УК залезла в наш карман без разрешения
Владимир Проскуряков оспаривает через прокуратуру затраты на санобработку подъезда
Владимир Проскуряков — старший по дому №8 в 6а микрорайоне. Получив годовой отчет от УЖК «Наш дом» и акт приёмки выполнения работ по содержанию и текущему ремонту за 4 квартал 2020 года, мужчина был озадачен. За дезинфекцию подъезда в октябре и ноябре прошлого года со счета дома было истрачено более 40 тысяч рублей.
Согласия мы не давали
— В нашем доме заболели жильцы, нужно было проводить санобработку подъезда. В результате у нас в октябре сняли 19 тысяч рублей и в ноябре 21 тысячу. Собственники на эти работы согласия не давали, нас никто не спрашивал и с нами это не обсуждал, — говорит Владимир Анатольевич. — УК залезла в наш карман без нашего разрешения. Деньги забирают из нашего тарифа на содержание и ремонт.
Хотя дополнительного счета за дезинфекцию мест общего пользования жильцам выставлено не было, Владимир считает, что УЖК действовала незаконно. Он уверен, что государство должно субсидировать такие мероприятия.
Мужчина направил жалобу в прокуратуру Качканара, но прежде он пытался решить вопрос с управляющей компанией. В УЖК «Наш дом» Владимиру Проскурякову пояснили, что работы и начисление за них были проведены правомерно.
— Выданные Роспотребнадзором предписания являются обязательными для исполнения, невыполнение которых ведет к административной ответственности. Более того, специалистом отдела планирования и анализа в устной форме (по телефону) выполнение данных работ было с вами согласовано, — сказано в ответе управляющей компании.
Так и должниками станем
«Мы считаем, что услуга была оказана в нарушение законодательства РФ. В частности, была нарушена статья 16 Закона о защите прав потребителей, — говорится в обращении председателя совета дома в прокуратуру. — Согласно пункту 3 исполнитель не имеет права без согласия покупателя осуществлять какие-либо действия и взимать плату с потребителя. Если же услуги были предоставлены без устного или письменного согласия, то покупатель вправе отказаться от них и потребовать возмещения средств. В ответе от УЖК «Наш дом» наши возражения были отклонены. Ссылка на устную договорённость о выполнении вышеназванных работ к этим работам отношения не имеет.
На 25 марта 2021 года была назначена встреча по данному вопросу с директором УЖК «Наш дом» С.Г. Габышевой. На встрече присутствовали руководители и специалисты юридического и планово-экономического отделов. В ходе встречи директором была подтверждена неизменность позиции управляющей компании. Денежные средства на оплату работ по требованию Роспотребнадзора использовались и будут использоваться из средств, образующихся при оплате жильцами жилищно-комунальных услуг по квитанции УЖК «Наш дом», изымая их по статье расходов «Текущий ремонт». И мы, собственники помещений МКД, обязаны выполнять (оплачивать) все требования Роспотребнадзора из собственных средств.
После совещания мне снова вручили (неофициально) копию очередного «Предписания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 03.03.2021г. В предписании установлен срок исполнения 14.03.2021г. Никаких работников, выполняющих работы по дезинфекции в этот период, я не видел, никаких актов выполнения работ не подписывал.
Таким образом из наших средств, предназначенных на текущий ремонт, изъяли и продолжают изымать деньги, сделав через какое- то время нас должниками. Данный вопрос необходимо рассматривать в рамках всего города, т.к. по такой схеме проводится дезинфекция подъездов МКД по всему городу. Это просто беспредел и произвол».
По информации Владимира Проскурякова, в прокуратуре Качканара его уведомили, что обращение перенаправлено для дальнейшего разбирательства в город Серов, в Жилищную инспекцию.
Санитарные требования нельзя проигнорировать
Вот какие доводы для собственников относи-тельно расходов на дезинфекцию мест общего пользования приводит управляющая компания «Наш дом»:
«Услуги по проведению дезинфекции не предусмотрены договорами управления и перечнем работ. УЖК осуществляет деятельность в рамках условий договора управления и несет ответственность за те работы и услуги, которые определены этим договором. Услуги по дезинфекции мест общего пользования не являются обязательными в силу закона.
Кроме того, услуга по дезинфекции мест общего пользования не указана в Минимальном перечне, утвержденном постановлением Правительства от №290.
Однако требование о выполнении работ по дезинфекции нельзя было проигнорировать. Органы власти обязали УО, ТСЖ, ЖК выполнять дезинфекцию и отчитываться о выполнении. То есть для ООО УЖК «Наш дом» эта работа возникла не на основании закона или договора, а на основании регионального и муниципального актов: Указа Губернатора Свердловской области № 100-УГ от 18.03.2020 г., Постановления Администрации КГО от 03.04.2020 г. № 250.
В соответствии с СП 3.5.1378-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», рекомендациями по проведению дезинфекционных мероприятий на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, управляющая компания обязана обеспечить проведение профилактической дезинфекции в местах общего пользования многоквартирных жилых домов».
Непредвиденные расходы
Также в управляющей компании отмечают, что эти работы нельзя было предвидеть и запланировать:
«Понесенные затраты не относятся к категории обычного предпринимательского риска, при заключении договора управляющая компания не могла предвидеть такого изменения обстоятельств.
Согласно постановлению Президиума ВАС от 29.09.2010 № 6464/10 и письму Минстроя от 15.06.2016 № 18560-ОД/04, если выполнение неотложных, необходимых для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений.
Ни нормами Жилищного кодекса, ни постановлением Правительства от № 290, ни правилами, утвержденными постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491, не предусмотрено обязательное включение в плату за содержание и ремонт жилого помещения непредвиденных при обычных условиях расходов на дезинфекцию.
Расходы на дезинфекцию являются вынужденными, но обоснованными и не нарушают права жителей МКД».
А где компенсация?
Учитывая, что без решения общего собрания собственников нельзя поднимать тарифы на жилищные услуги, управляющая компания не вправе была выставлять собственникам дополнительную плату за проведение работ по дезинфекции мест общего пользования.
«При отсутствии иных источников финансирования, учитывая отсутствие резервного фонда МКД и невозможность проведения общего собрания собственников МКД в период повышенной готовности, объявленный Указом губернатора Свердловской области от 18.03.2020 г. № 100-УГ, управляющей компанией было принято решение об использовании в целях исполнения мероприятий по дезинфекции средств, направленных на содержание и текущий ремонт, — поясняют в УЖК. — Договоры на проведение дезинфекции были заключены с подрядными организациями, коммерческие предложения которых были наиболее экономически выгодны собственникам МКД, т.е. по наименьшей стоимости.
После компенсации со стороны органа местного самоуправления части расходов управляющей компании на дезинфекцию мест общего пользования, указанные средства были распределены на лицевые счета МКД».
Все перечисленные доводы УЖК Владимира Проскурякова не убедили, он отметил, что никакой компенсации на счет его дома не поступило. Мужчина ждет ответа по результатам проверки от прокуратуры и Жилищной инспекции.