Римма Сабанина — педагог с большой буквы
Доброй традицией вашей газеты стала публикация материалов о людях Качканара, внесших весомый вклад в развитие города, а то и всей страны. Мы, учителя, выпускники и родители школы им К.Н.Новикова, хотим предложить вам рассказ о замечательном человеке, рядом с которым проработали много лет. Это Римма Михайловна Сабанина – учитель математики, педагог-новатор, человек, посвятивший всю свою жизнь делу народного образования и воспитания детей.
Римма Михайловна принадлежит к числу педагогов, которые совмещают в себе огромный преподавательский опыт, громадный объем знаний и по-настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников. Про таких людей говорят, что они работают «с огоньком», отдавая делу всего себя… Педагогическое мастерство Риммы Михайловны невозможно оценить никакими разрядами и квалификациями. Таких педагогов называют просто – Учитель с большой буквы, совершенный учитель.
Размышляя о профессии учителя, Римма Михайловна говорила: «Дети, школа – это мое призвание. Приходя в школу, я прихожу к себе домой; нет для меня ничего роднее этих ребячьих пытливых лиц, этого детского многоголосья. И какой радостью наполняется сердце, когда видишь, как детский ум обогащается знаниями, как в отзывчивой детской душе растут посеянные тобой семена человеческого благородства. Испытываю удовлетворение от своей работы, педагогическая деятельность не кажется однообразной, неблагодарной и бесперспективной. Дать хороший урок, захватить внимание, возбудить работу мысли – одно из самых волнующих духовных наслаждений.
Что надо делать, чтобы стать хорошим учителем? Мне кажется, для этого надо прежде всего жить настоящей, полной и разумной жизнью, изучать и наблюдать природу, читать книги, слушать музыку, ходить в театры, путешествовать. Душа педагога должна впитывать в себя очень многое, чтобы потом иметь возможность дать побольше другим. И я непрерывно учусь у книг, у людей, у природы, учусь постоянно, настойчиво».
Слушаешь Римму Михайловну и понимаешь, что это то, к чему должен стремиться каждый учитель. Трудно сказать, сколько детских душ прошло через этого педагога за годы ее работы в школе. Сколько любви, сил, доброты, знаний, упорного труда потребовалось, чтобы дать прочные, глубокие знания сотням учеников.
Все, кого воспитала, кого учила эта удивительная женщина, приносят пользу Отечеству, став врачами, учителями, журналистами, экономистами, военными, энергетиками, рабочими и просто хорошими людьми, а некоторые из них выбрали нелегкий труд учителя и трудятся в школе им. К.Н.Новикова. Римма Михайловна — частый гость в родной школе. Мы всегда с нетерпением ждем встреч с этим удивительным человеком на классных часах и в школьном музее. Глядя на детей, понимаешь, что такие встречи учат жить, выбирать и строить свою судьбу, быть в ответе за свою жизнь, город и Родину. Такие люди помогают нам сегодня не потерять веру в идеалы, в победу добра, разума, справедливости над силами зла. Мы гордимся тем, что работаем в той же школе, что и Римма Михайловна.
Ирина Жеребцова, директор школы им. К.Н.Новикова
Впервые я увидела Римму Михайловну на уроке черчения. Изящная молодая учительница в модном платье с бантом и очаровательной улыбкой зашла в класс. Мы ею любовались. А когда она начала записывать тему своим почерком (маленькими, кругленькими, аккуратными буковками) мы стали копировать его, но ничего не получалось. Ее чертежи для нас были шедеврами. Чертить, как она, я так и никогда не смогла, хотя очень старалась. Через несколько лет я вернулась в школу. Нет, не учителем черчения. Мы с Риммой Михайловной стали коллегами. Очень трудолюбивая, любящая школу как дом, приветливая и улыбающаяся оптимистка. Есть чему поучиться!
Прошли годы. Мои дочери постигали все прелести царицы наук — математики у Риммы Михайловны! Свои знания и сердце она подарила и им.
Спасибо за такие три значимые для нашей семьи встречи с вами!
Желаем с дочками оставаться такой же — неменяющейся!
Лариса Щинова, учитель биологии
Пятнадцать лет назад я, молодая учительница, пришла работать в школу им.К.Н.Новикова. Эта Школа открыла для меня новый мир: талантливые ученики, отзывчивые и понимающие родители и, конечно же,…. Учителя. Мне очень повезло: я встретила людей, истинно любящих своё трудное, но такое важное дело, людей, для которых Школа и Дети — это не просто работа, это смысл их жизни, это их призвание.
Захотелось быть похожей на образованную, всегда подтянутую и энергичную Римму Михайловну. Она никогда не позволяла себе плохого настроения, небрежности в делах. Годы общения с таким Учителем сформировали во мне принцип: «Если делаешь – делай хорошо. Либо не берись совсем». И эту истину я теперь внушаю своим ученикам. Принцип «главное не победа, а участие» — неверный! Только победа! И прежде всего над самим собой, своей леностью, победа над жизненными обстоятельствами.
