Хотите участвовать в выборах? Вы арестованы!
Вот уже несколько недель в Москве и других городах продолжается борьба независимых кандидатов от оппозиции за право избираться и быть избранными. Ярче всего ситуация проявилась, конечно, в Москве. Там готовились к регистрации в Мосгордуму в качестве кандидатов 18 человек от внесистемной оппозиции, среди них Дмитрий Гудков, Илья Яшин, Любовь Соболь, Иван Жданов и другие.
Немного предыстории. Изначально для таких кандидатов власть установила довольно серьезный барьер: самовыдвиженцу нужно собрать 5 тысяч подписей жителей района, от которого он баллотируется. Кандидаты провели тяжелейшую работу по сбору подписей, ходили по квартирам лично, организовывали пункты сбора, нанимали сборщиков. Отчеты о сборе подписей публиковались регулярно. Этим кандидатам было особенно важно, чтобы подписи были собраны идеально, так, что комар носа не подточит. Они знали, что их подписи будут проверять в избирательной комиссии с особым пристрастием. Подписи за выдвижение собирали с запасом, в итоге в комиссию каждый из кандидатов предоставил порядка 6 тысяч подписей, с учетом, если вдруг сколько-то будет из них забраковано.
Но оказалось, что все эти титанические усилия за право избираться в Мосгордуму были потрачены впустую. Комиссия забраковала подписи у ВСЕХ оппозиционных кандидатов. У них нашли до 20% брака при возможно допустимых 10%. Стоит ли говорить, что кандидаты-самовыдвиженцы, одобренные властью и лояльные ей, без труда были зарегистрированы, при том, что многие из них вообще не вели публичной подписной компании.
Решение не допускать до участия в выборах оппозиционеров, скорее всего, было принято наверху еще задолго до подписной кампании. Как подписи объявлялись недействительными? Одни якобы не прошли по базе МВД, но наибольшую часть из них забраковали графологи комиссии. И когда подписавшиеся за своего кандидата люди стали находить себя в списке недействительных подписей, они стали возмущаться. Как же так? Вот я, вот мой паспорт, я лично ставил подпись, а вы говорите, что меня не существует? Избиратели записали массу видеобращений, написали официальные заявления в избирком, что они действительно ставили подпись за своего кандидата. Но их заявления рассматривать никто не стал. Окружные избирательные комиссии все равно отказали в регистрации кандидатам. В знак протеста Любовь Соболь объявила голодовку.
— Нам ничего не остается, как выходить на улицу и отстаивать свои права, — констатировали не допущенные до выборов кандидаты. При этом они призвали и своих потенциальных избирателей тоже заявить о своем избирательном праве, гарантированном законом.
Так в Москве началась череда уличных акций, независимые кандидаты проводили встречи со своими избирателями, каждый день собирались перед зданием Мосизбиркома. 20 июля на проспекте Сахарова прошел согласованный митинг за допуск независимых кандидатов до выборов, за честные конкурентные выборы. Митинг собрал рекордное количество участников — 22,5 тысячи человек. Народ скандировал основной лозунг: «Допускай!». Все эти дни в Москве на страже власти от своих граждан крепкой стеной стоит ОМОН, Росгвардия и полиция. Задержания были даже на согласованной акции.
А вот что происходило на несогласованной акции 27 июля, даже смотреть было страшно и больно. В ночь перед этой акцией у оппозиционных кандидатов прошли обыски, некоторые из них были вызваны на допрос. Некоторых накануне задержала полиция. Возбуждено уголовное дело о воспрепятствовании работе избирательной комиссии. Практически власть изолировала кандидатов на время акции, но люди все равно стихийно собирались на подходе к мэрии Москвы. К самой мэрии недовольных горожан, конечно, силовики не пустили. Протест в этот раз подавлялся очень жестоко, 77 человек получили травмы. Достаточно сказать, что в этот день в центре Москвы было задержано 1373 человека. С 2 часов дня до 9 вечера силовики лупили дубинками и кидали в автозаки безоружных граждан, которые не желали расходиться и доказывали, что они существуют и имеют право на своего кандидата. Как обычно, в новостях на федеральных каналах о крупнейших протестах в Москве не сказали ни слова. Там были более важные новости, как Путин в батискафе опускался на дно.
На днях прошли суды над независимыми кандидатами. Вместо разрешения на участие в выборах в Мосгордуму они получили административные аресты за нарушение закона о митингах.