«Уралэкспресс» не справляется с перевозками

Пассажиры добираются до Валериановска в немыслимых позах

Пару недель назад «Уралэкспресс» за­менил старый неу­добный «ПАЗик» на новый комфорта­бельный «Форд». И хотя ру­ководство «Уралэкспресса» объяснило, что они поменя­ли худшее на лучшее, доброе дело обернулось неудоб­ством для пассажиров. Мно­гие валериановцы просто не могут уехать из поселка в Качканар или обратно, или едут стоя.

внутрь маршрутки

А проблема вся в том, что в «Пазике» для сидя­чих и стоящих пассажиров мест гораздо больше, чем в «Форде». По техническим характеристикам «Пазик» вмещает в себя 36 человек, а в действительности и 45 че­ловек в него входило легко. «Форд» же предусматривает перевозку всего 19 сидячих пассажиров и 6 стоящих. Проходы в «Форде» гораздо уже, да и площадок, как в автобусе, нет. И наши граж­дане, хоть и впихивающие­ся в маршрутку как кильки в банку, все равно в час-пик остаются на остановке.

На прошлой неделе мы специально провели экспе­римент, пытаясь уехать из Валериановска в Качканар утром. В итоге мы остались на остановке вместе с еще тремя валериановцами. Вместе с ними мы как сайгаки поскакали на гоковский автобус. Нервов, времени и сил было потрачено мно­го. Хорошо, что я никуда не опаздывала, поэтому бежала с оставшимися за бортом по своей воле. Школьники опаз­дывали на уроки, а женщина – на прием к врачу. Зато про­ехали бесплатно. Хотя мож­но было, конечно, вызвать такси. В этот же день днем, «Форд» рейсом на 14.30, один из самых популярных, потому что в поселок воз­вращаются школьники и студенты, тоже был переполнен. Самое интересное, что билеты продавали и в кассе, и на улице. По моим подсче­там, в маршрутку набилось около 30 человек, с билетами и проездными были не все. С остальных контролер брала деньги прямо у дверей «Фор­да», и брала наличными. В яркий сиреневый кошелечек ссыпались деньги внепла­новых пассажиров. Молодой человек лет 14, опоздавший буквально на минуту, в ав­тобус пущен не был. Да и стоять ему было уже негде, места в маршрутке осталось ровно столько, чтоб закры­лись двери.

Контролер посоветовала уехать мальчику на исовском автобусе. Этот автобус отхо­дил через 15 минут после валериановского. Но парень следующего рейса ждать не стал, а побежал на площадь перед автовокзалом, чтобы поймать попутку. Я помча­лась за ним. На Крылова уже голосовал еще один школьник. Мальчишки поделились опытом: как правило, рас­сказали они, добраться на попутке до Валериановска можно бесплатно. Веснуш­чатый паренек признался, что до поселка из Качканара он всегда ездит автостопом. Скорее всего, предприим­чивый школьник просто экономит деньги на проезд. Но мальчишки рассказали, что многие сейчас не могут с утра уехать в Качканар, а некоторые даже и не ждут маршрутку, а добираются на попутках или на рабочем ав­тобусе.

***

В администрации прово­дят проверки жалоб граж­дан. Несколько раз специ­алисты отдела городского хозяйства выезжали на Ва­лериановск сами – факт того, что качканарцы остаются на остановках, не подтвер­дился. Но валериановцы все еще идут в мэрию с жало­бами. Недавно пожаловался на пригородную маршрутку депутат от Валериановска Юрий Подобедов. Он расска­зал, что в этот же день, когда мы проводили эксперимент, в автобус рейсом на 17.50 вместился 31 человек.

Начальник отдела город­ского хозяйства Радик Гима­диев пояснил, что в договоре на перевозки, подписанном с перевозчиком еще в 2009 году, не оговаривается коли­чество мест, а только сани­тарные и технические тре­бования к транспорту:

– Расторгать договор с ИП Вагнером у нас пока особых оснований нет. Но если будут жалобы, придется добавлять рейсы или менять перевоз­чика, потому что этот не справляется. Скорее всего, пригородный маршрут мы до­бавим к конкурсу на городские перевозки.

Есть проблемы с пере­возками «Уралэкспресса» не только на Валериановск, жалуются читатели и на несоблюдение графика пе­ревозок на Ис. Как говорят исовчане, автобусы дышат на ладан, задние двери замо­таны проволочкой, а сиденья шатаются. Жители Иса, ра­ботающие в Качканаре, ста­новятся заложниками вечно опаздывающих водителей, да и рейсов, говорят, им не­достаточно. А уж про междугородние рейсы и говорить не приходится, настолько часто ломаются и попадают в аварии автобусы «Уралэкс­пресс».

Как пояснили в админи­страции, автобусы ИП Вагне­ра не всегда выходят и на го­родские рейсы.

Проблемы есть с марш­рутом №2 (эти маршрутки ходят до железнодорожного вокзала), после 19.00 марш­рутки ИП Вагнера не выходят на рейс вообще, хотя второй перевозчик график движения не нарушает, – уточнил на­чальник ОГХ Радик Гима­диев.

– Но так поступают и некоторые перевозчики, об­служивающие маршрут №1– «Автовокзал – КРЗ». Так ска­жем, кто-то сливки срезал, и не катается вечером.

В администрации пообе­щали в скором времени ре­шить эту проблему с помо­щью ГЛОНАСС.

Нам уже представили де­монстрационную версию про­граммы, которая позволяет мне в режиме реального времени из своего кабинета сле­дить, где находится тот или иной перевозчик. Жителям осталось потерпеть около полутора месяцев. И ситуа­ция резко улучшится.

А вот междугородние пе­ревозки отслеживает уже Минтранс, и аварии, кото­рые случаются с автобусами «Уралэкспресс» на трассе, анализирует область.

Сегодня, по словам чинов­ников, большинство марш­рутов перепродано третьим лицам. И те предпринимате­ли, кто заключал в свое вре­мя договор на перевозки, по факту не знают, что творится с их маршрутками. А Сергей Вагнер, предприниматель, осуществляющий перевозки на территории Качканарско­го городского округа от ООО «Уралэкспресс», по-преж­нему не появляется в адми­нистрации, хотя его вызы­вали уже неоднократно. Не пришел он и на последнюю комиссию по городскому хозяйству, когда депутаты знакомились с жалобами ва­лериановцев, хотя Вагнера приглашали.

***

Жалобами жителей за­интересовались и гаишни­ки. В понедельник днем на «ключе» наряд ДПС остано­вил переполненный автобус «Форд» с 27 пассажирами на борту. Сотрудники ГИБДД не стали высаживать пассажи­ров посреди дороги, а сопро­водили маршрутку до конеч­ной остановки, где водитель и гаишники стали спорить, можно ли перевозить в «Фор­де» стоящих пассажиров, и если да, то сколько. Водитель признавал, что сидячих мест в маршрутке всего 19, а сто­ячих – еще 6. Но пассажиров в салоне было 27. Водитель и сотрудники ГИБДД при­мерялись, сколько могло бы войти в салон пассажиров и так, и эдак, мерили поручни и расстояние между сидень­ями.

– Сюда могут трое войти, и сюда еще трое, – убеждал сотрудников ГИБДД води­тель.

– На сиденье тоже можно втроем сидеть, в обнимку, но это же не значит, что это правильно, – парировали гаишники.

Но как бы ни спорил во­дитель «Форда», пункт 22.8 ПДД гласил, что запрещается перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристи­кой транспортного средства.

В итоге водитель согла­сился с нарушением, но все-таки признал, что пасса­жиров ему жаль.

– Мы сегодня продали через кассу 12 билетов, все остальные – бабушки и дети, ехали по проездным билетам. Как мы их не посадим, если у них уже есть билет? – вопрошал взволнованный водитель.

Гаишники могли толь­ко посоветовать добавить рейсы или поставить на маршрут до Валериановска большой автобус. Но пере­возить пассажиров сверх нормы – запрещено. К тому же по Правилам в автобусах все пассажиры должны быть пристегнуты. К чему присте­гивать стоящих людей, ни водитель, ни гаишники, при­думать не могли. И водитель был наказан на 500 рублей.

Есть ли в Качканаре сегод­ня альтернатива «Уралэкс­прессу»? Без сомнения, есть. Готов ли кто-то из местных перевозчиков взять допол­нительно к городским рей­сам еще и Валериановск? Ко­нечно.

Как нам рассказали, в городе есть перевозчики, у которых есть автобусы и они стоят без дела. Предприни­матели надеются только на конкурс. А это значит, что ниша городских, пригород­ных и междугородних пере­возок на сегодня заполнена.

А жители ждут ответ­ственного перевозчика, с которого в случае чего мож­но будет и спросить по всей строгости.