Сквозь щупальца страха или наживы

Полицейские рассказали о видах обмана и новых способах защиты от мошенников

19 августа в мэрии полиция Качканара провела круглый стол по профилактике онлайн мошенничества. Проблема не теряет своей актуальности, поскольку киберпреступники продолжают выуживать у доверчивых граждан миллиарды рублей, зачастую оставаясь при этом безнаказанными.

Фото Юлии Кравцовой

На встрече побывали представители администрации, банков, СМИ, Управления образованием, Социального фонда и ветеранских организаций, а также прокурор города. Заместитель начальника полиции по оперативной работе Евгений Безденежных в сотрудничестве с председателем общественного совета при МВД Анатолием Беланом представили анализ ситуации в сфере интернет-мошенничества на качканарской территории.

Меры профилактики не помогают?

— Тему киберпреступности переоценить невозможно, мошенничества причиняют большой материальный ущерб, провоцируют социальные волнения, а также некоторых жертв мошенники вербуют для совершения террористических актов, — говорит Евгений Безденежных. — Начну со статистики. Наш отдел обслуживает два города: Качканар и Нижнюю Туру, общая сумма ущерба составила 30 млн рублей за 7 месяцев этого года. На Качканар из них приходится 18 миллионов.

Полицейский привел данные Центробанка — порядка 7 миллиардов рублей граждане России перевели аферистам за 3 месяца 2025 года. Динамика остается прежней, количество жертв и суммы не уменьшаются, в том числе и в Качканаре.

— Ситуация остается на уровне прошлого года, хотя были приняты колоссальные профилактические меры, — отмечает Евгений Александрович. — В Качканаре зарегистрирован случай, когда 19-летняя девушка лишилась 6,5 млн рублей. Эти деньги были получены после гибели отца на СВО.

В основном жертвы мошенников — люди трудоспособного возраста, конечно, попадаются и люди старшего поколения. Полицейские проводят подомовой обход пенсионеров, но обращают внимание, что абсолютно все возрасты подвержены влиянию мошенников, а чаще всего обманывают женщин — их больше половины от всех потерпевших.

Способов обмана великое множество

— Как утверждают Минцифры, Центральный Банк, и президент наш говорил, что большинство звонков совершается с территории Украины. И репортаж на эту тему выходил по федеральному каналу — про колл-центры, — говорит Евгений Безденежных. — Сейчас аферисты стали целиться на детей, запугивают, манипулируют, через игры… Был случай, как запугали студентку из Качканара, которая учится в Лесном. Якобы, её родители не заполнили декларацию какую-то, и часть денег оказалась переведена в страну НАТО, и её родители теперь будут предателями. Для этого срочно надо заблокировать счета, назвать пароли, карты и так далее. И студент ка перевела крупную сумму.

Полицейский рассказал, как мошенники получают пароль от Госуслуг. Никто удаленно не взламывает Госуслуги, потерпевшие в 100% случаев сами предоставляют доступ к своим персональным данным и счетам. Например, звонят по телефону мошенники и говорят: «Срок действия вашей сим-карты истек, для продления договора назовите код по СМС». Человек называет цифры — и вот уже жулики завладели доступом в его Госуслуги.

Также приводились реальные примеры, как якобы из больницы Качканара звонили по поводу профосмотров или по записи на флюорографию. «Чтобы подтвердить очередь, назовите код из СМС», — просил незнакомец под видом сотрудника больницы.

— Гражданам звонят якобы из управления Социального фонда: вам неправильно насчитали пенсию, надо пересчитать, надо записаться в электронную очередь, сейчас отправим вам СМС, назовите цифры, — приводит примеры обмана Евгений Безденежных. — Энергосбыт всем уже надоел. Мне тоже звонят периодически из «энергосбыта». И жене звонят, и родственникам. Мы продолжаем возбуждать уголовные дела по «энергосбыту»: аферисты предлагают людям счетчики поменять.

