«Уралэкспресс» не справляется с перевозками
Пассажиры добираются до Валериановска в немыслимых позах
Пару недель назад «Уралэкспресс» заменил старый неудобный «ПАЗик» на новый комфортабельный «Форд». И хотя руководство «Уралэкспресса» объяснило, что они поменяли худшее на лучшее, доброе дело обернулось неудобством для пассажиров. Многие валериановцы просто не могут уехать из поселка в Качканар или обратно, или едут стоя.
А проблема вся в том, что в «Пазике» для сидячих и стоящих пассажиров мест гораздо больше, чем в «Форде». По техническим характеристикам «Пазик» вмещает в себя 36 человек, а в действительности и 45 человек в него входило легко. «Форд» же предусматривает перевозку всего 19 сидячих пассажиров и 6 стоящих. Проходы в «Форде» гораздо уже, да и площадок, как в автобусе, нет. И наши граждане, хоть и впихивающиеся в маршрутку как кильки в банку, все равно в час-пик остаются на остановке.
На прошлой неделе мы специально провели эксперимент, пытаясь уехать из Валериановска в Качканар утром. В итоге мы остались на остановке вместе с еще тремя валериановцами. Вместе с ними мы как сайгаки поскакали на гоковский автобус. Нервов, времени и сил было потрачено много. Хорошо, что я никуда не опаздывала, поэтому бежала с оставшимися за бортом по своей воле. Школьники опаздывали на уроки, а женщина – на прием к врачу. Зато проехали бесплатно. Хотя можно было, конечно, вызвать такси. В этот же день днем, «Форд» рейсом на 14.30, один из самых популярных, потому что в поселок возвращаются школьники и студенты, тоже был переполнен. Самое интересное, что билеты продавали и в кассе, и на улице. По моим подсчетам, в маршрутку набилось около 30 человек, с билетами и проездными были не все. С остальных контролер брала деньги прямо у дверей «Форда», и брала наличными. В яркий сиреневый кошелечек ссыпались деньги внеплановых пассажиров. Молодой человек лет 14, опоздавший буквально на минуту, в автобус пущен не был. Да и стоять ему было уже негде, места в маршрутке осталось ровно столько, чтоб закрылись двери.
Контролер посоветовала уехать мальчику на исовском автобусе. Этот автобус отходил через 15 минут после валериановского. Но парень следующего рейса ждать не стал, а побежал на площадь перед автовокзалом, чтобы поймать попутку. Я помчалась за ним. На Крылова уже голосовал еще один школьник. Мальчишки поделились опытом: как правило, рассказали они, добраться на попутке до Валериановска можно бесплатно. Веснушчатый паренек признался, что до поселка из Качканара он всегда ездит автостопом. Скорее всего, предприимчивый школьник просто экономит деньги на проезд. Но мальчишки рассказали, что многие сейчас не могут с утра уехать в Качканар, а некоторые даже и не ждут маршрутку, а добираются на попутках или на рабочем автобусе.
***
В администрации проводят проверки жалоб граждан. Несколько раз специалисты отдела городского хозяйства выезжали на Валериановск сами – факт того, что качканарцы остаются на остановках, не подтвердился. Но валериановцы все еще идут в мэрию с жалобами. Недавно пожаловался на пригородную маршрутку депутат от Валериановска Юрий Подобедов. Он рассказал, что в этот же день, когда мы проводили эксперимент, в автобус рейсом на 17.50 вместился 31 человек.
Начальник отдела городского хозяйства Радик Гимадиев пояснил, что в договоре на перевозки, подписанном с перевозчиком еще в 2009 году, не оговаривается количество мест, а только санитарные и технические требования к транспорту:
– Расторгать договор с ИП Вагнером у нас пока особых оснований нет. Но если будут жалобы, придется добавлять рейсы или менять перевозчика, потому что этот не справляется. Скорее всего, пригородный маршрут мы добавим к конкурсу на городские перевозки.
