Так ли важен рейтинг, как его малюют?
В публикациях некоторых городских газет Качканар показан как чуть ли не как депрессивное, бесперспективное в развитии муниципальное образование. Якобы в рейтинге 15-ти инвестиционно привлекательных территорий наш город и не значится. Что проект горнолыжного курорта – всего лишь плод фантазии, периодически возникающий фантом.
Все познается в сравнении
– На самом деле – все относительно. И хорошо п о с т а в л е н н о й , п р о ф е с с и о н а л ь ной рукой можно эту «относительность» высветлить, вырвав нужное из контекста, – комментирует мэр Сергей Набоких. – На самом деле, Качканар издавна числится одним из лучших округов области в целом по показаниям социально-экономического состояния. А показатели и сравнительные характеристики можно выбрать разные. Ну, к примеру, возьмем программу переселения из ветхого и аварийного жилья в некоторых городах. Да, в первую волну этого федерального и регионального проекта мы не попали. И что, можно записывать Качканар в совсем уж отстающие?
– Вот почему никто не удосужился отметить то время, когда по всей России, и Свердловской области в частности, усиленно прорабатывалась программа по детским садам? – вспоминает Сергей Михайлович. – Тогда очень остро встала проблема с местами в дошкольных учреждениях. И мы почти самыми первыми в области эту задачу решили. Причем без всяких субсидий и трансфертов извне. Нам так и говорили в правительстве: «У вас положение с очередями много лучше, чем у других. Надо им помочь в первую очередь подняться до вашего уровня». В те муниципалитеты и шли тогда немалые финансовые вливания. Вот и рисуется такая картина: качканарские управленцы не шевелятся, денег из области не выбивают, потому и живем всё хуже. Можно ведь и так преподнести.
Нельзя не согласиться с Сергеем Набоких в том, что статистика, социальные опросы, составление рейтингов успешности – вещь довольно субъективная. Если хотеть (именно хотеть) видеть Качканар депрессивным, отстающим, по сравнению с якобы «процветающими» муниципальными образованиями, то можно именно так и показать. Если же сравнивать объективно, то нужно учитывать все социально-экономические показатели территорий. Там же порядка двухсот критериев оценки деятельности управленческого аппарата.
– И по сумме этих показателей мы, качканарцы, точно в десятке лучших в области, – уверен глава КГО. – В чем-то проигрываем, но уж никак не серенькими середнячками выглядим. И бюджет у нас довольно крепкий и постоянный. Хотя здесь не всё от нас зависит.
Слагаемые бюджета
Бюджет муниципалитета складывается из двух основных источников: собственных доходов и из субсидий областного бюджета. Причем из собственных доходов у нас в бюджете остается в лучшем случае 12-15 копеек с каждого заработанного на месте рубля – что составляет 300-350 млн. Остальные доходные средства мы отчисляем в бюджет области и потом оттуда получаем их в виде субсидий от областного правительства на выравнивание бюджетной обеспеченности.
– У области свои расчеты, – поясняет Сергей Набоких. – Министерство финансов считает, что город должен жить вот по таким-то и таким-то показателям. Значит, и денег должно быть «столько». Столько и добавляют. Тут сказать о какой-то системности сложно. Многие начинающие главы муниципальных образований по первости пытаются разобраться в этой ситуации, вникнуть в эту логику. Ни у кого не получалось пока.
И, как пример, снова вернемся к программе ветхого и аварийного жилья. На эти цели тоже выделяются дополнительные субсидии. И они считаются как «доход» местного бюджета. Оттого и выглядят бюджеты некоторых муниципалитетов чуть больше, чем у нас. Правда, только на бумаге. Этими субсидиями нельзя распорядиться местной власти для каких-то других своих насущных нужд. Это целенаправленные средства.
Слагаемые успеха
– Почему не учитывается то, что мы пытаемся собственными силами решать свои проблемные вопросы? Их множество, сами видите. Когда мы строили новую школу, никто ведь и не вспоминает уже, что наш бюджет был намного выше, чем у равных нам, и даже более крупных, чем наш, городских округов, – продолжает Сергей Набоких. – Такой проект – окончание строительства школы, в то время, в 2009- 2010 годах, был в диковинку для всей области. Считался утопическим. И хотя областной бюджет был в те годы в весьма сложном положении, нам удалось убедить правительство в необходимости продолжения строительства. И на школу были выделены 260 миллионов рублей! И строительство было-таки завершено. Правда, об этом сейчас многие как-то «подзабыли». Умеем мы работать и находить понимание в областном правительстве.
Несправедливо, по мнению Сергея Набоких, сравнивать города, не равные по численности и государственному стратегическому значению. Такие муниципалитеты, как Лесной или Новоуральск, в силу своей специализированной промышленности получают субсидии и из областного бюджета, и имеют мощную государственную поддержку.
Для сравнения: в городе Лесном насчитывается порядка 50000 человек населения. Так у них бюджет только Управления образования благодаря госкорпорации «Росатом» равен бюджету всего КГО!
Для составления ясной справедливой рейтинговой картины, если уж кому-то неймется этим заняться, то такие города надо бы вывести в отдельную категорию, чтобы не путать людей.
– В рейтинговой таблице, приведенной в газете, можно сравнить бюджеты ГО Богданович и КГО. При примерно равном количестве населения бюджет ГО Богданович больше нашего почти в полмиллиарда! Отчего так?
