Трудный путь Владимира Ергера
Как утверждает людская молва, судьбы человека запрограммированы на небесах. На счет этой мистической гипотезы у меня свое мнение. И я говорю «Спасибо!» советской школе за то, что эта замечательная школа вложила в мою голову материалистическое мировоззрение. Оно помогает мне жить на земле и различать, где кончается наука и начинается дикое мракобесие. Попробую привести пример из жизни одного человека, прожившего на нашей планете уже целых 85 лет. А имя этого человека Владимир Георгиевич Ергер.
Родился Володя в прошлом веке, в феврале 1932 года, в селе немцев с Поволжья Диттель. Отец Володи работал председателем колхоза. Мама была домохозяйкой и колхозницей, совмещающей работу с воспитанием восьми детей: двух девочек и восьми мальчиков. Вот это, по-моему, настоящая полноценная семья.
Немецкая деревня Диттель расположена менее чем в ста километрах южнее города Саратова на реке Карамыш. Автономная республика немцев Поволжья была заселена еще в XVIII веке по указу Российской царицы Екатерины II. Для той эпохи решение Екатерины было дальновидным. Оно позволяло среднему Поволжью перенять новейшие западные технологии и быт немцев.
И в XX веке немецкие поселения выглядели более привлекательные, чем русские. Я сравниваю русские и немецкие села в Казахстане. Административное деление всей территории АССР немцев Поволжья представленj в виде территорий, так называемых rантонов (нерусских районов). Кантон, где стоит деревня Диттель, довольно плотно был заселен до 1941 года. Рядом с родной деревней Володи находилось селение с интересным названием Меркель. Кругом ухоженные земли и деревни: Кадц, Бауэр, Зеевальд, Гуссенбах, Коль, Франк и Вальтер.
К роковому 1941 году Володя Ергер окончил первый класс десятилетки и уже учился во втором классе. Но 22 июня внесло в людские судьбы такие корректировки, что некоторые семьи до сих пор не воссоединились. Говорите, судьба написана на небесах?! Адольф Гитлер начал войну с СССР, а Иосиф Сталин, предвидя затяжную войну, издал приказ: выселить всех немцев с Поволжья на восток страны: в Казахстан, на Урал и в Сибирь. В связи с переменами судеб 17 семей из других деревень на лошадях срочно выехали на Волгу, бросив открытыми свои дома и скотину.
Первая ночевка переселенцев состоялась в деревне Крым, а утром, доехав до Волжской пристани, люди распрягли и отпустили лошадей на волю. Доплыв на пароходе до железной дороги, эти 17 семей купили целый товарный вагон и отправились в неизвестность. А неизвестность оказалась не Уралом и Казахстаном, а узбекским пригородом Ташкента. Из Ташкента все 17 семей были перевезены на территорию Зауралья, в город Крым, а затем шестью подводами в деревню Ташланово. По рассказу Володи, колхозники в Ташланово приняли немцев с Поволжья хорошо. И вся семья Ергер в колхозе Ташланово трудилась до 1948 года.
Когда Володе исполнилось 16 лет, судьба снова повернулась другой стороной. Пришел приказ: направить немецких колхозников на добычу платины на Урал, в дельту реки Ис. До стабильной жизни семье Ергер было еще далеко. Жили то на Лабаске, то на Боровском, то на Ису и, наконец, оказались на Косье. Вся семья Ергер работала на гидравликах и драгах. Володя помнит гидравлики №№13, 15, драги №№27, 41 и 38. Работали на самых тяжелых работах честно. Отца Володи на несколько лет отправили в трудовую армию города Ивдель.
Шли годы. Менялось отношение к немецкому населению с Поволжья. Из Ивделя наконец-то вернулся отец Володи. А в 1970 году после долгих мытарств семья Ергер купила дом в двух километрах от Косьи, в поселке Шумиха, у немца по фамилии Гальвас. Володя наконец-то и сам обзавелся семьей. Он женился на немецкой девушке с Поволжья. Владимиру Георгиевичу сейчас 85 лет. Но он подвижен и молод душой. Его красивый дом расположен в красивом кедровнике, в дельте реки Ис.
Вот, казалось бы, теперь жить да жить! Но ушли годы, ушли молодость и силы. Выросли и разлетелись по стране дети, и переселяться в родное Поволжье уже поздно. А вы говорите, что человек сам строитель своей судьбы! Нет, нет и нет! Человек – это маленькая песчинка в турбулентном вихре истории. «Это трудный, смутный, скрытный одинокий путь» – так знаменитый режиссер Эльдар Рязанов в своем романсе «Молитва» в фильме «Небеса обетованные» назвал жизнь.
Иван Соболев