Суд встал на сторону Людмилы Никоновой
Небезызвестная по публикациям «НК» Людмила Никонова, житель-активист дома №14 в девятом микрорайоне, в ноябре 2015 года обратилась в управляющую компанию за документами по дому, чтобы провести собрание жильцов. В своем заявлении она просила предоставить перечень услуг и работ с указанием объемов, стоимости, периодичности и графика оказания услуг и выполнения . Совместно с собственниками женщина хотела воспользоваться законным правом, прописанным в Жилищном кодексе, и установить ставку в графе «Содержание и текущий ремонт» на 2016 год. Но документы из УЖК ей предоставлены не были. В начале февраля этого года женщина обратилась в городской суд. В конце мая суд встал на ее сторону.
За четыре месяца судебных тяжб прошло четыре заседания. На одном из них мне удалось побывать лично. Сторона ответчика, то есть УЖК «Наш дом», перечень услуг и работ предоставила, вот только неполный. Объяснить, как проводятся расчеты и почему в таких единицах, представители УЖК четко не могли.
— Собственники не могут проконтролировать работы, которые ведутся в доме. Откуда взяли цифры в отчете – мне непонятно, – говорила старшая по дому №14 9 микрорайона. – Почему, например, аварийное обслуживание рассчитывается не по количеству вызовов, а из расчета общей площади дома? Почему у вас по одному и тому же виду работ в одной строке стоит единица измерения – одна заявка, а в другой – квадратные метры?
— За аварийное обслуживание берется абонентская плата, расценки идут из расчета общей площади дома. Ежедневно нужно содержать слесаря, сантехника, водителя, сварщика, — отвечала экономист УЖК.
— А почему расчет не ведется из количества заявок, ведь вы же знаете, какие дома уже отремонтированы, количество аварий там будет меньше? – задавала вопросы судья. – Нельзя ли высчитывать среднее количество заявок и из этого устанавливать стоимость? А если никто не выезжает на дом, плату тоже берете?
— Конечно. Пожарные работают так же: у них может быть 10 вызовов, а может быть и ни одного…
— То есть вы платите, даже если аварийщики не выезжают на дом? – добавляла судья. – А для чего тогда проводятся текущие и капитальные ремонты, если все равно потом жители платят за аварийное обслуживание? В других городах есть ТСЖ, которые самостоятельно все ремонтируют, и они заинтересованы в качественном ремонте.
Но четких ответов, почему расчеты ведутся именно так, а не иначе, в УЖК затруднялись дать. Сегодня ставку «Текущий ремонт и содержание общего имущества» ежегодно утверждает муниципалитет, и в разных районах города она существенно различается. Людмила Никонова по-прежнему уверена: эту ставку должны устанавливать собственники, поскольку именно у них имеется договор с УЖК. Правда, вникнуть в его содержание, похоже, не в силах даже представители управляющей компании. Суд удовлетворил иск Людмилы Никоновой и обязал УЖК предоставить полный перечень услуг и работ с их стоимостью и расшифровкой. Вот только в том, что документ в итоге будет предоставлен, женщина глубоко сомневается. Выходит, право собственников самостоятельно устанавливать ставку остается только на бумаге?