Сибирский тур Константина Ярославцева. Эпизод III
7 мая. Дорогой длинною…
Сообщение Тобольск – Омск развито слабо. Ходит два поезда в дневное время, да ещё и через Тюмень. Утром на такси добрались до вокзала.
Пейзажи за окном: 1. Поля, поля, поля с нависшим белым ватным полотном по всему небосклону 2. Коршуны над полями 3. Редкий лес, кустарники, торчащие из воды, как памятники паводкам. Начали смотреть многосерийный фильм «Достоевский», затянуло, посмотрели три серии, был накормлен с руки очищенным арахисом. Немного развлек малыш по имени Степа, ехавший с бабушкой. Усыпил Марину при помощи гипноза.
В окнах поезда стемнело, пейзаж потух. Я, немного почитав книгу «Спички» Андрея Орловского, отложил её и стал писать записки. И это стало моментом истины, когда понимаешь, что тебе хорошо здесь и сейчас, жизнь течет именно так и не по-другому, а значит, путь продолжается, как и сама жизнь. Ведет ли нас что-то декабристское? Только воля делать то, что обязан перед самим собой, и романтика в наших сердцах.
На полуночном вокзале нам нужно было перебраться через «железку» на другую сторону при помощи надземного перехода. Словно по руке судьбы спрашивать направление пришлось у людей в форме, которые оказались представителями службы исполнения наказания. И наш хостел назывался «Достоевский». Это Омск, место каторжного заточения писателя.
Хостел нашли быстро. Зарегистрировались – и в душ. Марина в комнате обнаружила комара, который был парализован репелентом, после чего упал на моей половине кровати. Терпеть такое соседство я был не в силах, и комар был размазан (сытый был, нахлебник) красным пятном. Перестелив простыню пятном в ноги, мы отключились.
8 мая. Майский снег
Быть может, с утра я был в состоянии полюбить Омск, но пролетавший за окном полуснег-полудождь исключил эту возможность. В связи с погодными условиями план прогулок был изменен. Идём в два музея и театр.
Особенности города стали видны с первых шагов. Никакого лукавства — дороги в городе не соответствуют областному центру. Тротуар может присутствовать только наполовину, остальное – грязь или песок. К песку вообще отдельные вопросы: где здесь море? почём шезлонг? и, наконец: вы серьёзно – песок в Сибири?
Отдельная песня – маршрутки. Сначала было трудно понять, почему маршрутки не останавливаются на остановках; затем, наблюдая за коренными жителями, понимаешь: этот транспорт находится на особом положении. Чтобы остановить маршрутку на остановке, нужно «голосовать» рукой, а чтобы водитель вас не завёз далеко-далеко, нужно в салоне попросить его «остановить на следующей».
Выйдя в центре, на Главпочтамте, превозмогая сырость и ветер, осторожно получая удовольствие от сыпавшего сверху снега, под зонтом мы дошли до драматического театра. Желая немного перекусить, мы возвратились обратно по улице Ленина к торговому центру «Омский». Обед в «Сытном дворе» с первым, вторым блюдом и чаем вышел в 350 рублей, что является средним чеком на двоих во всей поездке.
Музей изобразительных искусств М.Врубеля
Находится он напротив драмтеатра. В связи с 300-летием Омска в непосредственной близости к музею ведутся работы по кладке плитки, поэтому пробираться пришлось через деревянные помосты, камни и песок. В музее мы взяли все экскурсионные залы, заплатив 160 рублей за билет + 90 рублей за аудиогид.
Итак, здание музея не в идеальном состоянии: богатством интерьер не блещет, в половине залов полы деревянные и скрипят на всех языках. В музее откровенно холодно. Оказалось, что в сибирском городе отопление отключают в начале мая. Музейная коллекция на тот момент состояла из основной части и авторских выставок. Основная экспозиция была представлена предметами посуды и декора императорских и княжеских фамилий из коллекции Эрмитажа. Картинный фонд выставлял пейзажные темы Левитана, Шишкина, Айвазовского, «Портрет Леонида Андреева» Репина, эскизы Васнецова, работы художников французской и голландской школ.
И хотя музей носит имя Михаила Врубеля, уроженца Омска, в арсенале музея имеются лишь панно цветочной лирики художника. Из частных выставок стоит отметить богатую экспозицию микроминиатюр Анатолия Коненко, который мастерски создает тома книг величиной с несколько миллиметров и «вооружает» насекомых крошечными инструментами.
Иконопись отражает традиции XIX века Урала (Невьянск) и Сибири (Тобольск). Особое место занимает список с чтимой в Сибири «Богоматери Абалакской (Знамение)».
В художественном музее пробыли около трёх часов, под конец замерзли и проголодались. Времени до спектакля оставалось чуть больше часа. Поужинав и купив еду на вечер и завтрашнее утро, мы отправились в драмтеатр. Омский театр драмы – старейший театр и главная достопримечательность города. Зал небольшой, обстановка почти камерная. Боковые ложи расположены на трёх ярусах. Мы побывали на спектакле «Incogito», премьера которого состоялась в марте этого года. Сюжет построен по мотивам комедии Гоголя «Ревизор». Сильный актерский состав. Спектакль насыщен современным жаргоном, задействована игра теней. На сцене же регулярно появляется портрет Николая Васильевича. Финал комедии трагичен: Хлестакова возвращают в город N, над ним творит кровавый суд городничий; забивают до смерти Добчинского и Бобчинского, записывая их в «козлов отпущения». Кто смотрел фильм «Дурак», тот поймет, в чем соль.
9 мая. «Бессмертный полк», Достоевский и улица Косарева
Проснулись в восемь часов, вышли в одиннадцать. Куда делись три часа – кто бы знал. Светило солнце. По Гисметео значилось +15̊С.
На маршрутке, выловленной уже выведанным способом, доехали до центра, обсыпанного гуляющим народом. На Интернациональной улице (многие улицы носят отпечаток недостроенного социализма) стояли легковые машины сороковых-боевых лет. По Красному Пути шёл «бессмертный полк». Смотрели на портреты солдат Победы и невольно наворачивались слёзы. Трепет перед личным подвигом каждого участника Великой Отечественной войны не дает спокойно стоять в стороне. Слезливость то и дело прерывалась криками «С Днем Победы!» и «Ура!». Колонна спешно двигалась по проспекту, проходила мимо трибуны со здравствующими ветеранами, с блестевшими на их груди медалями и орденами. Снова звучит утверждающее мир «ура!».
С Соборной площади по Первомайскому скверу проникаем через памятник Тарским воротам некогда Омской крепости. Оригинал снесли в середине прошлого века. Через Тарские ворота, пребывая на каторге, проходил ежедневно Достоевский.
Немного потусовавшись на открытой площадке музейного комплекса воинской славы, недалеко от Выставочного сквера, направились к литературному музею автора «Преступления и наказания». Меня же терзали сомнения, что музей 9 мая, да ещё и в понедельник (великий выходной всех музеев и библиотек) закрыт. Но не зря со мной был человек, способный «волшебным пенделем» (четким мотиватором), сказать: «Открывай дверь!» Дверь поддалась. На входе нас встретили две музейные бабушки, радостно и задорно.
Литературный музей– место особое. Как в книге, в литературном музее можно приблизиться к личности главного героя той эпохи, которую он сам и характеризует. Что же в музее? Самое ценное в омском музее Достоевского – это книги. Книги, отпечатанные при жизни автора: «ЗАПИСКИ изъ МЕРТВАГО ДОМА» от 1862 года, «ИДIОТЪ» от 1874 года, «БЕСЫ» от 1878 года, «ПРЕСТУПЛЕНIЕ и НАКАЗАНIЕ» от 1877 года.
Любопытно, что об Омске Федор Михайлович был не слишком хорошего мнения: «Омск гадкий городишко. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видел. Городишко грязный, военный и развратный в высшей степени». Думаю, о деревьях и песке я соглашусь, природа же искусственно насажденная, разве что птицы останавливаются здесь на пути миграции (парк «Птичья гавань»).
Из местных писателей стоит упомянуть Антона Сорокина, дававшего керенку за прослушивание десяти своих рассказов и получившего от Давида Бурлюка «Удостоверение в гениальности». В одном из писем он напишет: «Моя заслуга в том, что 25 лет работал я в Сибири, первый создал художественную литературу и показал русскому читателю душу казахского народа, в таком же духе, как это сделал Джек Лондон с жителями тихоокеанских островов». Первым же омским поэтическим талантом XX века принято считать Леонида Мартынова, чьи стихи и поэмы были так востребованы, что Анна Ахматова заметила с завистью: «Поэту вредно часто печататься».
После посещения музея вкусовые рецепторы обогатились знанием о филе пикши и американском минибоне. Вечером мы прогулялись по набережной Тухачевского, зашли на улицу Косарева (однофамильца и потенциального родственника Марины) и поужинали в «Центральной столовой», расположенной в более чем столетнем здании с сохранившейся белой мраморной лестницей и узорной лепкой внутренних стен.
Константин Ярославцев
Продолжение следует