Сорок дорог Татьяны Седельниковой
«Шла Танюша» — так назывался шутливый танец, который я увидела однажды на сцене клуба «Берегиня». С ведрами на коромысле шла Танюша за водой. За ней – парень молодой, который заигрывает, пытается добиться внимания красавицы. Та кокетничает, дразнит ухажера, увлекая за собой. А вот и колодец. Бравый кавалер достает воды — и с полными ведрами на коромысле направляется обратно, подхватив под руку эту лукавую девушку. Короткая танцевальная инсценировка, но как переданы характеры героев! И кто эта задорная Танюша в красивом русском наряде?
Оказывается, исполнительницу тоже зовут Танюшей. Это Седельникова Татьяна Александровна. В тот вечер она предстала перед зрителями и в этом искрометном русском танце, и в бальном падеграсе – спокойном, величественном, где Татьяна была не дамой, а кавалером. Просто артистка! Впрочем, она в тот вечер исполнила песню о дружбе и друзьях (хороший, сильный голос!) и пела в народном ансамбле «Здравица». Удивительные способности!
Так какими же дорогами шла Танюша к клубной сцене? Где истоки этой самодеятельной артистки? Истоки, конечно, надо искать в семье, в детстве.
Человек начинается с детства
А детство Танюши – это уральский город Чусовой, это реки Усьва, Вильва и красавица Чусовая. Семья – образованная, интеллигентная. Папа, Александр Федорович Дубинин, — участник финской и Великой Отечественной войн. По образованию – художник. Квартиру Татьяны Александровны до сих пор украшает огромная папина картина – репродукция «Утра в сосновом лесу» Шишкина. Александр Федорович окончил Нижнетагильское художественное училище, где и встретил свою будущую жену Нину Чайку.
В Чусовом он работал школьным учителем рисования и черчения.
— Папа очень любил детей и свою работу, —говорит Татьяна Александровна. – А когда готовились к демонстрациям, он всегда оформлял праздничные колонны. Мне нравилось наблюдать, как лобзиком папа выпиливал фанерные буквы, шлифовал их, наклеивал, покрывал краской и лаком. А еще он делал маски и прекрасные костюмы. Мне очень хотелось ему помочь…
И она помогала. Дубинины развивали интересы дочки и ее младшего брата Федора, подбадривали детей, учили преодолевать трудности. Родители поддержали ранний интерес дочери к книге. Она еще до школы научилась читать – и вот уже шла Танюша в библиотеку, шла в школу. Училась с большим желанием, добросовестно выполняла все задания. Но особенно ей нравилась физкультура: нормы ГТО, спортивные соревнования, кроссы.
— А еще я любила уроки пения. И даже не предполагала, во что это со временем выльется. Никогда не думала, что буду петь на сцене. Я вообще боялась сцены, была стеснительная и робкая, — признается Татьяна.
Она вспоминает, как однажды учительница попросила ее выучить стихотворение к праздничному концерту. Девочка не соглашалась, отказывалась, но учительница убедила: надо!
— Я стеснялась, на сцене не могла глаз поднять. Это было мое первое стихотворение, и называлось оно «Сорок». И всего там было по сорок: сорок пройденных дорог, сорок стоптанных сапог… Больше уже не знаю… Помню, как мы, четыре девочки, готовили танец колокольчиков и тоже боялись выйти на сцену. Мы все тогда были очень скромные. Как преодолеть робость? Теперь-то я понимаю: чтобы осилить дорогу, надо сделать первый шаг.
Тогда Танюша не знала, сколько будет пройдено дорог, сколько стоптано сапог. Но она шагала, она шла…
Дорога привела к детям
И вот уж «десять классов пройдено». Куда дальше? Тане почему-то нравилось слово «товаровед».
Какой товаровед? Почему товаровед, если вся родня – педагоги? Папины братья Федор Федорович и Сергей Федорович — учителя физики и математики. Мамина племянница — учитель начальных классов. Мамина сестра — воспитатель в детском саду. А мамина мама – заведующая детским садом. Да самой судьбой обозначена Танина дорога! И поступила девушка в Нижнетагильский педагогический институт, на физико-математический факультет, и в 1974 году успешно его окончила.
