«Убийцы моего сына до сих пор на свободе»
Андрей Виноградов умер в реанимации, не приходя в сознание от жестоких побоев, которые ему нанесли случайные собутыльники. Трагедия произошла еще в декабре 2015 года. И вот пошел уже девятый месяц, а дело всё еще не доведено до суда. Мало того, причастные к смерти Андрея не арестованы, живут на свободе, находятся под подпиской о невыезде.
Как удалось установить следствию, за несколько дней до роковой ночи 38-летний Андрей Виноградов поссорился со своей гражданской женой и ушел из квартиры в 4а микрорайоне, которую они совместно снимали. У мужчины была своя комната в общежитии 4а-72, но попасть туда он не смог: комнату сдавал подруге своей жены. Андрей купил спиртное (на карточке у него было 6-7 тысяч рублей) и в общежитии уже выпивал то один, то с одним соседом, то с другим. Запойные дни продолжались, а переночевать и приткнуться было негде. Один из жильцов общежития, куда просился переночевать Андрей, его не пустил, другой мужчина сжалился над неприкаянным бродягой и впустил к себе в комнату заночевать. Так какое-то время мужчина скитался по коридорам этого общежития, выпивал. К сожалению, шанс на спасение был упущен – мама Андрея до трагедии дважды приходила в общежитие, узнав, что сын ушел от жены, но дверь в секцию общаги никто не открывал.
В ночь на 27 декабря Виноградов попал в комнату к Сергею, который снимал жильё в том же общежитии. У Сергея в тот вечер намечалась очередная пьянка, в комнате собралась компания из четверых мужчин. Занесла туда нелегкая и Андрея Виноградова. Причем, Сергей успел «накидать» Андрею еще в общем коридоре общаги, когда вышел встречать гостей. Избитый, в сильном алкогольном опьянении, Виноградов продолжил выпивать в новой компании, периодически засыпал или терял сознание от того, что собутыльники его избивали. Он очухивался, ему снова наливали водки, снова били: кулаками, ногами, головой. Особенно пострадавшему досталось, когда он набедокурил на кровати Сергея. В ту ночь невменяемого от алкоголя Андрея не только били, но и издевались над ним. По показаниям одного из обвиняемых, с пострадавшего сняли одежду, снимали его в голом виде на телефон.
К тому времени жилец комнаты Сергей уже уехал к сожительнице. Двое оставшихся, видя, что дело плохо, вывели бесчувственного Андрея на улицу, потом бросили его в бессознательном состоянии на улице возле дома №55 в 4 микрорайоне. Полуживого мужчину подобрали прохожие и занесли его в подъезд дома, чтобы тот не замерз на улице. Однако по каким-то причинам ни прохожие, ни жильцы дома не спешили вызвать «скорую» умирающему человеку. «Скорую помощь» вызвал лишь мужчина-врач, который живет в этом подъезде, это было только в 9.30 утра. Ему позвонила жена и сказала, что, по информации их соседки, в подъезде лежит мужчина без верхней одежды. Причем такая деталь: по показаниям одного из свидетелей, заносили избитого мужчину в подъезд в пуховике и ботинках, а утром его обнаружили уже без верхней одежды и без обуви.
В избиении Андрея Виноградова принимали участие трое молодых мужчин в возрасте от 20 до 30 лет: Сергей, Константин и Виталий. Все работали в охранном предприятии, родом не из Качканара, двое из них ранее судимы, судимости погашены. Полицейские по горячим следам разыскали подозреваемых, они дали явку с повинной. Но позднее, узнав, что потерпевший скончался в реанимации, так и не приходя в сознание, отказались от своих показаний. По новой версии, каждый из них всего один раз ударил Андрея, один из компашки вообще заявил, что он лично Виноградова не избивал и никаких повреждений ему не наносил. И все они в показаниях сливают друг друга, отводя себе весьма скромную роль в акте жестокого избиения по сути совсем незнакомого им человека.
Из показаний Константина: Виталий ударил его головой в голову. От удара Виноградов сел на кровать, и Виталий нанес ему несколько ударов кулаком в область лица. Я стал Виталия успокаивать…. Лично я Виноградова не избивал.
Из показаний Виталия: Услышал в общем коридоре шум, выглянул и увидел, как Сергей бьет кулаком по лицу Андрея, который пытался зайти в чью-то комнату. У Виноградова было видно, что лицо опухло от удара и появилась краснота на лице.
