Улыбки нам от многих не дождаться
Хорошая статья «Хамство — не порок». Автор в основном затронул пофигистов-продавцов. Продавцы магазинов мне иногда тоже говорят: «Не видите, что ли, ценника на продуктах?», я им отвечаю: «Не вижу, это моя беда. Если бы видела, я никогда бы у вас не спросила и обходила бы вас километров за десять».
С другой стороны, их можно понять: 12 часов на ногах, да и клиенты порой не сахар. Иногда просто попадаешь под горячую руку продавщицы: некоторые покупатели так достанут, а на ком выплеснуть эмоции? Вот и достается порой невинному человеку.
Но хамство бывает не только в торговле. Возьмем, к примеру, отношение врачей (слава Богу, некоторых) к пациентам. Хочу обратиться к главному врачу Лилии Ворончихиной с просьбой провести работу об этике взаимоотношений врачей с больными. С ней самой приятно пообщаться, никакого рыка. Всегда доброжелательная, отзывчивая, как врач — умница. Много лет знаю врача Татьяну Семикозову. Вот у них-то и надо поучиться некоторым. Врач лечит не только рецептами — он лечит эмоциями. Других врачей научили лечить, но не научили ласковее и доброжелательней встречать больных людей.
Бывает, что посетишь однажды врача и больше не захочешь к нему идти: он не хамит в открытую, но может не поздороваться, не предложить стул бабушке, которая пришла на прием с ребенком. Его просто нужно допрашивать о результатах анализов.
Незнакомая женщина в парикмахерской, прочитав эту статью, отметила такое же скрытое хамство одного из опытных и важных врачей ЦГБ. Вместо «Здравствуйте» — «Закройте дверь!», на вопросы — сухое «нет», и никакого уважения к женщине в возрасте. Мне тоже приходилось общаться с ним. Примерно также он разговаривал и со мной.
Примеров много — посидите в коридоре поликлиники часа два, даже имея талон на определенное время, и услышите «красивые» отзывы. Хамство это или обыкновенное высокомерие, гордыня и наплевательское отношение к больному? Улыбки нам от многих не дождаться. Что скрывается под белым халатом, известно только им.
Полная противоположность — работники Сбербанка: вежливые, доброжелательные (я бываю в сберкассе 4 и 2 микрорайонов). Хочется поблагодарить всех работников этой службы. Их научили общению и культуре, и слово «хамство» им не понятно.
Александра Гаврилова