Сорок дорог Татьяны Седельниковой

«Шла Танюша» — так назы­вался шутливый танец, который я увидела однажды на сцене клуба «Берегиня». С ведрами на коромысле шла Танюша за во­дой. За ней – парень молодой, который заигрывает, пытается добиться внимания красави­цы. Та кокетничает, дразнит ухажера, увлекая за собой. А вот и колодец. Бравый кавалер достает воды — и с полными ведрами на коромысле на­правляется обратно, подхватив под руку эту лукавую девушку. Короткая танцевальная инс­ценировка, но как переданы характеры героев! И кто эта задорная Танюша в красивом русском наряде?

Оказывается, исполнитель­ницу тоже зовут Танюшей. Это Седельникова Татьяна Алексан­дровна. В тот вечер она пред­стала перед зрителями и в этом искрометном русском танце, и в бальном падеграсе – спокой­ном, величественном, где Татья­на была не дамой, а кавалером. Просто артистка! Впрочем, она в тот вечер исполнила песню о дружбе и друзьях (хороший, сильный голос!) и пела в на­родном ансамбле «Здравица». Удивительные способности!

Так какими же дорогами шла Танюша к клубной сцене? Где истоки этой самодеятель­ной артистки? Истоки, конечно, надо искать в семье, в детстве.

1100

Человек начинается с детства

А детство Танюши – это уральский город Чусовой, это реки Усьва, Вильва и краса­вица Чусовая. Семья – обра­зованная, интеллигентная. Папа, Александр Федорович Дубинин, — участник фин­ской и Великой Отечествен­ной войн. По образованию – художник. Квартиру Татьяны Александровны до сих пор украшает огромная папи­на картина – репродукция «Утра в сосновом лесу» Шиш­кина. Александр Федорович окончил Нижнетагильское художественное училище, где и встретил свою будущую жену Нину Чайку.

В Чусовом он работал школьным учителем рисова­ния и черчения.

— Папа очень любил де­тей и свою работу, —говорит Татьяна Александровна. – А когда готовились к демон­страциям, он всегда оформ­лял праздничные колонны. Мне нравилось наблюдать, как лобзиком папа выпили­вал фанерные буквы, шли­фовал их, наклеивал, покры­вал краской и лаком. А еще он делал маски и прекрас­ные костюмы. Мне очень хо­телось ему помочь…

И она помогала. Дубини­ны развивали интересы доч­ки и ее младшего брата Фе­дора, подбадривали детей, учили преодолевать труд­ности. Родители поддержа­ли ранний интерес дочери к книге. Она еще до школы научилась читать – и вот уже шла Танюша в библио­теку, шла в школу. Училась с большим желанием, добро­совестно выполняла все за­дания. Но особенно ей нра­вилась физкультура: нормы ГТО, спортивные соревнова­ния, кроссы.

— А еще я любила уроки пения. И даже не предпола­гала, во что это со временем выльется. Никогда не дума­ла, что буду петь на сцене. Я вообще боялась сцены, была стеснительная и робкая, — признается Татьяна.

Она вспоминает, как од­нажды учительница попро­сила ее выучить стихот­ворение к праздничному концерту. Девочка не согла­шалась, отказывалась, но учительница убедила: надо!

— Я стеснялась, на сцене не могла глаз поднять. Это было мое первое стихот­ворение, и называлось оно «Сорок». И всего там было по сорок: сорок пройденных дорог, сорок стоптанных са­пог… Больше уже не знаю… Помню, как мы, четыре де­вочки, готовили танец ко­локольчиков и тоже боялись выйти на сцену. Мы все тог­да были очень скромные. Как преодолеть робость? Те­перь-то я понимаю: чтобы осилить дорогу, надо сделать первый шаг.

Тогда Танюша не знала, сколько будет пройдено до­рог, сколько стоптано сапог. Но она шагала, она шла…

Дорога привела к детям

И вот уж «десять классов пройдено». Куда дальше? Тане почему-то нравилось слово «товаровед».

Какой товаровед? Почему товаровед, если вся родня – педагоги? Папины братья Федор Федорович и Сергей Федорович — учителя физи­ки и математики. Мамина племянница — учитель на­чальных классов. Мамина се­стра — воспитатель в детском саду. А мамина мама – заве­дующая детским садом. Да самой судьбой обозначена Танина дорога! И поступила девушка в Нижнетагильский педагогический институт, на физико-математический фа­культет, и в 1974 году успеш­но его окончила.

