Русский язык в Качканаре держит удар абсурда

Суббота,9.12.2017  13:13
Анна Лебедева

В конце ноября в наших школах родителей просили пись­менно указать родной для их детей язык. Инициатором необычного опросника стало областное и федеральное министерства образования. С 1 декабря дети будут учить русский язык как государственный и отдельно как родной для тех, кто его таковым считает. Если родным для ребен­ка является, например, татарский, то изучать по предмету «родной язык» он, по возможности, будет этот язык. В связи с нововведением школы изменят расписания.

Согласие на изучение «русского»

На прошлой неделе сразу несколько возмущенных ро­дителей обратились в редак­цию, рассказав о странных заявлениях в школах.

По словам Сергея Лоба­нова, чей ребенок учится в лицее №6, бланки выдавали на родительских собраниях и через детей.

– Ребенок принес бланк домой. Читаю: «Прошу ор­ганизовать изучение род­ного ____ языка как пред­мета для моего ребенка». Подразумевается, что мы должны написать «русско­го». Думаю, ерунда кака­я-то, не может такого быть. Из Интернета узнал, что с 1 декабря в Свердловской области русский язык за­прещено называть родным. Гражданин России, русский по национальности, про­живающий в русскоговоря­щем регионе, должен пи­сать заявление на изучение своего родного языка. Всю жизнь мы учили русский язык, как вдруг понадоби­лось наше согласие на его изучение. Мы подписывать сразу не стали. Ребенок объяснить ничего не мог, на него каждый день давил учитель: «Почему родители не подписали заявление?». На учителя давил директор, на директора — Управление и Министерство образова­ния… Для чего это нужно? Если мы изучаем русский язык в рамках государ­ственного, зачем нужно пи­сать дополнительные заяв­ления? Мы русскоязычный регион, – возмущается отец лицеиста. – Понимаю, что проблема пошла с нацио­нальных государств, в Баш­кирии, например, нацио­нальный язык изучается наравне с государственным, русским, а мы-то при чем? Почему нас заставляют под­писывать такие заявления? Жена не выдержала, подпи­сала, потому что с ребенка каждый день требуют. Меня удивляет, почему другие родители не возмущают­ся? Почему они спокойно все подписывают? Ничего общего с образовательным процессом это не имеет, лишь изображение кипучей деятельности. Иначе, как маразмом, это не назовёшь.

О схожих заявлениях нам сообщали также родители из школ №3 и №7. В последней школе формулировка заяв­ления звучала по-другому: «… даю согласие/не согласие на изучение русского язы­ка и литературы в рамках предметной области «Фило­логия» как родного. Прошу заменить учебный предмет «родной язык и родная лите­ратура» на учебные предме­ты «Русский язык» и «Лите­ратура».

Такие заявления появи­лись в национальных ре­спубликах РФ и в школах Свердловской области. Боль­шинство свердловских роди­телей спокойно восприня­ли нововведения в школах, действуя по принципу «надо – значит, надо». Правда, неясно, отчего вдруг такая спешка (сдать заявления до 1 декабря), почему это про­исходит в середине учебного процесса и почему именно Свердловская область вошла в число субъектов, где вне­дряют эти нововведения?

Корректировка учебного плана

Что касается качканар­ских школ, за разъяснениями редакция газеты обратилась в местные образовательные учреждения.

Любовь Кишеева и На­дежда Сафронова, возглав­ляющие лицей №6 и школу №3, отреагировали на за­просы очень быстро. В от­вете директора ссылались на федеральный закон «Об образовании», в котором 14 статья гарантирует получе­ние образования на государ­ственном языке и родном языке из числа языков наро­дов РФ, в том числе русском.

Заявления объяснили мониторингом среди роди­телей (законных предста­вителей) с целью выяснить, какой язык является родным для их ребенка. В случае, если кто-то из родителей укажет в заявлении родным другой язык, кроме русского, обучение будет организова­но в пределах возможностей как системы образования, так и образовательного уч­реждения.

Это же подтвердила нам и Марина Мальцева, началь­ник Управления образова­ния г.Качканар, пояснив, что теперь, помимо предмета «русский язык», в программе появится дополнительный – «родной язык». То есть будет государственный русский язык (как язык РФ) и родной русский язык. Учить и тому, и другому будут по преж­ним учебникам. Если опрос покажет, что есть желающие изучать иной родной язык, не русский, то здесь, как го­ворится, все будет исходить из возможностей школы.

– По образовательной программе предмет бу­дет именоваться как «род­ной язык». Какой – покажет опрос. В случае, если выя­вится потребность в изу­чении нерусского родного языка, будет применяться другой вариант учебного плана. Отрицание родителями данного письменного согласия – мне непонятно. В чем сложность для тех, у кого родным является рус­ский язык, указать его в за­явлении? Они не признают, что их родной язык русский? Точно так же родителей ра­нее просили выбрать пред­меты, которые входят в ва­риативную часть учебного плана. Тогда они проблем не видели, а здесь отчего-то видят, – ответила Марина Мальцева.

