и (или) трикотажного цехов не принималось. Бытовые услуги населению будут оказываться работниками КБО по-прежнему.
Сокращаем штат, чтобы сохранить цех
Но кто же будет оказывать эти бытовые услуги, если работники швейного цеха получили уведомления о сокращении штата?
На это замглавы Кирилл Касимов пояснил следующее:
— С момента своего основания в 1995 году МУП «КБО» осуществлял следующие виды деятельности: производство одежды и аксессуаров одежды, производство вязаных и трикотажных изделий, производство меховых изделий, деятельность в области фотографии, ремонт мелкой бытовой техники.
Дополнительный вид деятельности — передача в аренду свободных площадей в здании Дома быта. Но по факту поступления от аренды имущества постепенно превращались в основной источник дохода. Так, если в 2011 году доходы от аренды составляли 57% от общего дохода, то в 2018 уже 72%, а за 9 месяцев текущего года 77%.
При этом также стабильно падали доходы от оказания бытовых услуг населению: если в 2011 году доходы от оказания бытовых услуг (швейный цех, фотосалон, ремонт бытовой техники) составляли 2677 тысяч рублей, в 2018 — 2551 тысяча рублей, то за 11 месяцев текущего года — 1395 тысяч рублей. Фактически деятельность швейного цеха, фотосалона и ремонта бытовой техники была убыточной. Так, только швейный цех приносил убытков на 2,5 миллиона рублей ежегодно. Вместо того, чтобы направлять арендные платежи на ремонт здания, предприятие покрывало арендой убыточное производство.
Учредителем МУП «КБО» неоднократно рассматривался вопрос об оптимизации штата и (как крайняя мера) о ликвидации убыточного предприятия, но всегда значимым аргументом в пользу сохранения МУП «КБО» выступало оказание предприятием бытовых услуг малообеспеченным слоям населения.
Решением о преобразовании муниципального унитарного предприятия «Комбинат бытового обслуживания» в общество с ограниченной ответственностью здание Дома быта было определено как имущество, не подлежащее приватизации. А значит, преобразованное предприятие не может жить за счет арендных платежей и вынуждено проводить мероприятия, нацеленные на повышение рентабельности, повышение производительности труда и инновационное развитие предприятия.
В условиях рыночных отношений это особенно важно, так как задачей каждого хозяйствующего субъекта является получение большей прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Предприятие должно стремиться к такому объему прибыли, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.
Целью проводимых директором ООО «КБО» мероприятий по оптимизации штата как раз и является достижение такого результата — прибыльность деятельности Общества. Кроме того, сокращение штата не предполагает ликвидацию всего швейного цеха, услуги населению оказываться будут. Хотел бы обратить ваше внимание, что сокращение штата является вынужденной мерой, направленной на возможность сохранения швейного цеха.
Город теряет ещё одну бытовую услугу
— Конечно, жалко, что наш цех не развивается, а сворачивается, — комментируют работники швейного цеха. – Понятно, что наши услуги, наверно, морально устарели, мы занимались в основном средним и мелким ремонтом. Но ведь и эту работу в городе кто-то должен делать. Жалко, что город потеряет ещё одну бытовую услугу.
Сейчас коллектив цеха находится в недоумении. Всем оставшимся предложили оформиться как самозанятым. В ателье не будет приёмщиков и бухгалтера (их оптимизируют). Как остальные сотрудники будут вести приём вещей и учёт поступающих средств – пока неизвестно.
С одной стороны, вроде бы ничего страшного не произошло — сократили несколько человек. Но ведь это рабочие места.
Непонятно, почему у администрации есть деньги содержать спортивные Дворцы, но нет денег на содержание Комбината бытового обслуживания.
Лариса Плесникова