Есть проблемы с перевозками «Уралэкспресса» не только на Валериановск, жалуются читатели и на несоблюдение графика перевозок на Ис. Как говорят исовчане, автобусы дышат на ладан, задние двери замотаны проволочкой, а сиденья шатаются. Жители Иса, работающие в Качканаре, становятся заложниками вечно опаздывающих водителей, да и рейсов, говорят, им недостаточно. А уж про междугородние рейсы и говорить не приходится, настолько часто ломаются и попадают в аварии автобусы «Уралэкспресс».
Как пояснили в администрации, автобусы ИП Вагнера не всегда выходят и на городские рейсы.
– Проблемы есть с маршрутом №2 (эти маршрутки ходят до железнодорожного вокзала), после 19.00 маршрутки ИП Вагнера не выходят на рейс вообще, хотя второй перевозчик график движения не нарушает, – уточнил начальник ОГХ Радик Гимадиев.
– Но так поступают и некоторые перевозчики, обслуживающие маршрут №1– «Автовокзал – КРЗ». Так скажем, кто-то сливки срезал, и не катается вечером.
В администрации пообещали в скором времени решить эту проблему с помощью ГЛОНАСС.
– Нам уже представили демонстрационную версию программы, которая позволяет мне в режиме реального времени из своего кабинета следить, где находится тот или иной перевозчик. Жителям осталось потерпеть около полутора месяцев. И ситуация резко улучшится.
А вот междугородние перевозки отслеживает уже Минтранс, и аварии, которые случаются с автобусами «Уралэкспресс» на трассе, анализирует область.
Сегодня, по словам чиновников, большинство маршрутов перепродано третьим лицам. И те предприниматели, кто заключал в свое время договор на перевозки, по факту не знают, что творится с их маршрутками. А Сергей Вагнер, предприниматель, осуществляющий перевозки на территории Качканарского городского округа от ООО «Уралэкспресс», по-прежнему не появляется в администрации, хотя его вызывали уже неоднократно. Не пришел он и на последнюю комиссию по городскому хозяйству, когда депутаты знакомились с жалобами валериановцев, хотя Вагнера приглашали.
***
Жалобами жителей заинтересовались и гаишники. В понедельник днем на «ключе» наряд ДПС остановил переполненный автобус «Форд» с 27 пассажирами на борту. Сотрудники ГИБДД не стали высаживать пассажиров посреди дороги, а сопроводили маршрутку до конечной остановки, где водитель и гаишники стали спорить, можно ли перевозить в «Форде» стоящих пассажиров, и если да, то сколько. Водитель признавал, что сидячих мест в маршрутке всего 19, а стоячих – еще 6. Но пассажиров в салоне было 27. Водитель и сотрудники ГИБДД примерялись, сколько могло бы войти в салон пассажиров и так, и эдак, мерили поручни и расстояние между сиденьями.
– Сюда могут трое войти, и сюда еще трое, – убеждал сотрудников ГИБДД водитель.
– На сиденье тоже можно втроем сидеть, в обнимку, но это же не значит, что это правильно, – парировали гаишники.
Но как бы ни спорил водитель «Форда», пункт 22.8 ПДД гласил, что запрещается перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.
В итоге водитель согласился с нарушением, но все-таки признал, что пассажиров ему жаль.
– Мы сегодня продали через кассу 12 билетов, все остальные – бабушки и дети, ехали по проездным билетам. Как мы их не посадим, если у них уже есть билет? – вопрошал взволнованный водитель.
Гаишники могли только посоветовать добавить рейсы или поставить на маршрут до Валериановска большой автобус. Но перевозить пассажиров сверх нормы – запрещено. К тому же по Правилам в автобусах все пассажиры должны быть пристегнуты. К чему пристегивать стоящих людей, ни водитель, ни гаишники, придумать не могли. И водитель был наказан на 500 рублей.
Как нам рассказали, в городе есть перевозчики, у которых есть автобусы и они стоят без дела. Предприниматели надеются только на конкурс. А это значит, что ниша городских, пригородных и междугородних перевозок на сегодня заполнена.
А жители ждут ответственного перевозчика, с которого в случае чего можно будет и спросить по всей строгости.