Совет по правам человека на КГОКе: «Вы защищались – власть вас услышала»
На прошлой неделе Качканар и ряд других городов области посетили представители президентского Совета по правам человека. Сообщается, что членов этого совета изначально отговаривали посещать наш город: мол, еще недавно здесь был председатель правительства области Денис Паслер, уладивший разногласия на Евраз КГОКе. Однако на комбинате по-прежнему сохраняется социальная напряженность, а диалог между руководством КГОКа и профсоюзной организацией далек от социального партнерства.
Члены совета приехали в разные города, чтобы оценить различные проблемные аспекты: жилищные вопросы, экономические, социальные… На Качканарском ГОКе обсуждали трудовые проблемы. Встреча прошла во вторник, 29 марта.
***
Выслушивать вопросы от работников приехали член совета по развитию гражданского общества и правам человека Борис Кравченко, заместитель председателя совета по правам человека Евгений Бобров, представители Госинспекции труда и надзорных органов, а также председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских. К слову сказать, последний приложил много усилий, чтобы данная встреча все-таки состоялась. Это отметил, в том числе, и Борис Кравченко, который сказал важные слова: активные за щитные действия работников сегодня услышаны на всех уровнях власти.
– Я профсоюзник с 25-летним стажем, я на вашей стороне, но здесь я представитель совета. Моя цель – дать рекомендации в преодолении разногласий в трудовой сфере, помочь разобраться в этой ситуации. Могу сказать, что в стремлении защитить коллективный договор, рабочие места и социальные права в этом году вы предпринимали активные действия в расчете на то, что будете услышаны региональными и федеральными властями. И вы услышаны. Перед вами член совета по правам человека, – говорил в начале встречи член СПЧ.
На мероприятие выделялся всего один час, после состоялась встреча с работодателем. Но этого часа было, безусловно, мало.
– Про нас говорят, что мы конфликтные, несговорчивые, но мы второй год подряд в буквальном смысле «сдаем» коллективный договор: рост заработной платы заморожен, её покупательная способность снизилась. Два года мы договариваемся практически на условиях работодателя, хотя у нас не снижаются объемы и цена на продукцию. Оборудование работает от аварии до аварии, на НТМК не можем доставить качественную продукцию. Завтра мы можем остановиться и потерять рынок. Управляющий директор этого не понимает. В феврале 173 человека были «выдавлены» с комбината с пятью средними зарплатами, инженерно-технических работников так и заставляют брать дни без содержания под страхом увольнения, – рассказывал председатель профсоюза Анатолий Пьянков.
Работники, со своей стороны, пытались донести до СПЧ, что не найдя согласия со стороны профсоюза, работодатель сегодня вынуждает нарушать коллективный договор. Членам совета были представлены документы для сравнения: сколько человек брали дни без содержания в декабре и в январе, а также заявления работников, которых устно призывали выходить из кассы взаимопомощи. Говорили и о моральном давлении на членов профсоюза, о контрактах с иногородними подрядными организациями.
– Ежедневно нам сообщают: в фонде заработной платы не хватает средств. Давят на нас морально: берите дни без содержания, при этом заявления заставляют писать по собственному желанию. Раньше таких вопросов не ставили. Объемы работы не менялись, а численность работников в этом году уже снизилась. Нагрузка идет на оставшихся. В результате руководство получает экономию, – высказывались работники на условиях анонимности.
Поднимался вопрос и о проведении замеров во время спецоценки труда, когда показатели запыленности были получены в улучшенных условиях, например, при открытых дверях и окнах. О долгосрочной дискриминации на КГОКе рассказал работник УГЖДТ Виктор Шумков, который больше года судится с комбинатом за право восстановления на работе.
– Больше года четверо из шести железнодорожников, которые принимали участие в работе по правилам, судятся с работодателем. Они по-прежнему не восстановлены в работе. Суды первой и второй инстанции отказали нам в удовлетворении исков, но у нас есть результаты исследований из пяти медучреждений, которые не подтверждают диагнозы, полученные работодателем во время медосмотра. При этом внутри компании есть документ, по которому нам должны предоставить иную работу, но после медосмотра нам дали отворот-поворот и отказали в работе. Работодатель нарушает свои же письменные обещания, – докладывал Виктор Шумков.
Члены совета задавали уточняющие вопросы: проводились ли переговоры по изменению коллективного договора в связи с экономической ситуацией; обращался ли профсоюз в органы надзора; как выглядит на практике неполный рабочий день; существует или нет официальный приказ о сокращенном рабочем времени. Работники же выразили надежду на то, что эта встреча все-таки положительно повлияет на обстановку на комбинате.
– Мы хотим, чтобы коллективный договор соблюдался. В нем всё прописано: охрана труда, заработная плата, как действовать в случае неблагоприятной экономической ситуации. У нас есть представительный орган, и мы уверены: решать все вопросы руководство должно с ним, – говорили они в ответ.
В конце встречи Борис Кравченко отметил, что с социальным диалогом на предприятии есть проблемы:
– Я четко вижу, что профсоюз – это вы, а не председатель профкома. Я много слышал, что профлидер оторвался от профсоюза и ведет борьбу, не оглядываясь на мнение профорганизации. Вижу, что это не так. Все, что мы услышали, подтверждает полученные ранее нами данные о проблемах с социальным диалогом на КГОКе. Действия происходят на фоне действующего непересмотренного коллективного договора. Мы услышали и усматриваем явные факты дискриминации по отношению к тем людям, которые отстаивали свои трудовые права; факты, связанные с нарушением режима работы, занятостью на предприятии, мы обо всем этом готовы поговорить с администрацией предприятия. Наш основной посыл – возвращение к нормальному социальному диалогу. Защита своих трудовых прав – это законное право. Все, что вы делаете, – правильно и законно.