И тут надо сказать еще об одной дороге на ее жиз­ненном пути. Это был путь железнодорожный. Таня ехала из Нижнего Тагила к маме в Чусовой. На станции Гороблагодатской в купе во­шел молодой человек, ко­торый ехал из Качканара в Кировскую область, тоже к родным. Это был Владислав Седельников. Так в жизнь Танюши вошел Качканар.

Начинала она в школе ра­бочей молодежи, потом ра­ботала в средней школе №2. А с 1977-го – с дошколятами, и это уже навсегда. Татьяне посчастливилось встретить­ся с Софьей Григорьевной Дольниковой. Эта женщи­на с большим жизненным и педагогическим опытом заведовала детским садом №16 «Белочка», где царил дух творчества и трепетной любви к малышам, перед которыми все чувствовали большую ответственность. Славные традиции Дольни­ковой продолжила Любовь Ивановна Хамитова.

— Тактичная, деликатная, она с уважением относилась к каждому сотруднику. Если появляется новый работник, она обязательно предста­вит его всему коллективу, познакомит, найдет добрые слова. Любовь Ивановна не навязывала своей воли, умела похвалить работни­ков и мудрым советом бу­дила творческую активность коллектива. Мы работали дружно, вместе с музыкаль­ным работником Светланой Александровной Воронко­вой составляли сценарии каждого праздника, репе­тировали сценки, песни, танцы, проводили разные конкурсы, вечера. Дружны и отзывчивы были и роди­тели. Строили спортивную площадку, ремонтировали детсад — все вместе!

Очень тепло вспоминает Татьяна Александровна этот коллектив, с которым была связана почти два десятка лет.

Теперь она работает в детсаде №33 «Улыбка», коллектив которого также хранит славные традиции Булычевой Марии Алексе­евны – строгой заведующей, которая умела постоять за воспитателя и требовала от каждого творческой работы с детьми. Творчески работа­ют и сейчас во главе с Ната­льей Ивановной Куликовой. Моя собеседница не без гордости рассказывает об успехах в «Гранях таланта» и других достижениях кол­лектива. И буквально пре­ображается, когда говорит о своих малышках: голос звучит нежной музыкой, из глаз льется чистый свет, и вся она излучает материн­ское тепло.

— Как хорошо, что сей­час работаешь с малышами не один, а два года. Раньше было как? Отревели – и их в старшую ясельную груп­пу переводят. И не видишь результатов своего тру­да. А ведь это такое сча­стье — видеть, как на твоих глазах, с твоим участием ребенок растет, преобража­ется, делает первые откры­тия в этом мире. Пришел — не умел даже на горшке сидеть, а потом — такие до­стижения!

И она рассказывает, как вырабатываются у детей санитарно-гигиенические привычки, как малыши учатся кушать и вести себя за столом, засыпать, одеваться, как учатся говорить, играть, общаться со сверстниками. Не у всех и не всё получает­ся — важно помочь, приобо­дрить, похвалить, вселить уверенность.

— Некоторые ребятки долго не говорят, плохо дви­гаются, многие еще путают цвета. Но научатся! Всё у нас получится!

Она много делает для это­го. И ей помогают игрушки: ведь главная деятельность ребенка — это игра.

— Бегаю по магазинам, покупаю игрушки. Сами го­товим пособия: пилим, ре­жем, красим. Пригодился мне папин опыт. Недавно выпилила из фанеры два дерева, одно из них — ёлка. Надо покрасить и крючочки прикрепить, чтобы, напри­мер, к Новому году малыши могли украсить елку. Немало интересного можно приду­мать и с другим, лиственным деревом.

О малышах Татьяна Александровна может рас­сказывать бесконечно. Го­ворит и о том, как важен контакт с родителями. И, конечно, о своей дружной команде.

— Няня Маргарита Эми­льевна Кралина — умница, молодец! Для неё не толь­ко кастрюли да тряпки — она очень любит детей и во многом мне помогает. У нас один подход к детям, одни требования, как и с молодой моей напарницей Дианой Вадимовной Кордюковой, которая учится заочно в Нижнетагильском педагоги­ческом колледже. Впрочем, и я продолжаю учиться: время заставляет. И, конечно, дети. Да, дети тоже учат. Ведь не только они растут и преоб­ражаются с твоей помощью — рядом с ними и сам пре­ображаешься и становишься богаче душой. А какое сча­стье — видеть глаза детей, которые верят тебе и всё принимают за чистую моне­ту!

