Ситуация в металлургии становится хуже
Российские сталелитейные компании вынуждены снижать объемы выпускаемой продукции и сокращать инвестиционные программы из-за отрицательной рентабельности поставок как на внутренний, так и на внешний рынки, сообщает информационный портал Накануне.RU.
Крупнейшие компании терпят убытки, так как прибыльность либо уходит далеко в минус (на внешних рынках), либо колеблется у нуля (на внутреннем рынке). И если с внешним рынком все в целом понятно – санкции действуют уже который месяц, то чем обусловлена ситуация на внутреннем рынке? Неужели у металлургов ситуация оказывается даже хуже, чем в отраслях, нуждающихся в импортозамещении? Ведь если импортозамещение необходимо запускать, грубо говоря, с нуля, то металлургия – это процесс уже налаженный.
Действительно, ситуация куда хуже, уверен промышленный эксперт Леонид Хазанов. Своим мнением он поделился с Накануне.RU:
— На внутреннем рынке та же ситуация, что и на внешнем – санкции и другие ограничительные меры, падает спрос на сталь, соответственно, цены на нее идут вниз на российском рынке. Потому что у нас произошел кризис в российском машиностроении, это касается, прежде всего, автопрома, но он связан не столько с санкциями, сколько с дефицитом полупроводников.
«Автоваз», вроде бы, перезапустился, и у него есть план на вторую половину 2022 года — выпустить 100 тыс. автомобилей, но для такого громадного завода — это просто ерунда.
В железнодорожном машиностроении тоже швах, потому что производство вагонов упало, на станциях грузовых вагонов — хоть отбавляй, они стоят никому не нужные. Хоть перевозки грузов у нас сейчас и переориентируются с Запада на Восток, но все равно есть определенные проблемы с ними.
В станкостроении тоже дела не лучшим образом обстоят. Достаточно стабильно работает оборонно-промышленный комплекс, но он потребляет специальные стали и сплавы, объемы их закупок сравнительно небольшие, и это сложная продукция, а не классическая оцинковка и арматура.
А если взять строительство, то жилищное ещё копошится, хотя там тоже есть проблемы, потому что ставки по ипотеке то растут, то падают, соответственно, и спрос колеблется. Коммерческое и промышленное строительство полностью встало, и все это и приводит к ослаблению потребления стали в России. Полбеды, что Европейский союз ввел эмбарго на российскую сталь — на это еще наложились торговые барьеры.
В этой ситуации наша сталь в Европу почти не едет, значит, металлурги пытаются отгружать ее в Азию. Там и без того цены ниже, чем в Европе, но у наших металлургов еще просят скидку.
Из-за этого рентабельность российских сталелитейных предприятий либо у нуля, либо ниже, вверх она пока расти не будет, потому что на внутреннем рынке цены идут вниз, как и за границей, и предпосылок для роста просто никаких.
Самый простой путь для исправления ситуации – реализация масштабных инфраструктурных проектов с государственным участием, которые потребуют много металла, типа Крымского моста. Вопрос в том, где нам этот мост строить. Есть вариант — между материком и Сахалином, но этот мост даже не проектировался, на одно это может несколько лет потребоваться. И обсуждения, которые проводились, говорят о том, что мост нецелесообразен, потому что объемы грузовых и автомобильных перевозок будут таковы, что не окупят мост и за несколько десятков лет. Второй вариант – строительство Северного широтного хода. Владимир Путин велел начать строить в этом году, но мы понимаем, что это тоже процесс небыстрый. Третий вариант – просто обновление дорожной инфраструктуры либо строительство новой, где ее нет, это Сибирь и Дальний Восток – тоже процесс долгий. То есть простого и быстрого выхода пока нет.
То, что сейчас происходит, может оказаться печальнее кризиса 2008 года. Тогда потребление внутри страны падало, но за границей оно все-таки было, а сейчас все намного сложнее и уже непонятно, куда нам металл поставлять. И главное— как поставлять?
Сейчас даже возить металл некому, потому что международные логистические операторы ушли из России. На их место пришли кипрские, китайские, греческие, индийские судовладельцы, которые ставки подняли в полтора-два раза.