Снег не спасёт пруд
Письмо в редакцию
В «НК» от 16 марта опубликована статья «Как Евраз намерен спасать пруд». Мне захотелось сделать на эту тему некоторые уточнения.
Уровень воды в пруду падал несколько лет. Спрашивается: почему? Евраз списывает всё на малое количество осадков. Но дело не в этом. По проекту были выполнены переливные сооружения, и вся вода со шламовых полей возвращалась в пруд оборотного водоснабжения, который называется прудом осветлённой воды. Там вода отстаивалась, и находящиеся там насосные станции воду подавали на обогащение, пульпонасосные станции (ПНС) и в резервуар, который использовался для резерва воды.
В настоящее время переливные сооружения замыты из-за расширения хвостохранилища, и вода в оборотный пруд не возвращается. Да и сам оборотный пруд замыт шламом, от него осталась 1/5 часть.
Единственный источник, который пополняет пруд – это река Рогалёвка, которая несёт в себе все нечистоты с промзоны. Но это мизерная добавка воды для пруда.
Выход один — воду с Нижне-Качканарского водохранилища постоянно сбрасывают в пруд оборотного водоснабжения. Разумеется, уровень в Нижне-Качканарском пруду падает. И будет падать.
А то, что Евраз хочет возвратить воду с дамбы №2, выкопав там зумпф (накопитель обводненного материала (гидросмеси) для отстаивания или накопления перед последующей обработкой или транспортировкой) — это пустая трата 100 миллионов рублей. Спрашивается: почему? Воду хотят возвращать на пульпонасосную станцию, а основной расход воды происходит в цехе обогащения, примерно 40 тысяч м3 в час. Вода в качестве пульпы самотёком по бетонным лоткам попадает в пульпонасосные станции №1 и №2, которые качают на ПНС второго подъема.
Кстати, на ПНС второго подъема работают в среднем 5 грунтнасосов, производительностью 8-9 тысяч м3 в час. И обещанные 1800 м3 возвращённой воды – это работа менее 15 минут одного грунтнасоса. И при том, что в зимнее время весь зумпф перемерзнет и насосы работать не будут.
Все технические мероприятия, которые ГОК хочет реализовать по возврату воды, — это блеф чистой воды в надежде успокоить жителей города. Надежда на большой нынешний снег ситуацию не спасёт. Площадь пруда, а, следовательно, и объем воды в нём будет уменьшаться со страшной силой.
Вывод один — вода должна возвращаться в оборотный пруд.
Во всём мире при транспортировке шламов используют метод сгущения пульпы, где расход воды уменьшается в 10 раз. Для этого нужно построить сгустители и приобрести специальные мембранные насосы, нужны серьезные финансовые вливания. То есть деньги нужно вкладывать не в яхты, а в реальное производство.
А в ГОКе технология производства осталась такой же, как полвека назад. Вот и уезжает молодежь из города на более современные производства.
А.Белков, ветеран труда