Но не все выглядит так однозначно. Как сообщает сайт ura.ru, в Свердловской области заявления для ро­дителей появились после ноябрьского совещания в екатеринбургской гимна­зии №104 под названием «Профилактика нарушений обязательных требований законодательства РФ в сфере образования в части обеспе­чения прав граждан РФ на изучение родного языка из числа языков народов РФ». Тема вызвала у педагогов много вопросов и дала раз­ную оценку происходящему, хотя в целом, конечно, шко­лы не пойдут наперекор ука­заниям Министерства обра­зования.

Учить язык —заставлять недопустимо

Проблема «родного язы­ка» в национальных респу­бликах нашей страны была всегда. С 1990-х годов она стала еще более острой, осо­бенно в Башкортостане и Та­тарстане. Вплоть до 2017 года родители в этих субъектах РФ возмущались навязан­ной обязанностью изучать татарский или башкирский языки, вопреки их согласию. Эти языки по часам изуча­ли наравне с русским, дети были немало загружены.

Точку в спорах поставил Владимир Путин 20 июля этого года на Совете по меж­национальным отношениям в Йошкар-Оле, где указал на добровольный характер изу­чения национальных языков. И касалось это, прежде всего, национальных республик.

– Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподава­ния русского. Языки народов России являются неотъемле­мой частью их самобытной культуры. Изучать эти язы­ки – гарантированное Кон­ституцией право, право до­бровольное, – акцентировал президент.

На том же совещании был обозначен срок – 1 де­кабря, когда президенту должны представить отчет о добровольности изуче­ния национальных языков в российских школах. В связи с чем ускоренными темпа­ми в школах Якутии, Баш­кортостана, Татарстана и Свердловской области (по непонятным причинам) ди­ректора собирали с родите­лей заявления.

После этой речи прези­дента ряд татарских школ оказались в еще большем замешательстве, учителя та­тарского языка начали поки­дать школы. В образователь­ных учреждениях провели прокурорские проверки, вы­явили недостаточное изуче­ние русского языка и навя­зывание «родного».

Часть казанских педа­гогов считает, что изуче­ние национальных языков в рамках небольших часов приведет к их вымиранию, языки республик сохранятся лишь в деревнях и селах. Не исключено, что перемены в системе образования в ре­спубликах будут иметь отри­цательный эффект.

P.S. Цель «насильственного» изучения языков в национальных республиках понят­на и очевидна. Власти республик пытаются сохранить свою самобытность, свой родной язык, культуру и традиции. Где еще сохра­нять это, как не в родных республиках? Ведь риск того, что языки меньшинств будут знать все меньше, несомненно, есть.

Остается непонятным, почему в этой истории оказалась Свердловская область? Наш регион не образован по националь­ному признаку. По данным переписи 2010 года, у нас проживает 90 процентов русских, 3,5 процента татар и два процента башкир, украинцев и немцев. Картина, как говорится, ясна.

При этом очень многие семьи татар и башкир, проживающие у нас в области, ни­когда не говорили на языке своих предков, не учат родной язык их дети и внуки. Стрем­ления знать «родной» язык нет, поскольку им достаточно русского языка, он стал для них родным. И мониторинг в качканарских шко­лах вряд ли выявит желающих изучать иной «родной язык».

Вот какую зарисовку с собрания в школе №7 рассказал нам очевидец. Над бланком того самого заявления сидела мама ученика, которая по-русски не знает и пары слов (на­циональность не уточняется). К женщине по­дошла учительница и спросила, понимает ли та, о чем идет речь. В ответ было молча­ние. Молча женщина просидела над бума­гой 15 минут, молча встала и молча ушла.

– Что делать ад­министрации школы в это случае? Указать на дверь – незаконно. Найти преподавателя соответствующего языка – нереально. Оста­ётся один выход: не мытьём, так катаньем заставить подписать заявление на изучение «родного» русского языка! На вопрос учи­телю, откуда такая инициатива, последовал категоричный ответ: «Путин так сказал!» – рассказал очевидец.

И все же, несмотря на то, что большинство воспринимает это нововведение в школах как норму, негативную реакцию отдельных качканарских родителей на заявления мож­но понять. Изучение государственного и родного нам русского языка в родной стране воспринимается как должное, как то, что га­рантировано многовековой историей и Кон­ституцией. Поэтому в этой истории намного лучше выглядел бы опрос желающих изучать иной язык, нежели, повсеместное «скажи «да», что твой родной – русский».