Для Риммы Михайловны слова «Учитель» и «Жизнь» стали синонимами. Ведь разглядеть в каждом ученике целую историю маленькой жизни, впитывать от них всё самое лучшее, пропускать через себя и передавать другим — великое искусство, учиться которому можно всю жизнь.
Наталья Цветкова, учитель русского языка и литературы
Мне пришлось пересечься с Риммой Михайловной и в качестве ученика, и в качестве учителя. В 9 классе она вела у нас черчение. Класс наш был хороший, но своенравный и очень вольнолюбивый. Римма Михайловна с первого же урока взяла нас в оборот – не диктатом с окриками, а высочайшей организацией учебного труда. Вопрос дисциплины был снят и больше никогда не возникал! Этот урок педагогического мастерства я усвоил раз и навсегда. Плохая дисциплина на уроке? Сам виноват: не сумел организовать учебный процесс.
Что же говорить о периоде совместной работы в школе имени К.Н.Новикова! Хочешь стать настоящим педагогом и реализовать себя в педагогической деятельности? Отлично! У тебя рядом «педагогическая энциклопедия и методический кабинет» в одном лице – Римма Михайловна! Причём не только для нашей школы, но и всего города: 25 лет(!) Сабанина возглавляла городское методическое объединение учителей математики!
И что примечательно. Имея многочисленные награды и звания, Римма Михайловна не «забронзовела», она осталась очень неравнодушным человеком и романтиком в душе, искренне переживает за родную школу и образование вообще, бережно сохраняет и передаёт лучшие традиции новому поколению педагогов и учеников.
Михаил Титовец
Римма Михайловна всегда была для меня образцом учителя, сочетая в себе качества первоклассного педагога и мудрого человека. На уроках у Риммы Михайловны всегда было интересно и познавательно, всегда хотелось поднимать руки с ответами или выходить к доске. Помимо знаний в математике, Римма Михайловна всегда делилась с нами своим житейским опытом: как вести себя в коллективе, уважению к старшим, отношению к жизни. Её слова для меня всегда воспринимались как теорема.
Андрей Гофлер
Всё решено, царица древняя наука
скрестила копья и серпы,
И миром правит
в солнечном ударе из века в век.
Ей подчиняются и стар и млад,
пажи и короли,
И даже озорной гуманитарий
не сможет обойтись без смет.
Хоть каждому дано одно природой,
Не всем найти в её покои дверь.
От Диофанта до Уральских гор
натянута невидимая нитка.
Навечно в памяти пропорция и дробь.
Хвала учителю,
что подарил с прибытком
К познанью пылкую любовь!
Константин Ярославцев
Наверняка каждый школьник хоть раз задавал себе вопрос: «Ну зачем мне эта математика?» И действительно, немногим выпускникам школ доводилось в быту брать интеграл или высчитывать угол с точностью до градуса. Однако математика – это не только формальные задачи, но и образ мысли; если хотите – образ жизни. Пример этому — Римма Михайловна Сабанина.
Повезло тому школьнику, который оказался её учеником. По прошествии лет её уроки вспоминаются как испытание интеллекта. Ведь математика – точная наука. И достичь в ней успеха вам не помогут ни деньги, ни связи, ни «красивые глаза», а только собственные знания и логика. Поэтому заслужить одобрение такого взыскательного преподавателя, как Римма Михайловна, считалось очень почетным.
Она не выбирала себе «любимчиков» и одинаково уважительно относилась и к отличникам и к отстающим, а если кто-то сбивался, она старалась помочь и направить решение задачи в нужное русло. И пусть далеко не всем из её учеников пригодилась в жизни математика как наука, но математика как инструмент формирования личности и инструмент самодисциплины была, несомненно, полезна каждому.
Поэтому Римме Михайловне и всем другим педагогам, взявшим на себя нелегкое бремя воспитания юного поколения, мне от всей души хочется пожелать здоровья, сил и терпения в те моменты, когда очередной недоросль, кривя губу, вопрошает: «Ну и зачем мне этот предмет?».
Сергей Курильченко-мл
Римма Михайловна! Спасибо за ваши уроки! Я рад, что у меня была возможность учиться у такого мудрого педагога. Привет из Северной столицы.
Андрей Титовец
.
Римма Михайловна преподавала у нас математику с 5 по 11 класс. Вспоминаю её уроки, и сразу же на ум приходит перемена. Во время перемены перед уроком алгебры или геометрии мы с ребятами частенько играли в шахматы, причем, это настолько затягивало, что зачастую мы пропускали начало урока.
Думаю, что на других уроках подобное поведение наверняка бы пресекалось, а у Риммы Михайловны — нет. Может, это было такое поощрение тяги к математике? Ведь считается, что шахматы идут рука об руку с царицей всех наук — ответить на этот вопрос сможет сама Римма Михайловна.
Александр Пономарев
И доброта, и строгость, и умение преподнести знания — все умеет Римма Михайловна. Очень тепло о ней отзывается моя старшая дочь. У нее же учились и мои сыновья. У этого преподавателя не захочешь, да полюбишь математику. Об этом говорят и результаты. В 2000 году в классе, где училась моя дочь, из 27 человек на экзамене по математике 24 выпускника получили «отлично». Отличные знания получили и мои младшие сыновья.
Алевтина Патрикеева