…Костя пнул его ногой по голове, Виноградов упал на кровать… Костя снимал голого Виноградова на телефон… Потом он пнул его ногой еще раз. Виноградов упал на кровать и ударился головой о стену, у него из носа пошла кровь…
Из показаний Сергея: В комнату без стука зашел мужчина, был сильно пьян, я пригласил его выпить с нами. Он выпил спиртного и лег на кровать… Ударил один раз рукой по лицу, бил ли в живот – не помню. … Кроме этого больше никаких ударов не наносил, в коридоре и комнате его не бил. Мне позвонила сожительница и просила приехать, я уехал на такси и оставил ключи Косте. Потом со слов Кости узнал, что Виталий побил Виноградова.
Андрея Виноградова обнаружили в подъезде с серьезными телесными повреждениями: кроме ссадин и кровоподтеков почти на всех частях тела, у мужчины обнаружили черепно-мозговую травму в виде субдуральной гематомы, ушиб головного мозга, кровоизлияние под мягкую мозговую оболочку, кровоподтеки лица, уха и волосистой части головы. От полученных травм Андрей скончался. Трое подозреваемых обвиняются в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенном группой лиц, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего — ч.4 ст. 111 УК РФ.
У подозреваемых изъяли телефоны, в которых удалось восстановить снимки потерпевшего, а также переписку, в которой участники кровавой бойни сознаются в причинении телесных повреждений. Доказательств вины подозреваемых даже на первый взгляд в деле более чем достаточно.
Срок предварительного следствия по уголовному делу 6 месяцев, однако прошло уже почти девять месяцев, а суд всё еще не состоялся. Мама убитого Нина Демьяновна истоптала пороги следственного отдела и прокуратуры, но дело все равно откладывается по разным причинам.
— Я знаю, что в деле есть переписка обвиняемых, они там договариваются, как ввести следствие в заблуждение, как уйти от ответственности. Прокурор отправляет обвинительное заключение обратно следователям, не подписывает его, видимо, недоделки какие-то видит. Был суд по выбору меры пресечения, но судья отказал в том, чтобы их взяли под стражу на период следствия. По каким причинам, я не понимаю. Почему всё это тянется, кому это выгодно? То один адвокат преступников в больнице, то у другого адвоката лицензия не продлена — и всё находятся какие-то причины, чтобы затянуть дело. Я слышала, что у одного из обвиняемых родственник в полиции работает. Не знаю, может, жалобу в генеральную прокуратуру написать, что дело так затягивают? Эта трагедия очень сильно подорвала мое здоровье, у меня уже нет никаких сил, не знаю, как на суд пойду, — говорит Нина Демьяновна.
На данный момент дело находится у следователя следственного отдела Евгения Захарова, обвинительное заключение предварительно готово, Евгением Захаровым подписано, но визы прокурора города Дмитрия Быкова в документе еще нет. Изначально срок предварительного следствия был установлен шесть месяцев, теперь срок продлили до 12 октября.
— В деле есть свои нюансы, прокурор считает, что еще недостаточно доказательств, что надо доработать, и мне возвращают обвинительное заключение, — комментирует Евгений З а х а р о в . — Дело может расследоваться до года, а может и больше. Чтобы окончательно раз о б р а т ь с я , надо провести очень много работы, людей опросить, следственные мероприятия провести. По этому делу много свидетелей. Еще не найдены люди, которые потерпевшего раздели-обобрали, но этим занимается полиция.
— Почему обвиняемые по такой серьезной статье не заключены под стражу?
— В отношении одного из обвиняемых состоялся суд по выбору меры пресечения, судья не стал его закрывать. Я не знаю почему — так посчитал суд. Остальных я не стал задерживать, они ходят ко мне и вовремя отмечаются.
— Неужели еще недостаточно доказательств?
— Доказательства есть, но чтобы это дело довести до суда, мне надо еще поработать, еще провожу определенные мероприятия. Но безнаказанными они не останутся. А маму погибшего я, конечно, понимаю, она сына потеряла…
P.S. Какая интересная у нас в стране практика по выбору меры пресечения: за наркоторговлю, убийства, причинение тяжкого вреда, повлекшего смерть, до суда не арестовывают. А за оскорбление чувств верующих, например, сразу закрывают до суда и без следствия.
Недавний случай – видеоблогер из Екатеринбурга играл с телефоном в храме, ловил так называемых покемонов, сопровождая это своими комментариями с ненормативной лексикой, опубликовал об этом видео в своем блоге, его арестовали сразу на два месяца и обвиняют в экстремизме и оскорблении чувств верующих. Правда, позднее по жалобе его выпустили из СИЗО под домашний, но всё же арест.
В Качканаре по резонансному делу о наркоторговцах его участники находились под подпиской о невыезде, и недавно почти все они благополучно подались в бега. По делу об избиении Андрея Виноградова обвиняемые тоже под подпиской, живут себе обычной жизнью. Мы будем следить за развитием событий, ведь когда-то же это дело должно дойти до суда .
Ангелина Богданова