Поделиться:

Метки: , ,

комментариев 13

  1. Боданин Александр:

    09.12.2017 14:08

    все таки основная часть народа гораздо мудрее паникеров и скандалистов. Людям дается возможность на факультативном уровне изучать свой родной язык, возможность которой в прежние времена в системе образования не существовало совсем и подобное изучение происходило исключительно в кругу семьи. То, что это никому не нужно и никто из местных татар или башкир не говорит на своем родном языке, я вообще даже комментировать отказываюсь. К вопросу о более спокойном по мнению редакции способе уточнения у желающих какой язык они хотят изучать. А вы вообще как себе представляете определение этих самых желающих??? провести общий опрос о принадлежности учеников к той или иной народности? и в чем смысл? то же самое только вид с боку, да еще и более оскорбительный, почему это чей то ребенок должен подтверждать свою национальность?

  2. Kolobok:

    09.12.2017 21:49

    а вот интересно, если бы я например написал в заявлении, что родной язык ребенка иврит и администрация школы не нашла бы преподавателя для этого языка, мой ребенок должен посещать занятия родного языка русского или вынужден был прогуливать эти часы?

  3. mashinist:

    10.12.2017 07:03

    Боданину А. насчёт паникёров.
    Речь идёт не о факультативе, не о кружке по интересам и не о внеурочной деятельности. Родной язык вводится как ПРЕДМЕТ обязательной программы – читайте статью с начала.Когда хотят провести мониторинг, раздают не заявления (от заполнения которых НЕЛЬЗЯ отказаться), а анкеты (как вариант – анонимные) или проводят опрос (голосование). Результаты фиксируются в протоколе, который ведётся на каждом школьном собрании. Предсказать нетрудно – результат будет стремиться к 100% за русский язык. И как быть с ДОБРОВОЛЬНЫМ (по словам Президента) правом на изучение родного языка? Причём касались эти слова национальных республик, где родной и государственный (русский) – два разных языка.

  4. mashinist:

    10.12.2017 09:46

    Kolobok, присоединяюсь. Даже если найдутся желающие изучать иврит (идиш, фарси, дари, хинди и т.п.), где взять преподавателей? Пример – в конце статьи жирным курсивом.Таким образом, данная норма закона – мёртворождённая, затея заранее обречена на провал (по крайней мере, в нашем регионе). А русские и так изучают русский язык в рамках обязательной программы (как государственный язык). Получается заявление ради заявления, что и названо изображением кипучей деятельности. Много лет этот вопрос не возникал, и вдруг школы МАССОВО озаботились: “А тот ли язык мы преподаём в качестве родного?” Сами себе придумали проблему – сами её успешно (ну а как же ещё?) решили – поставили галочку – доложили на “верх”. О чём и говорит Л.Духанина в своём комментарии.
    Авторитета современной системе образования такие акции не добавляют. Кстати, если проблема услышана в Госдуме, значит, “паникёров и скандалистов” не так уж и мало.

    В вариативной части есть возможность выбрать предметы – на то она и вариативная. Русский язык входит в обязательную программу – какие тут нужны заявления? Какие заявления потребуют с родителей через год – два? “Прошу разрешить ОБЩАТЬСЯ на родном языке” (“Дабы не оскорблять достоинство других народностей” – по версии чиновника областного Минобра)? Когда название нашего города продублируют арабской вязью, будет поздно.

  5. 13:

    10.12.2017 13:33

    Разруха не в школах, разруха в головах. Просто это очередная маленькая победа ценностей, навязанных гейропой. Что интересно, в комментариях одобрение только одного человека. Причем человека, априори согласного с любыми указами действующей власти. Одним из следующих новшеств наверное станет создание общих туалетов причем без перегородок, чтоб не оскорбить чувства не определившихся со своим полом. Я даже догадываюсь, кто и эту идею одобрит

  6. izbiratel:

    10.12.2017 14:37

    Разруха не в школах, разруха в головах. Просто это очередная маленькая победа ценностей, навязанных гейропой.

    Да ну хорош 13! Что ты впитываешь всю эту пропаганду федеральных каналов.

    Кто это новшество заявил и кто реализует вот они и есть пятая колона в государстве. Кто эти люди? Посмотри по нашему городу это государство в миниатюре.

    Советская номенклатура не раз уже переобувалась в своих политических пристрастиях неизменна осталось только переадресация на верх или на Европу, Сирию и т.д..

    Эта номенклатура фактически захватила управление страной. Как и в нашем городе все ветви власти обслуживают чьи то интересы в регионе, а мы просто источник пополнения бюджета который они потом по своему усмотрению пилят.

    Вот же тут на ресурсе идет обсуждение с заездом. Обрати внимание на позицию исполнительной власти и их комментаторов. Там все решил якобы губернатор и мы просто не можем сорвать его поручения.

