Творчество выплёскиваю в интерьерах

Зоя Велина – дизайнер мебели. Чтобы открыть свою студию мебели «Veline» в Качканаре, она прошла достаточно долгий и увлекательный путь. Каждый день — это новые знания и новые люди. Зоя занимается любимым делом и благодарит своих заказчиков за доверие, без них этот путь не был бы возможен. Но обо всём по порядку.

Это мой путь

— Мои родители Сергей и Татьяна Худовы окончили горный институт и по распределению уехали на Кавказ. В 1977 году моего папу пригласили работать на Качканарский ГОК, и наша семья переехала в Качканар, мне на тот момент был год.

Когда Зоя вспоминает о своём детстве, в её глазах загорается такой тёплый огонёк.

— У меня очень хорошие родители. Я всегда видела, с каким уважением они относились к своим родителям, к нам с сестрой. Да и вообще хорошо относились ко всем, невзирая на звания и статусы. И это они вложили в нас, своих детей. Они очень разносторонние и грамотные люди. Папа работал на комбинате, мама преподавала черчение в училище, потом работала на радиозаводе. Когда предприятия не стало, перешла на комбинат.

Детство у нас было очень интересным. Папа был заядлый охотник, рыбак. Поэтому самые яркие воспоминания детства – это походы за грибами, за ягодами, за шишками. Ещё мы ездили с родителями, бабушкой и дедушкой на рыбалку, а сестра любила ходить с папой на охоту.

К сожалению, в 2002 году папа ушел из жизни, а мама очень активный человек, она трудится до сих пор, несмотря на все жизненные обстоятельства.

Училась я в 4 школе, классным руководителем была Маргарита Филипповна Шаповал, учитель географии. Наш класс часто бывал в походах. Когда Маргарита Филипповна по семейным обстоятельствам переехала в другой город, наш класс вели Анатолий Владимирович Яркин и Елена Вячеславовна Пономарёва. Мне удалось пообщаться с Еленой Вячеславовной в этом году на вечере встречи, она продолжает работать учителем физики в 4 школе.

В 11 классе я ходила на подготовительные курсы для поступления в горный институт, но понимала, что это не то, чем я хочу заниматься. За полгода до поступления я узнала от знакомых, что в Нижнетагильском педагогическом институте есть художественно-графический факультет. И, конечно, вместе с родителями решили — надо ехать. В наше время не было интернета, и люди просто делились информацией, кто что знает.

Когда Зоя приехала на день открытый дверей на этот факультет, то поняла, что хочет учиться именно здесь.

— Факультет находится отдельно от головного здания института. И я понимаю, почему эти творческие люди учатся отдельно, — улыбается Зоя. – Здесь студенты живут в своем мире, в своем пространстве. Побывав там, я поняла, что хочу здесь учиться! Это на самом деле большая дружная семья.

Но сложность заключалась в том, что у девушки за плечами не было художественной школы, а без неё поступить на такой факультет было нереально. И тогда она берет уроки у преподавателя художественной школы Николая Марьина. Помимо тех знаний, что дал ей именитый качканарский педагог за полгода, были ещё курсы в самом институте. На них давалась мощная программа в помощь абитуриентам. Кроме того, педагоги института приглядывались к будущим студентам, скорее всего, вели свой негласный отбор.

— Одна девочка приехала поступать из Подмосковья, — вспоминает Зоя, — но у нее было слабовато с черчением. А у меня, благодаря маме, с черчением было всё очень хорошо. И вот по вечерам я приезжала к ней на квартиру, подтягивала её по черчению, а она меня по живописи. Мы обе поступили. Я понимаю, что раз я без художественной школы за плечами поступила на такой факультет, то это действительно мой путь, я должна была оказаться именно там!

Велины

Со своим будущим мужем Олегом Велиным Зоя познакомилась в 1994 году, после окончания первого курса института. Это знаменитая спортивная семья, о которой хоть раз слышал каждый качканарец. Вопросов, куда возвращаться после института, не было – только домой, в Качканар.

— Хотя мне предлагали работу в Екатеринбурге, но было принято решение, что мы будем жить тут, — вспоминает Зоя. – Олег работал на комбинате, здесь были и его, и мои родители, здесь был дом. Мы всегда были в движении: каждые выходные бассейн, лыжи или поездки в другой город. Мне это было совсем не трудно, потому что я сама выросла в такой семье, где постоянно были спорт и лес. И когда я попала в эту спортивную семью, мне было легко с ними.