Мошенники звонят от лица госучреждений, местных организаций, полиции, прокуратуры, ФСБ и так далее. Цель одна — начать беседу и получит код из СМС. Граждане продолжают называть код и становятся потерпевшими.

Также активно используются фишинговые ссылки, сайты, приложения. Через вирус взламываются устройства.

Есть случаи обмана через маркетплейсы. В этом году женщина «купила» на Авито баню, чан и каркасный бассейн — за 35 тысяч рублей. Она искренне верила, что она это приобрела, просто возникли проблемы с доставкой. Явно же это нереальная цена. Ей продавец объяснил, почему так дешево: надо срочно внести платеж по кредиту в банк.

Также есть кейс лжепосылок от имени «Вайлдберриз». Злоумышленники звонят гражданам, утверждая, что им была отправлена посылка. В случае невозможности получения посылки, мошенники предлагают доставку курьером, требуя при этом назвать код порядковой очереди для подтверждения личности.

Большие суммы теряют люди, которые пытаются зарабатывать на криптовалюте, на биржах.

Мошенники активно используют мессенджеры, соцсети, вообще все способы связи. Два месяца назад мы с сотрудниками ФСБ в Качканаре задержали 15-летнюю девочку. Ей в Телеграме предложили подработку, надо было от её имени регистрировать аккаунты в Вотсапе*. Она купила порядка двадцати сим-карт и регистрировала аккаунты. Далее девочка продавала эти аккаунты, ей надо было периодически втыкать симку в телефон. По факту девочка находится в Качканаре, симки здесь купила, но в аккаунт можно зайти удаленно. И с этих аккаунтов осуществляли звонки мошенники.

Дискредитируют органы власти

— Одна из причин успешности атак злоумышленников — неосведомленность граждан о внутренних регламентах работы организаций и их взаимодействии с населением, — подключился к разговору председатель общественного совета при МВД Анатолий Белан. — Предлагаем на официальных ресурсах разместить заявление от руководителя, где четко указано, имеются ли дистанционные способы оказания услуг. Особое внимание надо уделить тому, что сотрудники организации не будут запрашивать у граждан цифры, пин-коды и так далее.

— Мошенники своими действиями дискредитируют органы власти, те же Госуслуги. Некоторые просто отказываются от Госуслуг, — отмечает Безденежных. — До чего людей довели! А это удобный сервис. Сейчас в Качканаре идет активный прозвон граждан от имени налоговой.

Нужно создать корпоративную этику в организациях, чтобы соблюдали правила безопасности: звонить по рабочим моментам только с рабочих телефонов, не используя мессенджеры. Предлагают учреждениям прописать на своих страницах, что никогда не требуют никакие коды из СМС.

«Звонок от руководителя»

Особое внимание ведущий круглого стола обратил на такой способ обмана как «звонок или сообщение от руководителя»:

— Этим страдают чаще всего крупные организации, МВД — не исключение. У нас бывший начальник Константин Евгеньевич Лёвин, который не работает уже год, периодически «пишет» сотрудникам в Телеграме: «Здравствуйте! Тут сотрудники ФСБ подъехали, надо пообщаться». Чаще всего на звонок от руководителя в Качканаре попадаются сотрудники Евраза. Мошенники пишут от имени руководителя, вся информация о начальстве есть в общем доступе. Пишет человеку якобы его начальник: «Всё ли у вас хорошо? Вами тут интересуются сотрудники ФСБ. У нас корпоративная проверка. Но вы никому не сообщайте. Вы сегодня будете весь день взаимодействовать с полковником ФСБ таким-то». И так далее. Сколько заявлений к нам в полицию поступает на сотрудников ФСБ! Люди доверяют таким звонкам.

Одну женщину из Нижней Туры мошенники вели так, что мы её три дня ловили, она ездила по городам, поменяла три гостиницы, подавала заявки по банкам на кредиты. Наши сотрудники из Нижней Туры поймали её в одном из банков Екатеринбурга. Полтора миллиона она успела перевести.

