События в Украине: Взгляд из Одессы

россия украина 2Лучше и точнее всего отношение большинства одесситов к последним политическим событиям в стране передает попу­лярный сейчас анекдот.

— Фима, я-таки стараюсь не говорить по-русски.

— Шо такое, боишься, шо побьют украинцы?

— Да нет же! Шо меня придут спасать русские.

Про русский язык

Я живу тут почти 4 года, и за это время не было ни одного случая, чтобы из-за моего русского возникли проблемы. Все вокруг го­ворят по-русски, местное телевидение и газеты тоже русскоязычные. Да, офици­альные документы прихо­дилось заполнять на госу­дарственном – украинском, но с этим мне помогал муж, а если его не было, то сами чиновники диктовали, как правильно писать, или да­вали образец.

Доводилось бывать в Ки­еве. Там двуязычие. Часто один человек обращается к другому на одном языке, ответ получает на другом. Ни у кого ни к кому никаких претензий не возникает. А если сказать, что плохо по­нимаешь по-украински, тут же улыбнутся и перейдут на русский.

Про Майдан

Одесситы в большинстве своем Майдан не поддер­живали. Здесь смотрят рос­сийское телевидение, да и без него были популярны Партия регионов и Яну­кович. Отношение стало меняться, когда там стали расстреливать безоружных людей.

А когда Янукович сбежал, и народу показали, как он барствовал в одном из сво­их поместий — Межигорье, у многих идеи Майдана стали более популярны.

Про бандеровцев

Бандеровцы похожи на чупакабру – все о них го­ворят, иногда даже пока­зывают по телевизору, но в реальности их никто не видел. Часто бандеровцами называют тех, кто стоял на Майдане. Но главные тре­бования майдановцев были: борьба с коррупцией и сбли­жение с Евросоюзом. Так вот, настоящие украинские националисты, которые тут, увы, есть, как и в России, и везде в мире, выступают за сильную власть и обосо­бленность от любых союзов. Но никакого влияния на об­щество они не имеют и во власти не представлены, ни в старой, ни в новой.

Про Януковича и легитимность

Я читаю российские но­вости и вижу, что россий­ское руководство считает Виктора Януковича еще действующим президентом Украины, а нынешнее ее правительство нелегитим­ным. Так вот, всерьез Януко­вича в Украине не воспри­нимает никто. Не только его противники, но и все быв­шие сторонники. Олигархи и Партия регионов, что его поддерживали, все отвер­нулись от него после рас­стрела Майдана и бегства из страны. Его ненавидят или просто презирают, но никто и мысли не допускает, что этот человек может вновь руководить страной.

А вот почему нынешнее украинское правительство считают незаконным, непо­нятно. Все госорганы работа­ют. Правительство выбирала Верховная Рада, законно из­бранная. За нынешних ми­нистров голосовали все, как прозападные депутаты, так и Партия регионов.

Беспредел и беженцы

Что касается хаоса и бес­предела. Ничего подобного я не видела. Магазины и бан­коматы как работали, так и работают. Во время собы­тий на Майдане не было ни дефицита, ни роста цен. Все пенсионеры и бюджетники получали зарплату вовремя и в полном объеме. Кафе, рестораны, театры и торго­вые центры — все оставались открытыми. Беженцев из Украины не показали даже по российскому ТВ, а вот бе­женцев из Крыма по-укра­инскому показывают. Их до­вольно много.

Про Крым

Россия считает Крым сво­ей территорией историче­ски. Не мне судить, насколь­ко правы историки, и какие. В Украине же на это смотрят так. Есть система междуна­родного права и междуна­родных договоров. По ней Крым принадлежал Укра­ине. Россия нарушила все эти правила. Свидетельство этому – осуждение действий России более чем 100 стра­нами мира на сессии в ООН.

Ну а простые одесситы в большинстве своем совсем не хотят разделить судьбу крым­чан. Они очень критически относятся к нынешним вла­стям в стране, но предпочи­тают решать свои проблемы сами, а не под дулами авто­матов, пусть даже и «друже­ственных». Тем более, мно­гих украинцев сближение с Россией привлекало, прежде всего, материально, ведь пен­сии и зарплаты бюджетни­ков в России выше. Но опыт Крыма показал, что вводить повышенные соцгарантии россияне не спешат. Пенсии, зарплаты учителей и врачей в Крыму остались прежними.

 

Яна Борисова, уроженка Качканара, сейчас одесситка.