Творческие поиски

В Качканаре у Зои Велиной начались поиски себя. В 1998 году было сложно найти творческую работу. Какое-то время Зоя работала дома, у неё всегда были заказы: то она расшивала одежду, свадебные платья, то вышивала миниатюры или пейзажи.

— Это был такой момент, когда мне хотелось делать что-то новое, творческое. Появлялись новые заказы, я за всё бралась с интересом. Потом я устроилась художником. Мы писали картины маслом, и наши работы увозилось по разным городам. Я долго внутренне сопротивлялась, чтобы туда пойти работать, переживала, как может быть творчество поставлено на поток. На самом деле это еще одна школа, и я благодарна, что у меня есть такой опыт и есть подруги, с кем мы много лет общаемся.

В 2008 году для Зои начинается новый путь в магазине корпусной мебели «Командор». Это абсолютно новые знания. Шкафы-купе были основным направлением в компании, а так же окна, двери и другое. Зоя поняла, насколько это ей подходит, и как помогают знания по черчению.

В 2010 году Зоя стала работать в компании «Квадрат», где с лёгкостью применяла свои знания. Но и вновь училась, так как компания занималась натяжными потолками. Когда руководители приняли решение заниматься мебелью, Зоя понимала, что сможет опять чертить и создавать что-то новое.

Стали появляться первые заказы по кухням, работа начала набирать обороты. Затем руководители компании решили открыть отдельный салон кухонной мебели.

— Было очень приятно, когда люди возвращались, меняли квартиры и опять приходили. Это самое лучшее, что может быть в работе дизайнера, когда люди возвращаются. Работа была интересная. Мне в помощь было то, что я отлично знала черчение, и проекты любой сложности давались легко, но в такой работе важен подход к людям. Это одна из главных составляющих.

Своя студия

— Сейчас, когда у меня своя студия мебели, я понимаю, насколько важен весь твой опыт и знания, которые приобретались на протяжении многих лет. Время меняется, сейчас люди хотят другого подхода, более цельного, и ты понимаешь, зачем были знания по дверям, окнам и так далее. И сейчас есть возможность всегда подсказать заказчикам, помочь сделать выбор.

— Чего больше в вашей работе, заказов от частных клиентов или от фирм или офисов?

— У меня было два масштабных проекта — для стоматологической клиники «Линия улыбки» и медицинского салона «Для вас». Обращаются школы. Но, в основном, это частные заказы. Никогда не откажу в переделке кухни.

— Я знаю, что вы иногда даете уроки по рисованию.

— Это просто чтобы самой переключиться, и это бывает крайне редко.

— Сейчас в городе появилось несколько студий рисования. Кроме того, люди что-то лепят, мастерят своими руками.

— Да, это здорово. В то время, когда я росла, у нас была только художественная школа, и могли в ней заниматься только дети. А сейчас такая возможность есть у любого человека, и я понимаю, какую пользу несут эти студии. Порой люди благодаря творчеству вытаскивают себя из сложных жизненных ситуаций, у них появляется много новых знакомых или друзей. Каждая студия для них становится родной, и они ждут этих мастер-классов. Они радуются и удивляются, как у них все получается. Для людей преклонного возраста появляются огромные возможности. Они могут заниматься тем, чем раньше не могли позволить заниматься. И когда люди уходят на пенсию и переживают, что они станут невостребованными, надо просто с другой стороны на это посмотреть. Кто-то начинает заниматься творчеством, кто-то путешествовать. Посмотрите, сколько сейчас групп ездят в путешествия выходного дня. И там ведь в основном пенсионеры. Некоторые на пенсии открывают для себя другую, более интересную жизнь.

— Сейчас по телевидению очень много передач типа «Квартирного вопроса», где дизайнеры меняют старые интерьеры на новые. Вы смотрите такие программы?

— Смотрю, в основном «Квартирный вопрос». Смотрю с технической точки зрения, как профессионал. Интересно наблюдать, насколько разные интерьеры, насколько они отличаются, когда их создают женщины или мужчины. Интересны детали и мелочи в интерьере. Я всё время смотрю новые коллекции мебели, материалов, бывая в большом городе, обязательно захожу в магазины мебели, тканей, декора для дома, в строительные магазины. В любом случае, у дизайнера должна быть насмотренность.

— Но работа у вас не только со строительными или отделочными материалами, но, прежде всего, с людьми.

— В нашей профессии самое важное — это люди. С каждым человеком работаешь по-разному, находишь подход. Конечно, помогают знания психологии, но самое главное — быть открытым и честным. Людей не обманешь, они всё чувствуют. Умение общаться и услышать все потребности заказчика — это основное в моей работе. Человек доверяет тебе своё пространство. А ты должен понять, что ему нужно. Кому-то нужно воздушное и спокойное пространство, кому-то — более динамичное. Это всё выявляется в процессе общения.

Всегда что-то мастерю

— В вашей квартире сделано всё так, как вы хотите?

— Для творческого человека «как хотите» — это очень сложно. Конечно, я люблю свой дом, люблю свое пространство, в котором нахожусь. Мне там комфортно. И это самое главное. В моём доме все сделано с любовью. Своё творчество я выплескиваю в интерьерах для клиентов. И потом, невозможно в одном пространстве воплотить всё, что ты хочешь. Не должно быть перебора. Это то же самое, что в украшениях. Тогда это будет уже безвкусица. То же самое наш дом – не должно быть лишнего. Если у вас есть много всего интересного, это всё не должно быть на виду, дом не должен превращаться в какой-то склад или музей вещей. Лучше часть интересных вещей убрать и менять время от времени.

— Творите ли вы что-то для себя: картины, гобелены, вышивки?

— Я всегда что-то мастерю, для дома или в подарок. У меня есть заказы на картины. Но картины для меня — это чтобы переключить голову, расслабиться, не загнаться. Просто для души.

— Где любите отдыхать?

— Конечно, нужно переключаться от работы, это нормально для каждого человека. Мы с семьей много путешествуем. Всегда стараемся спланировать разные поездки, чтобы поменять обстановку. Очень часто бываем на природе. Любим Конжак, гора Иремель — это прекрасное место, Каменный город. Очень много красивых мест. Природа нас восстанавливает, мы отдыхаем и набираемся сил.

В дочь вложила свои знания

Не удивительно, что дочь Велиных решила связать свою жизнь с творчеством. Сейчас 18-летняя Настя учится, осваивает графический дизайн и 3D-моделирование. А как иначе, если мама вложила кисть в руки дочки, когда ей было всего 8 месяцев от роду!

— Весь свой опыт несостоявшегося педагога и весь свой вагон знаний я вложила в дочь, — рассказывает Зоя. — Она у нас пошла и в творчество, и в спорт: занималась лыжами в спортивной школе «Ритм» и училась в художественной школе.

Настя, Олег и Зоя Велины — спортивная и творческая семья

Зоя вспоминает, что из любых материалов они с дочерью могли придумать всё что угодно.

— Однажды она попросила какую-то игрушку, и я ей сказала: «Делай сама! Ведь игрушки делали такие же люди, как и ты». И тут открылся такой простор для фантазии! Она, ещё совсем маленькая, делала из подручных материалов дома, комнаты проектировала, делала мебель. Всё клеила и мастерила сама, было достаточно только раз показать.

Когда Настя ещё училась в школе, мама подарила ей краски для росписи по ткани. И всё — девушку зацепило! И с тех пор она расписывает одежду себе, родным, друзьям, знакомым.

— Я вижу, что это перерастает у нее в своё авторское направление, — радуется за дочь Зоя.

Вернётся ли дочка в Качканар, неизвестно. Зоя считает, что детей надо отпускать, надо «давать им дышать». Не навязывать свое мнение и не решать за них, как им будет лучше.

— У каждого человека должен быть свой путь, и он должен выбрать его сам, — говорит педагог по образованию Зоя Велина.

— Я вижу, как она развивается, это происходит очень стремительно. Так что выбор только за ней. Хотя я наблюдаю за сегодняшними молодыми людьми, они очень хорошо относятся к Качканару, они рады этому городу. А, например, в наше время, многие хотели уехать отсюда.

Моя собеседница часто улыбается. Видно, что у нее в жизни всё сложилось: они с мужем создали хорошую семью, вырастили талантливую дочь, стали поддержкой и опорой для своих родителей. И любимое дело, которое выбрала для себя Зоя Велина, — это её призвание. А что ещё нужно для счастья, правда?

Лариса Плесникова