Цифровые платформы: благо или зло?

В редакцию «Нового Качканара» пришло обращение от Совета родителей Качканара к работникам образования города.
Мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с текстом обращения и с ответом, который прислала нам начальник Управления образования Марина Мальцева.

Спасите детские души!

НАВЯЗЫВАТЬ — НЕДОПУСТИМО

Многим родителям от педагогов школ приходят сообщения зарегистрировать детей на разных электронных платформах, таких, как uchi.ru, сбер-класс, фоксфорд, дневник.ру и т.д.

Этих платформ становится всё больше и больше, многие уже и не помнят, на каких платформах проходили регистрацию.
Давайте разберемся в этом вопросе. Использование электронных цифровых платформ регламентировано статьей 16 Федерального закона «Об образовании».
Если коротко изложить её суть, то любой учитель может и имеет право использовать любые цифровые платформы, может брать оттуда материал, если считает его интересным и нужным, может предлагать использовать электронные цифровые платформы, но как дополнение к основной программе.

Таким образом, если учитель предлагает повысить уровень образования вашего ребёнка, то вы можете зарегистрироваться на той или иной платформе, которую использует педагог, сугубо на добровольной основе. Но иногда это происходит совершенно по-другому — регистрация становится навязыванием. С точки зрения закона это недопустимо.
Если вы зайдете на любую из этих платформ, то там вы найдёте телефон либо электронную почту, по которым можно связаться с администраторами платформ и запросить лицензию на право проведения образовательной деятельности. Не верьте на слово, проверьте, пишите, звоните сами, но лицензии на право проведения образовательной деятельности данные платформы не имеют.

ДЕТЕЙ ЗАТЯГИВАЮТ В СЕТЬ

Школы лицензируются, педагоги подтверждают свою квалификацию защитой категории, учебники и рабочие пособия проходят согласование с Министерством образования. Различного рода электронные платформы ничего подобного не имеют и являются обычными сайтами продаж, как в Wildberries или Ozon.

Задайте вопрос любому поисковику: кто является владельцем той или иной платформы? Вы очень удивитесь, но это всё частные лица, которые с помощью данных платформы зарабатывают деньги, часто они находятся даже не в Российской Федерации.

Кто образовывает наших детей и какие цели преследует? Пройдитесь по каждой платформе и посмотрите, какой финансовый оборот имеют данные компании. Они нам предлагают свои услуги, ничего общего с образованием не имеющие. Если у платформы нет лицензии, она не несёт никакой ответственности за причинение вреда негативной информацией. Кто и когда проводил экспертизу этого контента?

Если отдел образования, руководство школы, учитель получают вознаграждение от платформы от затаскивания за уши туда вас и ваших детей, то это уже другая история. Это уже статья, а то и несколько: принуждение, вмешательство в частную жизнь, самоуправство, коррупция.
Категорически недопустимо за задание с электронных цифровых ресурсов выставлять оценки! Потому что ни одна цифровая платформа не является образованием, её нет в учебном плане, её нет в тематическом планировании.

«Кнопкотыканье», отсутствие правописания, отсутствие воображения, затягивание детей в сеть! Они становятся тупыми наблюдателями, потому что мозг отключается, они ничего не производят, они только смотрят за чужими картинками. Работает только зрение, и то со временем оно садится.

Довольно-таки часто встречается, что детей зарегистрировали на тех или иных платформах без ведома родителей или законных представителей. Несовершеннолетних детей втянули в интернет-пространство. Соответственно, встает вопрос: кто конкретно из руководителей школы, учителей несёт персональную ответственность за безопасность детей в информационной среде?

ЗАЧЕМ УЧИТЕЛЯМ ЭТОТ СУРРОГАТ?

Дорогие учителя, вас просто подставляют под пресс. Если грамотные родители сейчас в этом разберутся и начнут оттуда бежать в обратную сторону, вы останетесь крайними.
Да, для реализации принципа автономии образовательной организации педагогические работники и обучающиеся наделяются академическими правами и свободами, например, свободой педагогических работников излагать учебный предмет по своему усмотрению. Но при этом основной акцент в понимании автономии ставится на ответственности образовательной организации перед личностью, обществом и государством за осуществляемую ею образовательную деятельность.
Тогда почему, уважаемые учителя, вы сами не можете объяснить материал, почему вы обращаетесь к суррогату? Где ваши наработки? Расширяйте кругозор детей, давая им свой материал. Вы на кого учились? У вас в дипломе написано «Специалист по uchi.ru или яндекс-классу»? Вы учились составлять уроки, доносить информацию, вы учились учить детей! Почему вы подсовываете детям электронные платформы, фактически расписываясь в профессиональной непригодности. Учите тому, что знаете, и не уклоняйтесь от своих прямых обязанностей.
Дорогие учителя, не предавайте детей и свою профессию! Не молчите. Только вместе мы вернём нормальное человеческое образование нашим детям.
Школа является оператором персональных данных, есть конкретный человек, который отвечает в вашей школе за обработку персональных данных. Почему и на каком основании школа передаёт ваши персональные данные этим платформам?

