У качканарцев есть всего год, чтобы спасти водохранилище

Вырубка леса на границе с Пермской областью на­чалась больше года назад. В начале октября 2014 года пермяки начали рубить лес со стороны бывшего пио­нерского лагеря «Орленок». Обеспокоенные нещадным уничтожением леса садово­ды 4 садов, к чьим участкам непосредственно начали подбираться лесозаготов­щики, обрывали телефоны и чиновников, и редакции. Качканарцы боятся, что пермяки могут нарушить природное равновесие, и из-за вырубки леса Качка­нар останется без запасов питьевой воды.

4sXuq1OchU-300x300Жаркое лето 2010 года, когда появи­лась угроза пить привозную воду, горожане не забыли. Да и специалисты подме­чают уменьшение объемов воды в водохранилищах: сброс воды из Верхневый­ского водохранилища в Нижневыйское сократился за 15 лет практически в два раза – с 25-27 кубов до13-17.

Пермские лесорубы могут оставить качканарцев без воды

Заместитель главы адми­нистрации по городскому хозяйству Владимир Зюзь тогда первым забил тревогу. Как комментировал ситу­ацию замглавы, пермяки в принципе не должны были согласовывать вырубку с нами.

– Но у нас почему-то параметры санитарно-за­щитной зоны одни, а у них по лесоустройству другие. По закону на расстоянии от 3 до 5 километров при­брежной зоны нельзя вести какие-либо работы: если есть зеленые насаждения, то запрещена сплошная вырубка; если леса нет, то нельзя разрабатывать зем­лю и вести строительство. Но пермяков почему-то это не касается. По их до­кументам по лесоустрой­ству вырубка деревьев на запланированных участках вдоль берега водохрани­лища разрешена. Пермяки приостановить вырубку не могут: арендаторы запла­тили деньги за участки, оформлены все разреши­тельные документы, – рас­сказывает Владимир Зюзь.

Замглавы написал пись­ма в прокуратуру Кач­канара, в Министерство природных ресурсов Перм­ского края и Свердловской области, в Нижнетагиль­скую природоохранную прокуратуру и Роспотреб­надзор с просьбами прио­становить рубку для даль­нейшего разбирательства. Однако все запросы чинов­ника уходили в Пермь, по­скольку это пермская тер­ритория обслуживания. А из Перми ответ был один: все законно.

И только замминистра природных ресурсов и эко­логии Свердловской обла­сти Игорь Сутягин напра­вил обращение заместителя главы Качканара для разби­рательства в Управление Ро­спотребнадзора.

Качканарцам дали отсрочку на год

Выяснилось, что пер­мяки при формировании лесоустройства использо­вали документы 1992 года. В результате работы качка­нарских маркшейдеров в 2014 году была составлена новая примерная зона са­нитарной охраны Верхне­выйского водохранилища, в которую пока предполо­жительно попадает один из участков рубки. На встре­че с пермяками Владимир Зюзь добился, чтобы один участок площадью 59 гек­таров, попадающий в са­нитарную зону, оставили нетронутым на два года – 2015 и 2016 год. Остальные участки пермяки вырубят на законных основаниях.

5f963cffc8dd4decbee1ba115561013a– Когда мы утвердим нашу зону санитарной ох­раны, то документы пере­дадим в Пермский край, и они там переработают свои лесоустроительные доку­менты. Когда это все будет, тогда пермяки определят­ся, где можно без особого ущерба для Качканара за­готовлять лес, – рассказы­вал год назад Владимир Зюзь.

Но бюрократическая ма­шина в нашем государстве работает очень медленно. Спустя год ставший уже бывшим замглавы Влади­мир Зюзь снова пришел в редакцию «Нового Качка­нара» уже с накопившейся огромной пачкой докумен­тов и писем в различные инстанции.

Как он рассказал, специ­алисты Роспотребнадзора почти год – с 14 февра­ля 2014 года по 14 апреля 2015 года – рассматривали представленный админи­страцией Качканара проект обоснования зон санитар­ной охраны Верхневыйско­го водохранилища.

Владимир Зюзь: Я предположил, и дру-
гого объяснения у меня нет, что кто-то
где-то кому-то заплатил. Сказали специ-
алисту в Роспотребнадзоре: «Ты время
потяни, а мы еще пока попилим!» А
ведь кубометры леса деньги приносят,
ведь они даже кедровник выпиливают!
И нам почву обезвоживают.

Каждый раз эксперты находили разные наруше­ния и в числе прочего от­мечали, что рубка леса и лесозаготовительные рабо­ты, проводимые в пределах 2-3 поясов зон санитарной охраны Верхневыйского водохранилища, нарушают нормы существующего за­конодательства. Постепен­но все нарушения, кроме единственного, касающе­гося вырубки леса, были устранены.

Для того чтобы устра­нить последнее наруше­ние, которое спасло бы качканарский лес и Верх­невыйское водохранили­ще, врач по коммунальной гигиене Павел Зеленцов потребовал предоставить документы о том, что пер­мяки расторгли договор аренды участка для заго­товки древесины.

– Это же абсурд! Если Роспотребнадзор не реаги­рует на наши обращения, то на общественность-то он должен отреагировать! Мне, как человеку, непо­нятно, почему врач не го­ворит: «Здесь рубить нель­зя!» Лесорубы говорят нам, что если им скажут не ру­бить лес, они и не будут, а им никто не говорит! – воз­мущается Владимир Зюзь.

– Я предположил, и дру­гого объяснения у меня нет, что кто-то где-то кому-то заплатил. Сказали специ­алисту в Роспотребнадзо­ре: «Ты время потяни, а мы еще пока попилим!» А ведь кубометры леса день­ги приносят, ведь они даже кедровник выпиливают – и нам почву обезвоживают.

И главное, что наши специалисты из Роспотреб­надзора не то, что помога­ют нам остановить рубку, но еще и жалуются на нас и мешают нам, – говорит Владимир Зюзь.

P.S. Каким образом и на основа­нии чего можно заставить лесорубов прекратить рубить лес и расторгнуть договоры аренды участка — неизвестно. Однако Роспотребнад­зор отказывается подписать проект новых границ защитной зоны без этих документов. Договоренность не ру­бить лес на спорном участке держится практически на честном слове и будет действительна еще год. Успеют ли за год чиновники и экологи администра­ции убедить специалистов Роспотребнадзора в том, что их требование абсурдно? Нет никакой гарантии. А значит, пермяки смогут беспрепятственно и дальше рубить лес у самого берега водохранилища, тем самым оставив качка­нарцев и без леса, и без воды.