И тут надо сказать еще об одной дороге на ее жизненном пути. Это был путь железнодорожный. Таня ехала из Нижнего Тагила к маме в Чусовой. На станции Гороблагодатской в купе вошел молодой человек, который ехал из Качканара в Кировскую область, тоже к родным. Это был Владислав Седельников. Так в жизнь Танюши вошел Качканар.
Начинала она в школе рабочей молодежи, потом работала в средней школе №2. А с 1977-го – с дошколятами, и это уже навсегда. Татьяне посчастливилось встретиться с Софьей Григорьевной Дольниковой. Эта женщина с большим жизненным и педагогическим опытом заведовала детским садом №16 «Белочка», где царил дух творчества и трепетной любви к малышам, перед которыми все чувствовали большую ответственность. Славные традиции Дольниковой продолжила Любовь Ивановна Хамитова.
— Тактичная, деликатная, она с уважением относилась к каждому сотруднику. Если появляется новый работник, она обязательно представит его всему коллективу, познакомит, найдет добрые слова. Любовь Ивановна не навязывала своей воли, умела похвалить работников и мудрым советом будила творческую активность коллектива. Мы работали дружно, вместе с музыкальным работником Светланой Александровной Воронковой составляли сценарии каждого праздника, репетировали сценки, песни, танцы, проводили разные конкурсы, вечера. Дружны и отзывчивы были и родители. Строили спортивную площадку, ремонтировали детсад — все вместе!
Очень тепло вспоминает Татьяна Александровна этот коллектив, с которым была связана почти два десятка лет.
Теперь она работает в детсаде №33 «Улыбка», коллектив которого также хранит славные традиции Булычевой Марии Алексеевны – строгой заведующей, которая умела постоять за воспитателя и требовала от каждого творческой работы с детьми. Творчески работают и сейчас во главе с Натальей Ивановной Куликовой. Моя собеседница не без гордости рассказывает об успехах в «Гранях таланта» и других достижениях коллектива. И буквально преображается, когда говорит о своих малышках: голос звучит нежной музыкой, из глаз льется чистый свет, и вся она излучает материнское тепло.
— Как хорошо, что сейчас работаешь с малышами не один, а два года. Раньше было как? Отревели – и их в старшую ясельную группу переводят. И не видишь результатов своего труда. А ведь это такое счастье — видеть, как на твоих глазах, с твоим участием ребенок растет, преображается, делает первые открытия в этом мире. Пришел — не умел даже на горшке сидеть, а потом — такие достижения!
И она рассказывает, как вырабатываются у детей санитарно-гигиенические привычки, как малыши учатся кушать и вести себя за столом, засыпать, одеваться, как учатся говорить, играть, общаться со сверстниками. Не у всех и не всё получается — важно помочь, приободрить, похвалить, вселить уверенность.
— Некоторые ребятки долго не говорят, плохо двигаются, многие еще путают цвета. Но научатся! Всё у нас получится!
Она много делает для этого. И ей помогают игрушки: ведь главная деятельность ребенка — это игра.
— Бегаю по магазинам, покупаю игрушки. Сами готовим пособия: пилим, режем, красим. Пригодился мне папин опыт. Недавно выпилила из фанеры два дерева, одно из них — ёлка. Надо покрасить и крючочки прикрепить, чтобы, например, к Новому году малыши могли украсить елку. Немало интересного можно придумать и с другим, лиственным деревом.
О малышах Татьяна Александровна может рассказывать бесконечно. Говорит и о том, как важен контакт с родителями. И, конечно, о своей дружной команде.
— Няня Маргарита Эмильевна Кралина — умница, молодец! Для неё не только кастрюли да тряпки — она очень любит детей и во многом мне помогает. У нас один подход к детям, одни требования, как и с молодой моей напарницей Дианой Вадимовной Кордюковой, которая учится заочно в Нижнетагильском педагогическом колледже. Впрочем, и я продолжаю учиться: время заставляет. И, конечно, дети. Да, дети тоже учат. Ведь не только они растут и преображаются с твоей помощью — рядом с ними и сам преображаешься и становишься богаче душой. А какое счастье — видеть глаза детей, которые верят тебе и всё принимают за чистую монету!