Руководителям надо проговорить своим сотрудникам, что через мессенджеры он никому не пишет и сотрудниками ФСБ не запугивает. Все рабочие вопросы решаются в плановом режиме, есть регламент на предприятиях.

Жертва мошенников может сесть за терроризм

Евгений Безденежных также рассказал, что людей, уже пострадавших от мошенников, могут вербовать на противоправные действия, на совершение поджогов:

— Злоумышленники говорят: «Мы вам спишем ваш кредит, но сначала вы должны поучаствовать в оперативной деятельности — проверить, как работают силовые ведомства, оперативные службы. Вы подожгёте, например, военкомат, и посмотрим, как сработают службы». То есть человек, не подозревая об этом, может стать террористом.

Надо приложить общие усилия общества для борьбы с мошенниками. У нас налажено хорошее сотрудничество с банками, мы пресекаем больше половины случаев. Спасибо сотрудникам банков, что сообщают, проявляют бдительность, оказывают содействие органам. Если раскрыть эти преступления не получается, давайте хотя бы все вместе будем работать на профилактику.

С неотвратимостью наказания — проблема

Обстановку прокомментировал и прокурор Качканара Евгений Мартынов:

— За 6 месяцев 2025 года в Свердловской области было зарегистрировано 8 007 преступлений в сфере информационных технологий, по сравнению с уровнем прошлого года произошло снижение на 0,7%. По области в отношении пенсионеров на 18% возросло количество преступлений. Потерпевшие могут вовлекаться в дальнейшем в совершение иных преступлений, например, терактов, наказание там суровое, связано с лишением свободы.

Лучшая профилактика преступлений — это привлечение виновного лица к ответственности, неотвратимость наказания — главный принцип профилактики. К сожалению, высокой раскрываемостью похвастаться не можем в этой сфере, поскольку чаще всего мошенники находятся за границей. Сейчас есть практика по стране, когда наказывают операторов сотовой связи за непресечение подменного трафика. Конечно, я согласен, что за решение проблемы надо браться комплексно.

Фокус на детей

Представители банков рассказали о так называемом периоде охлаждения, когда при одобрении кредита клиент не сразу получает деньги, в зависимости от суммы период охлаждения может составить от 4 до 48 часов. Банк на время приостанавливает все операции по счету, блокирует интернет-банк, чтобы у человека было время «на подумать».

— Есть случаи, когда люди повторно становятся жертвами мошенников, — рассказывает руководитель нано-офиса «Альфа-Банка» Мария Фёдорова. — И сейчас очень много случаев, когда действуют через детей. Мы проводим по школам финансовую грамотность для детей. И буквально я сама столкнулась с попыткой мошенничества. Мой ребенок играл в Роблакс в телефоне. Ему там пишут: «Я тебе скину крутой скилс, только тебе сейчас придет смска, назови цифры». Потом пишут: «Нет, это не подходит. У тебя есть кто-нибудь из взрослых дома? Напиши мне его номер телефона, я туда СМС скину». Ребенок взял мой телефон, удалил первое сообщение, которое пришло. Второй раз взял мой телефон. Я понимаю, что здесь что-то не то, потому что выписывает на бумажку цифры. Я поговорила с сыном, спросила, что он делает. «Тебе сейчас код придет, я его быстро напишу, и мне ножик дадут»,— ответил он. Я ему объяснила, что бес платный сыр только в мышеловке, мы всё удалили и заблокировали. Родительский контроль не помог. Надеюсь, что сын всё понял. Обращайте внимание на детей, берут ли они ваш телефон, какие данные они могут предоставить посторонним.

Также сотрудники банков рассказали, что номера, с которых звонили мошенники, можно отправлять через приложение банка, чтобы их заблокировали.

Юлия Кравцова

*WhatsApp  (принадлежит Meta, которая признана в Рос сии экстремистской организацией и запрещена)