ИМЕЕМ ПРАВО ОТКАЗАТЬСЯ

Уважаемые родители, если вы по незнанию подписали согласие на оформление вас в цифровых платформах, но состоять в них вы больше не желаете, вы имеете полное право написать заявление об отказе от использования электронных цифровых платформ. Вы имеете на это право! Также вы можете самостоятельно обратиться в техподдержку электронной платформы с требованием удалить ваш аккаунт или личный кабинет и уничтожить персональные данные. Просите акт с печатью об уничтожении ваших персональных данных с платформы.
Давайте отстоим для наших детей нормальное классическое образование! А любые платформы должны остаться лишь дополнением в свободное время и на добровольной основе!

Совет родителей Качканара

 

Учитель должен идти в ногу со временем

ДВИЖЕНИЕ К ЦИФРОВОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Современный этап развития общества называют информационным обществом, поскольку информация и способы её получения играют главную роль.
Образование также становится информационным. Учитель должен идти в ногу со временем, учить детей, используя современные, в том числе электронные ресурсы, учить детей получать самостоятельно правильную информацию.

В рамках проекта «Образование» реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Он направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. Ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. Поэтому использование цифровых сервисов в системе образования стало неотъемлемой частью современного образования.

ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА НЕ ТРЕБУЕТ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

Согласно п.3 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ» педагоги имеют право на свободу выбора и использования методик обучения, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

С сентября 2021 года при поддержке Министерства просвещения по всей стране стал работать единый каталог образовательных платформ — Цифровой образовательный контент. Именно внутри этого контента имеются различные образовательные платформы: Учи.ру, Яндекс.учебник, Я-класс и др. В рамках этого проекта предоставляется бесплатный полный доступ ко всем заданиям по предметам школьной программы.

Цифровая платформа —это информационное пространство, объединяющее заинтересованных участников и позволяющее оптимизировать их взаимодействие — снизить временную и ресурсную нагрузку. Сама платформа не является образовательной организацией и в связи с этим не требует лицензирования.

МАТЕРИАЛ ПРОХОДИТ ЭКСПЕРТНУЮ ОЦЕНКУ

Тем не менее, весь материал, размещаемый там, проходит серьезную экспертную оценку. Платформа не замещает учителя, но меняет его роль, становится инструментом организации учебного процесса: учитель получает возможность для управления персонализированными планами большого числа учеников, дает постоянную обратную связь об их успехах, позволяет развивать собственные компетенции.

Все задания интересно составлены, соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту, разбиты по уровням и темам. Задания прошли верификацию и экспертную оценку специалистов и готовы к использованию педагогами. Учителя для составления работ отбирают каждое задание в соответствии с тематикой и уровнем учащихся.

Платформы дают возможность учителю не просто оценить знания, но и увидеть учащегося в динамике, а также оценить задания по отдельно взятому учащемуся, по всему классу в целом и, проанализировав результаты, спланировать свою дальнейшую деятельность. Если у учащегося отсутствует возможность пройти оценочные процедуры в электронной форме, для него создаются условия прохождения на бумажном носителе с проверкой учителем и выставлением отметки.
Данные платформы ни в коем случае не заменяют бумажные учебники и тетради, а являются интересным дополнением к ним.

ЧЕМ ХОРОШИ ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ

Хочу перечислить положительные стороны использования цифровых ресурсов:

• обучающийся может получать информацию в удобное время, независимо от места нахождения;
• использовать современные технологии и мультимедийные средства;
• получать доступ к электронным библиотекам, образовательным сайтам и сервисам для расширения и углубления знаний по разным предметам;
• учебный материал может быть наглядным, интересным и доступным для понимания и освоения;
• самостоятельно изучать материал, что развивает самоорганизацию, дисциплину, инициативность;
• это повышает мотивацию к обучению.

ПОМОЩЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Таким образом, образовательные платформы созданы с единственной целью — оказывать помощь родителям и учащимся. Ни одна образовательная платформа не ставит своей целью заменить школу и учителя. В свою очередь, школа ни в коей мере не перекладывает на образовательные платформы свои полномочия по обучению и воспитанию детей.
Регистрация на указанных платформах осуществляется учащимися и родителями на добровольной основе. В случае, если учащийся или родитель, законный представитель не желает регистрироваться на образовательных платформах — он вправе это сделать.

Относительно возможности нанесения вреда физическому или психическому здоровью учащихся в связи с использованием образовательных платформ, следует отметить, что все указанные образовательные платформы официально зарегистрированы в Рокомнадзоре согласно 436-ФЗ и проходят обязательные проверки и имеют контент-фильтрацию, препятствующую доступу несовершеннолетних учащихся к контенту, который может нанести вред их психическому или физическому здоровью.

Кроме этого, в каждой школе в обязательном порядке установлены контент-фильтры. Защиту персональных данных и информацию пользователей обеспечивает сама образовательная платформа в соответствии с приказами ФСТЭК РФ от 11.02.2013 № 17 и 18.02.2013 № 21.

Никакого вознаграждения руководство Управления образования, директора школ, педагоги за регистрацию на образовательных платформах не получают, данные домыслы просто дискредитируют педагогическое сообщество города.

Марина Мальцева, начальник Управления образования

P.S. Если вы хотите высказать свою точку зрения по этому вопросу, пишите или звоните в редакцию «НК». Мы приглашаем к разговору родителей, педагогов, учеников школ. Нам будет интересно узнать ваше мнение.