– Да очень просто, – отвечает Сергей Набоких. – Просматривал мельком эту страницу и хочу обратить внимание, что там ни слова о том, что в этот ГО Богданович входят 39 деревенек, поселков и сел, в некоторых из которых живут по 12-14 человек. А площадь этого образования в пять раз больше нашего. Вот и посчитайте, сколько областной бюджет тратит средств на поддержание ГО Богданович и сколько на Качканар. Уровень безработицы там ниже? Правильно. В деревнях и селах пенсионеры одни только и остались. Внимательнее надо подходить к подобным сравнениям. И честнее. Мы никому не завидуем, нет. Стараемся жить в рамках своего бюджета и живем, надо сказать, не хуже, чем многие другие округа.
Перспективы Качканара
О л ь г а Вепрева, начальник отдела по правовой работе и м у н и ц и п а л ь н о й с л у ж б е , как всегда категорична:
– Неправильно такие рейтинги составлять, и тем более преподносить это читателю без дополнительного детального анализа. Вот есть тут строка о миграционном оттоке населения. Правильно, но это же повсеместно наблюдается. Удручает другое: лучшей доли, уезжая из Качканара, ищут уже не молодые, а люди зрелые, профессионалы. Вот эта «утечка мозгов» действительно пугает.
– Сколько у нас осталось действующих предприятий, где востребован инженерно-технический и научный потенциал работников? – спрашивает и сама же отвечает Ольга Вепрева. – Правильно, практически только КГОК. Но ведь и там сейчас условия такие, что людей не удерживают ни уровень заработной платы, ни руководящие должности. Опытные специалисты, уверенные в своем служебном потенциале, не выдерживают постоянного психологического напряжения, существующего сейчас на комбинате, ищут и находят более комфортные условия труда, переезжают туда. И это не считая «оптимизационных» принудительных сокращений штатных единиц на этом технологически сложнейшем производстве. И куда податься этим людям? Что касается социальной сферы, по мнению Ольги Вепревой, губится и здравоохранение: родовспоможение и неврология уже переданы в Нижний Тагил. Останется в медобслуживании в основном только среднее звено. А что делать докторам? Открывать частные предприятия? Так их будет такое множество, как и торговых центров в городе. Держатся крепко только городские бюджетные организации.
С 2010 года Качканар имеет статус моногорода. Этот фактор дал эффект, особенно видимый в этом в году: обустройство дворов, реконструкция улицы Октябрьской, открытие Центра по обучению среднего медперсонала — все это на дополнительные деньги, выделенные моногороду.
Следующий шаг — это участие в федеральной программе территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что это даёт? Новый толчок к развитию. На пять лет вновь создаваемые предприятия на этой территории могут работать по льготным налоговым условиям, по упрощенным административным процедурам. Для подтверждения права считаться ТОСЭР нужно предоставить уже разработанные, реально выполнимые инвестиционные проекты.
— Вот уже сколько лет ведется планомерная документационная работа по строительству горнолыжного курорта, и, наконец, этот проект защищен Сергеем Набоких в ходе обучения его в Сколково, — говорит Ольга Вепрева. — И признан как «самый амбициозный проект» специалистами федерального уровня. Да и вновь избранный губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев пообещал всяческую поддержку Качканару в его социально-экономическом развитии.
Загвоздка только в неоправданно широкой площади охранно-защитной зоны объектов КГОКа.
Если город и Евраз найдут точки согласия и взаимопонимания, то для инвесторов этот проект будет очень привлекательным. Место-то у нас уникальное! И перепады высот, и длина трассы — в России таких нет. Не в Альпы поедут тренироваться горнолыжники-олимпийцы, а сюда, к нам, в Качканар! Это ли не новая ступень развития социально-экономической сферы города?
Бочка оптимизма не без ложки дегтя
— Суммы дотаций, субсидий, субвенций — всё это рассчитывается минфином Правительства области, — не так оптимистично настроен Антон Ильинский, начальник Контрольного управления администрации КГО. — И все эти рейтинги и графики, аналитические выводы — дело очень уж субъективное, тут я согласен. Да, не в самом худшем финансовом положении находится Качканар. Однако хозяйственная деятельность, распорядительность и рачительность в использовании средств, оставляет желать лучшего. В чем причина? — это лучше спросить у хозяйствующих муниципальных организаций.
Дело Контрольного управления сводится, практически, только в проверке законности, эффективности или неэффективности расходования вложенных бюджетных средств. Есть определенный план работы управления. По нему и работаем. А оценку в случае неэффективности использования бюджетных вложений делают уже другие надзорные органы и вышестоящие хозяйствующие структуры МСУ.
Хочется добавить к этим словам, что самую объективную оценку деятельности городских хозяйственников в основном ставит население. Надо отметить, что в последнее время участились обращения граждан с жалобами в органы самоуправления. И это не осеннее обострение. Многие недовольны состоянием чистоты и опрятности улиц, захламленностью, заросшими бурьяном, некошеными обочинами дорог и лестничных спусков.
Скажете — мелочи это всё? Да нет, из этого вырастают и более крупные «неприятности».
Вот не так давно имидж Качканара уже на областном уровне подпортила скандальная эпопея с ремонтом и реконструкцией дорог по улицам Свердлова и Гикалова.
По предписанию Министерства финансов области администрации КГО (от 14.07. 2016г.), по судебному иску от ООО «УралДорСтрой» к МУ «УГХ», бюджет города в 2017 году потерял более 20 миллионов рублей.
— Конечно, эту сумму, которую пришлось выплатить из бюджета за счет образовательных учреждений, удастся возместить, механизмы для этого есть, — комментирует Антон Ильинский. — Это или областное кредитование с последующим возмещением или частичным списанием.
По словам Антона Ильинского, голодать дети не будут, но вот на оценку деятельности наших хозяйственников областными финансовыми структурами это повлияет. А значит, отразится и на общегородском финансовом состоянии.
Вот так поставлено дело не только в муниципалитетах, регионах страны, а в общем по России. Виноватых нет. Есть только пострадавшие. Угадайте с трех раз: кто они?