И тут я подумала: сколько раз ради детей преобража­лась Татьяна Александров­на! И в кого только она не преображалась! А началось с детсада №16, когда гото­вились к одному яркому представлению и нужен был Мужик на ярмарке. И наша Танюша, которая всегда бо­ялась сцены, вдруг преодо­лела робость и сыграла этого Мужика. Потом были Аист на крыше и другие образы. Было ли сорок пройденных дорог? Но сорок лет с детьми уже пройдено. И кем толь­ко она не была за эти годы. Листаем с Татьяной фото­альбомы. Вот они, ее герои. Снегурочка и Дед Мороз; Кот Леопольд и Кот Базилио; Пятачок и Карлсон, Гном и Колобок; Лесовик и Леший; Собака, Волк и Медведь; Па­пуас и Пират; Царь и Король; Черепаха Тортила и Мачеха в сказке «Морозко»; Клоун и Рассеянный с улицы Бассей­ной, и даже Инопланетянин! Спасибо вам, дети, за Таню­шу-артистку!

1100
С хором «Журавушка» — на песенный фестиваль «Лялинское поречье

Артистка

В начале 80-х пришла Та­нюша во Дворец культуры, в хор к Тамаре Корнаковой. Настоящий профессионал, сильный, скупой на похвалу руководитель, Тамара Васи­льевна подняла свой певче­ский коллектив до больших исполнительских высот. Он успешно участвовал в кон­курсах художественной са­модеятельности, выступал на агитплощадках, в празд­ничных концертах.

— Однажды мы готови­лись к Новому году, и мне предложили роль Емели па печи. А у меня в то время умер папа, и я была в трау­ре. Посоветовалась с мамой. Она сказала: «Папа не оби­дится, он бы одобрил». И я согласилась на Емелю.

Татьяна Александровна тепло вспоминает Тама­ру Корнакову, с благодар­ностью говорит о Татьяне Новгородовой, у которой занималась несколько лет. Но особый сказ — о Татья­не Циганковой — создателе и руководителе хора «Жу­равушка». Ансамбль «Здра­вица» — тоже ее детище. Рядом с Циганковой наша Танюша совершенствовала свое певческое мастерство, вдохновилась и на сольное исполнение. При Циганко­вой появился в Качканаре и клуб «Берегиня», цель кото­рого — сберечь, сохранить и донести до потомков фоль­клор наших предков. Клуб «Берегиня» — это своеобраз­ный музей уральского быта. Татьяна Вениаминовна соз­дала и студию историческо­го танца, в которой кропо­тливо занималась с детьми и взрослыми. Они выучили падеспань, полонез, два ме­нуэта, польку, венский вальс, фигурный вальс, а также ка­дриль. С большим желанием овладевала историческими танцами и Татьяна Седель­никова.

Мы листаем ее фотоальбо­мы, которые рассказывают о том, как успешно выступали «Журавушка» и «Здравица» в фестивалях-конкурсах об­ластного, регионального и международного уровней.

— За восемь лет с Циган­ковой где мы только не по­бывали! — комментирует Та­тьяна каждый снимок.

А вот праздники в «Бере­гине». В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Таня испол­няет роль Чуба. Встречают год Овцы – она в роли Овцы. В других юмористических сценках представляет Люд­милу Зыкину или Валерия Леонтьева, Балбеса Нику­лина, певучего Грузина или крутого Нового русского, Доктора или Дирижера — да обо всем и не скажешь и всего, наверное, не пересмо­тришь.

Альбомы бережно хра­нят память. Они наглядно рассказывают о том, как шла Танюша по жизни. Дав­ние черно-белые снимки — город Чусовой, родители, детство. Дальше — плодот­ворный Качканар, семья. У Татьяны Александровны и Владислава Николаевича взрослые сын Александр и дочь Ирина, внучка Полина и внук Никита, оба школь­ники. Много снимков о путе­шествиях. Париж с Версалем, Эйфелевой башней и про­гулкой по реке Сене; Берлин с рейхстагом и Трептов-пар­ком; Брюссель, Амстердам, Люксембург, Варшава, Прага – впечатления и память… И вновь родной Качканар: ра­бота и отдых, праздники и будни. И творчество.

Так сколько пройдено до­рог? И сколько еще предсто­ит пройти? Жизнь продол­жается, дорога зовет вперед.

И Танюша идет дальше…

Галина Краснопевцева