    На самом то деле ведь наверное, уже многим понятно что бюджетные деньги просил мэр и он этот мэр поплевывая на наше мнение (думу не упоминаю там голосуют по свистку, а так называемым независимым типа Кирдяшкина заткнули рот продав вопреки закону долю в сфере ЖКХ) просит деньги на то с чего можно поймать свой личный интерес прикрываясь интересами города вот и все.

    Так работает система они могут заработать и зарабатывают только на бюджетном финансировании откусывая часть может через откаты, а может и как то по другому.

    Так было в СССР так есть и сегодня потому что по другому они просто не могут.

  7. Боданин Александр:

    10.12.2017 16:09

    Данная инициатива пришла к нам из Татарстана, где в обязательном порядке было навязано изучение РОДНОГО ТАТАРСКОГО языка, причем навязывалось это всем независимо от национальности. Данная местная инициатива есть едкая отрыжка ельцинского парада суверенитетов, который наконец то потихоньку начали изживать из национальных республик. Но наводя порядок в Татарии, не надо забывать и о бревнах в своем глазу. По сложившейся в советское время традиции, мы для всех народностей Российской Федерации требуем изучение РОДНОГО РУССКОГО языка, помимо того что Русский язык и литературу изучают отдельным предметом как основы ГОСУДАРСТВЕННОГО языка. Почему татарин и башкир уважающие своих предков и свою нацию обязаны называть русский язык родным??? И почему у них нет права изучать язык своих предков не только в домашнем кругу? Настоящий национализм это не ненависть к другим национальностям, а любовь к своей, вы же подобными выпадами показываете полное неуважение к представителям других наций, столетиями живущими с нами бок о бок. Этим вы откровенно уничтожаете саму идею Русского Мира – Мира дружбы между народами.

  8. Боданин Александр:

    10.12.2017 16:14

    и кстати да, не позорьте тот ник которым обозвались, машинисты читать умеют, причем читать умеют внимательно, чего и Вам желаю

    С 1 декабря дети будут учить русский язык как государственный и отдельно как родной для тех, кто его таковым считает. Если родным для ребен­ка является, например, татарский, то изучать по предмету «родной язык» он, по возможности, будет этот язык.

  9. mashinist:

    10.12.2017 18:39

    Как можно изучать русский язык ОТДЕЛЬНО как родной по тому же самому учебнику, что и русский государственный? Чем они отличаются? И почему надо подтверждать заявлением очевидные вещи? И как быть с добровольностью изучения родного языка? Для кого-то – добровольно, а для кого-то – принудительно? И, будьте любезны, укажите источник информации, на который ссылаетесь.

  10. mashinist:

    10.12.2017 18:41

    Насчёт “внимательно читать”: про факультативный уровень в заявлении ни слова…

  11. Kolobok:

    10.12.2017 19:34

    ИМХО мы имеем дело с типичным бюрократизмом от минобраза. Бюрократизм в последнее время во многих отраслях, не только в образовании впадает в маразм и у обычных людей уже волосы на голове начинают шевелиться (следующая стадия – начинают седеть). Президент дал задание разобраться с национальными языками в школах и дураки начали молиться разбивая лбы. Молитесь и разбивайте себе лбы, только нас зачем заставлять участвовать в этом цирке. А вы “паникеры” “скандалисты” – нет это просто здравый смысл у людей еще остался (и это радует) ;-)

  12. mashinist:

    11.12.2017 10:29

    Kolobok, добавлю: бюрократизм и формализм. В цитате, которую приводит многоуважаемый Боданин А., ключевой фразой является “по возможности”. Это и сводит всю затею “на нет”. Представьте себе диалог. Ученик: “Хочу изучать татарский!”. Администрация школы: “У нас нет возможности! Изучайте русский!” И ВСЁ! На этом все “игры в демократию” и “борьба с тяжким советским наследием” закончатся. Но с формальной точки зрения всё будет правильно и политкорректно: опрос проведён, ситуация промониторена, заявления собраны.
    В стремлении выслужиться и угодить областные чиновники от образования сами уподобились излишне старательным школярам. В надежде получить заслуженную “пятёрку” тянут руку, трясут ею изо всех сил с первой парты среднего ряда:”Владимир Владимирович! А мы уже всёёёё!”. “Молодцы! – ответит Препо… простите, Президент, – только вопрос-то был не вам адресован, а второй парте третьего ряда! Вы не свой вариант решили, друзья!”
    Зампред профильного комитета Госдумы, заявляя “Они там всё перепутали!” и далее про отсутствие умения здраво мыслить, имела в виду как раз таких вот чинуш, а не родителей.

  13. mashinist:

    21.12.2017 06:37

    Вторая школа “мониторила ситуацию” на прошлой неделе, т.е. уже в декабре. Заявления подписывали “задним числом” – ноябрём месяцем! “Пятёрки” от президента не видать…

Посчитайте: