Сергей Набоких: Неправильно, что Виктор Мокеров будет распоряжаться деньгами без нашего контроля
Незаконченная реконструкция улиц Свердлова и Гикалова, незавершенные капитальные ремонты домов, отсутствие заместителя главы по городскому хозяйству и новая управляющая компания, проблемы на промышленных предприятиях города – ситуация в городе с наступлением весны, мягко скажем, не радостная.
Глава города Сергей Набоких отвечает на вопросы, связанные с перспективами на 2016 год.
– Что у нас в этом году будет с дорогами? Чего нам ожидать?
– Деньги на реконструкцию дорог, которые мы вынуждены были в конце года вернуть в областной бюджет, мы снова получили, будем заканчивать ремонт. У нас осталось на улице Гикалова благоустройство – тротуары, ограждение; у нас осталась улица Свердлова: верхняя часть от «Универсама» до «Кедра», за загсом вообще ничего не сделано, и еще должен быть уложен третий слой асфальта по всей Свердлова.
– Это безобразие, что вытаяло на Свердлова сейчас, – еще не окончательный вариант?
– Да, будет еще третий слой асфальта. Я тоже видел, что уже все поддавлено, появилась колея. Но что делать, зима, машины тяжелые, все с шипами, поднимаются в горку. Финишный слой наложим, все устоится. Главное, деньги лежат у нас на счету.
– Когда начнется ремонт?
– Если погода будет нормальная, то начнем к концу апреля.
– Подрядчик готов выполнять работы?
– С подрядчиком был серьезный разговор на предмет его исполнения. И если он не подтвердит свою состоятельность, то будем расторгать договор, и на оставшиеся деньги искать нового подрядчика.
– У нас еще не завершен капитальный ремонт пяти домов. Вы удовлетворены тем, как ведутся работы?
– У нас не закончены работы по кровле. На Свердлова, 3, и Лесная, 2а, пришлось переделывать все заново, потому что нас не устроило качество. Пока кровлю не доведут до ума, этот вопрос будет на контроле Министерства энергетики и ЖКХ.
Работы по фасадам и отмостке, которые были перенесены на 2016 год, будут завершены до июля.
Лоты на следующие девять домов будут разыграны в ближайшее время. И честно говоря, мы с содроганием ожидаем подрядчика. От того, какой подрядчик зайдет, насколько он будет ресурсный и статусный, зависит многое.
– Министерство не подгоняет вас с ремонтами ради галочки? Например, чтобы показать, что у нас области с ремонтами все в порядке?
– Галочек нет точно. В Министерстве стоят на наших позициях, прислушиваются к нашему мнению. Нам необходимо качество, мы понимаем, что эти дома 20-30 лет капитально ремонтироваться не будут, и чем качественнее будет ремонт, тем менее хлопотно нам будет жить.
– Удалось договориться с министерством, чтобы контроль над капитальными ремонтами был у муниципалитета или управляющей компании?
– Удалось. У нас не будет серьезных полномочий, но мы будем согласовывать акты приемки. И если мы их не согласуем, то фонд не сможет их оплатить.
– Как вы знаете, в городе появилась еще одна управляющая компания, возглавил ее бывший директор УЖК «Наш дом» Виктор Мокеров. Он ведет рекламную кампанию и обещает значительно удешевить расходы на коммуналку. Сэкономить. У жителей вопрос: почему бывший руководитель УЖК не мог экономить на прежнем месте? И как вы относитесь к конкуренции в сфере ЖКХ?
– Я не готов говорить публично, что это диверсия, но умысел здесь один – заработать денег. Точка. Интересы жителей здесь не учитываются нисколько. История эта не нова, все УК обещают небесный рай. Новая компания предлагает перейти к ним жителям из тех домов, в которые были вложены миллионы средств. Большинство этих домов не нуждаются в капитальном ремонте, там проще текущее содержание. Но тарифы на энергоресурс новая компания снизить не сможет, тарифы на содержание и текущий ремонт тоже не снизится, потому что он итак занижен.
Безусловно, мы за эти дома будем бороться, потому что перспектива нам известна: это две квитанции, которые люди будут платить в небо, дальше управляющая компания собирает деньги, потом им не хватает ресурсов обеспечить свои рекламные обязательства. И через два-три года эта компания пропадает, и люди опять оказываются перед лицом собственных проблем. Это история всех городов, где несколько управляющих компания. Несколько управляющих компаний могут сосуществовать, только если они имеют приличный объем домов, и чтобы были новые дома. А 9 микрорайон – это дома точно не новые и очень затратные.
Виктор Мокеров все это знает, потому что он все 10 лет занимался тем, чтобы на рынок не заходили временщики, но личные интересы возобладали над общегородскими.
– Основной вопрос от читателей – раз Виктор Мокеров обещает сделать коммуналку дешевле, почему он не мог делать это раньше?
– Закономерный вопрос. У Виктора Валерьевича была крупнейшая компания, большие ресурсы, за 10 лет можно было сделать все. И если он не сделал этого, то и сейчас он не сможет это осуществить. И распоряжаться он будет деньгами самостоятельно, без нашего контроля. Если УЖК «Наш дом» отчитывается перед нами, то тут мы не сможем защитить граждан, если что случиться.
– Вы знали заранее, что планируется создание своей управляющей компании?
– Я делал ему предложение занять должность заместителя главы по городскому хозяйству и заняться практикой, а не теорией. Он обещал подумать, а результатом раздумий стало создание новой компании. Намерения его понятны – заработать деньги. Точка.
– Как вам работается без заместителя по городскому хозяйству?
– Я ждал решения Виктора Мокерова, но оно оказалось другим. Без зама трудновато, но мы справляемся, хотя перегрузка идет на отдел по городскому хозяйству, мне приходится брать часть вопросов на себя, а это отвлекает.
Кадры у нас есть. Способные люди есть. Но, к сожалению условия должности предполагают ограничения для муниципальной службы, невысокую зарплату для такого уровня – около 50 тысяч рублей. И огромную ответственность вплоть до уголовной каждый день и каждый час.
– Вы ищете заместителя в Качканаре или области?
– Хотелось бы видеть качканарца, чтобы он был знаком с этой сферой, жил в городе и у него была ответственность перед людьми, которым в глаза надо смотреть, ходя по улицам.
– Ежемесячно в город приезжает министр промышленности Андрей Мисюра, зачем?
– У нас есть острые вопросы именно в промышленности. Социальная стабильность зависит от стабильной работы предприятия. Есть вопросы по ГОКу, по «Металлисту». Он не может приезжать чаще, но раз в месяц вполне.
– На «Металлисте» стабилизируется ситуация?
– К решению проблем на предприятии подключилось правительство в лице министра промышленности и председателя правительства. В ближайшее время будет принят ряд решений, который не даст утонуть «Металлисту».
У предприятия есть заказчики и заказы, но нет оборотных средств, чтобы оплачивать взносы в социальные фонды, платить за электричество. Руководитель не успевает получить средства по заказу, не успевает полностью заплатить по счетам, и их закрывают.
Нужна грамотная финансовая политика, реструктуризация по банкам и кредиторам, чтобы выдержать этот тяжелый период, чтобы предприятие не обанкротилось. Если «Металлисту» помочь, то предприятие будет загружено работой. У нас уникальное предприятие, и мы заинтересованы, чтобы оно удержалось. Тогда можно будет 200-300 рабочих мест открыть дополнительно.
– У Качканара есть статус моногорода или нет?
– Я был в Сколково, и там было заявлено: на сегодня в России 319 моногородов, и Качканар совершенно точно является моногородом. Все моногорода получат поддержку федерального правительства в том или ином формате. Но она будет определена к осени, когда команды всех моногородов пройдут обучение в Сколково. Потом будет защита и презентация проектов, на основании которых комиссия будет определяться в какой части помочь городу, где и что развить.
– Какого вида помощь мы ждем? Денежных вливаний? Помощи с предприятиями?
– Нам необходима гарантия стабильности. У нас территория завязана на промышленности. Нам нужно производство и рабочие места. Нам нужны условия для привлечения инвестиций. Возможно, в Качканаре будет создана территория опережающего развития. Тогда будут льготы по налогам, налоговые преференции, и к нам пойдут инвесторы.
Нам нужна и финансовая поддержка для реализации инфраструктурных проектов, а каких именно – будет зависеть от того, насколько нам удастся доказать, что нам необходимо.
(Развернутое интервью с Виктором Мокеровым читайте в следующем номере «Нового Качканара»).