И тут я подумала: сколько раз ради детей преображалась Татьяна Александровна! И в кого только она не преображалась! А началось с детсада №16, когда готовились к одному яркому представлению и нужен был Мужик на ярмарке. И наша Танюша, которая всегда боялась сцены, вдруг преодолела робость и сыграла этого Мужика. Потом были Аист на крыше и другие образы. Было ли сорок пройденных дорог? Но сорок лет с детьми уже пройдено. И кем только она не была за эти годы. Листаем с Татьяной фотоальбомы. Вот они, ее герои. Снегурочка и Дед Мороз; Кот Леопольд и Кот Базилио; Пятачок и Карлсон, Гном и Колобок; Лесовик и Леший; Собака, Волк и Медведь; Папуас и Пират; Царь и Король; Черепаха Тортила и Мачеха в сказке «Морозко»; Клоун и Рассеянный с улицы Бассейной, и даже Инопланетянин! Спасибо вам, дети, за Танюшу-артистку!
Артистка
В начале 80-х пришла Танюша во Дворец культуры, в хор к Тамаре Корнаковой. Настоящий профессионал, сильный, скупой на похвалу руководитель, Тамара Васильевна подняла свой певческий коллектив до больших исполнительских высот. Он успешно участвовал в конкурсах художественной самодеятельности, выступал на агитплощадках, в праздничных концертах.
— Однажды мы готовились к Новому году, и мне предложили роль Емели па печи. А у меня в то время умер папа, и я была в трауре. Посоветовалась с мамой. Она сказала: «Папа не обидится, он бы одобрил». И я согласилась на Емелю.
Татьяна Александровна тепло вспоминает Тамару Корнакову, с благодарностью говорит о Татьяне Новгородовой, у которой занималась несколько лет. Но особый сказ — о Татьяне Циганковой — создателе и руководителе хора «Журавушка». Ансамбль «Здравица» — тоже ее детище. Рядом с Циганковой наша Танюша совершенствовала свое певческое мастерство, вдохновилась и на сольное исполнение. При Циганковой появился в Качканаре и клуб «Берегиня», цель которого — сберечь, сохранить и донести до потомков фольклор наших предков. Клуб «Берегиня» — это своеобразный музей уральского быта. Татьяна Вениаминовна создала и студию исторического танца, в которой кропотливо занималась с детьми и взрослыми. Они выучили падеспань, полонез, два менуэта, польку, венский вальс, фигурный вальс, а также кадриль. С большим желанием овладевала историческими танцами и Татьяна Седельникова.
Мы листаем ее фотоальбомы, которые рассказывают о том, как успешно выступали «Журавушка» и «Здравица» в фестивалях-конкурсах областного, регионального и международного уровней.
— За восемь лет с Циганковой где мы только не побывали! — комментирует Татьяна каждый снимок.
А вот праздники в «Берегине». В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Таня исполняет роль Чуба. Встречают год Овцы – она в роли Овцы. В других юмористических сценках представляет Людмилу Зыкину или Валерия Леонтьева, Балбеса Никулина, певучего Грузина или крутого Нового русского, Доктора или Дирижера — да обо всем и не скажешь и всего, наверное, не пересмотришь.
Альбомы бережно хранят память. Они наглядно рассказывают о том, как шла Танюша по жизни. Давние черно-белые снимки — город Чусовой, родители, детство. Дальше — плодотворный Качканар, семья. У Татьяны Александровны и Владислава Николаевича взрослые сын Александр и дочь Ирина, внучка Полина и внук Никита, оба школьники. Много снимков о путешествиях. Париж с Версалем, Эйфелевой башней и прогулкой по реке Сене; Берлин с рейхстагом и Трептов-парком; Брюссель, Амстердам, Люксембург, Варшава, Прага – впечатления и память… И вновь родной Качканар: работа и отдых, праздники и будни. И творчество.
Так сколько пройдено дорог? И сколько еще предстоит пройти? Жизнь продолжается, дорога зовет вперед.
И Танюша идет дальше…
Галина Краснопевцева