Сироты остаются без жилья
Вот уже два года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают жильем по новому закону. Если раньше эти ребята получали жилье по договору социального найма или приобретали его на социальные выплаты и могли его в дальнейшем приватизировать, то сегодня жилье закреплено полностью за государством. Получают его отныне по договору найма специализированного жилого помещения. Сегодня прокуратура через суд обязывает областное министерство строителства и развития инфраструктуры предоставить сиротам жилые помещения. Но, несмотря на десятки выигранных дел, жилье получают по-прежнему единицы.
В сентябре 2013 года в Качканаре произошло резонансное для города событие, когда в новостройке по адресу: 4а-80 жилье получили сразу 30 сирот. В очереди за квадратными метрами многие из них стояли годами, а кому-то повезло – и благоустроенную квартиру долго ждать не пришлось. На тот момент жилье было построено и выделено муниципалитетом по социальному заказу области. Именно муниципалитет тогда вел учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Это были последние качканарцы, кто успел получить жилье от муниципалитета. Они были вправе приватизировать жилье, а некоторые из них успели его даже продать.
Однако с 1 января 2013 года обязанности по такому учету стало исполнять Управление социальной политики по Качканару. Право на получение жилого помещения возникает у данной категории лиц с 18 лет. Те, кто состоял на учете, могут претендовать на получение жилья, даже если им исполнится 30 лет. Теперь жилье предоставляет Министерство строительства области, а Фонд жилищного строительства его приобретает, причем только первичное жилье. Собственником помещений отныне является область, а «дети» могут быть только нанимателями.
Как рассказала Светлана Калужская, начальник отдела опеки в Качканаре, за три месяца до достижения ребенком 14 лет органы опеки запрашивают в отношении этого ребенка документы, которые позволяют решать: ставить его на учет для предоставления жилья или нет. По состоянию на октябрь 2015 года в Качканаре на учете Управления состоят 92 человека. Их количество ежегодно растет. В 2014 году только трое человек стали нанимателями. Несмотря на это, Светлана Григорьевна считает, что остальные ребята все равно будут обеспечены жильем.
– В предоставленных квартирах они могут проживать в течение пяти лет, при этом на их плечах лежит обязанность по оплате коммунальных платежей. После этого срока устанавливаются обстоятельства: наличие алкогольной или наркотической зависимости, привлечение к уголовной ответственности, быть может человек будет признан безработным или получит инвалидность – все это будет препятствовать исполнению обязанностей нанимателя. Мы, со своей стороны, выносим заключение, на основе которого принимается решение о заключении договора социального найма либо договора найма специализированного жилья на новый срок. Если приватизация в дальнейшем будет продлена, то ребята смогут получить жилье в собственность, но сегодня возможен только найм, – говорит представитель отдела опеки.
Новый закон установил требования к предоставляемому детям-сиротам жилью, а также ввел перечень оснований, по которым вселение сирот в прежнее жилье невозможно. Например, их нельзя поселить в ранее занимаемые жилые помещения, если там живут лица, лишенные родительских прав в отношении этих детей.
Закон был задуман, чтобы обеспечить каждого российского сироту своим жильем. Но в Качканаре новый порядок в реальности мало чем отличается от предыдущего и жилье получают немногие. После того, как сдали дом для 30 детей-сирот, планировали сдать новый дом в переулке Клубный. В нем хотели выдать сиротам 8 квартир. Но строительство дома было остановлено.
Как пояснил старший помощник прокурора Качканара Павел Мирошник, представляющий интересы этих ребят, за неполный 2015 год в суд было подано 17 исков, из них рассмотрено десять. В прошлом году таких исков было 20, все они удовлетворены, но без последствий. Жилье никто не получил.
Количество исков с каждым годом только растет. Но в Качканаре отчего-то финансирование из фонда приостановилось и свои квартиры качканарские сироты, вероятно, увидят еще нескоро.