Рецепты процветания Дома быта в Качканаре
В номере за 09.11.2019г. было опубликовано интервью с директором МУП «Комбинат бытового обслуживания» Сергеем Курильченко. Хотя не совсем понятно, зачем он его давал, ведь по сути никаких вопросов глубоко он не осветил и ни на один вопрос не ответил. Поэтому разрешите немного самому, порассуждать на эту тему.
Вообще МУП обычно создается, когда, например, есть много объектов недвижимости, сеть объектов, которыми нужно управлять. Тогда создается структура. Когда же это один объект, в большинстве своем, такая структура не нужна. Я имею в виду городу. Более того — невыгодна! То, что МУП не берет у города деньги, это еще ничего не значит. Нужно посмотреть: а может, городская казна недополучает деньги от МУПа? Может, напрямую управляя через КУМИ, будет гораздо эффективнее? А не стОит ли управление таким объектом через МУП дороже, чем без этой организации?
Но давайте взглянем на наш объект — Дом быта. Условно можно МУП «КБО» разделить на два направления. Первое — это сам комбинат бытового обслуживания, то есть швейная мастерская, фотоуслуги. Второе — это сдача в аренду площадей.
По первому направлению я бы посмотрел: какова величина среднего чека? Какое количество заказов в месяц? Какая прибыль на кв. метр? Какое количество клиентов обращаются повторно и почему? Какие жалобы от клиентов и есть ли необходимость системных изменений? Как формируется заработная плата персонала, и завязана ли она на результат?
Давайте взглянем, как продвигаются услуги КБО? Да никак! Нашел одну группу в «Одноклассниках», первая запись от 01.12.2017, продвижения в городских пабликах нет. Также нет розыгрышей, конкурсов за подписку, за репосты? На Авито тоже ничего! А сейчас, на минуточку, 21-й век, только Дом быта остался в советском прошлом. Если тебя сегодня нет в интернете, то у тебя нет бизнеса. Ситуацию надо менять. Причем, срочно, время-то уходит.
Дальше анализируем, как можно развить это направление. Может, ввести дополнительные направления деятельности, например, ремонт обуви, изготовление ключей, изготовление ножей (кухонных), аренда инструмента, мастер на час? Может, сделать выставочный зал для швейных изделий мастеров? Кстати, есть интересная концепция. В Нижнем Тагиле есть ТЦ «Малина», в нем сдаются так называемые рабочие места. То есть человек, допустим, сам производит мед или масло. Арендует в таком ТЦ место. В него входит витрина холодильная, стойка для торговли, холодильник. Может быть, имеет смысл рассчитать, выгодно ли будет персоналу, самому МУП «КБО», если также сдавать в аренду рабочие места швеям, фотографам и т.д? Как вариант.
Направление второе — сдача помещений в аренду. Что имеем? А имеем простаивающее помещение на первом этаже (не знаю точно площадь, но, по моим оценкам, квадратов 50-60), с отдельным входом, большое фойе на втором этаже также свободно, в здании, имеющем очень неплохой автомобильный и пешеходный трафик. И это больше года. Если перевести в деньги, потеря, по самым скромным оценкам, 600-650 тыс. в год, при размере арендной ставки 500 р. за кв.м. И вот я что-то ни разу не видел объявлений о сдаче в аренду помещений в Доме быта ни на Авито, ни в газетах. Как предприниматель, могу со всей ответственностью заявить, что если бы я владел таким зданием и в нем простаивало помещение, то я бы подошвы стёр в поисках арендатора.
Также, насколько я знаю, здание ночью охраняется сторожами. Если минимальная зарплата в месяц 11280р, округлим до 11т.р. Берем трех сторожей — это 33000, плюсуем отчисления в ПФР, ФСС и прочие (мы ведь не хотим нарушать законодательство) — это где-то 42%, итого около 560 тысяч в год. Я думаю, если оснастить здание датчиками на открытие, разбитие стекла, движения, вывести все на пульт охраны и включить ежемесячные абонентские платежи, то экономия составит, наверное, в половину годовой суммы, что тратится на сторожей. Причем в магазине «Магнит» своя охранная система.
Здание Дома быта расположено на большом земельном участке 5316кв.м. В плане дальнейшего развития можно также было использовать этот участок. Например, сделать мини-сеть из небольших павильонов (не сильно уменьшая парковочное пространство), что увеличит арендные платежи. В свое время, кстати, я подходил с этим предложением к директору КБО, предлагая этот проект в виде партнерства бизнеса и города в лице МУПа. Но не нашёл отклика, поэтому вложился в другой.
Очень бы хотелось увидеть стратегический план на 3-5 лет, в котором расписаны, исходя из текущих финансовых показателей, размеры вложений в капитальный и текущий ремонты, вложения в основные средства производства, маркетинговый план, план по развитию и продажам. А пока мы и дальше будем убивать подвеску, заезжая на стоянку к Дому быта, которая словно после бомбёжки, да будем смотреть на это серое разваливающееся здание.
Ну, и напоследок самое вкусное и интересное. Если мы откроем сайт rusprofile.ru и введём данные МУП КБО, то увидим следующую финансовую отчётность МУПа. Она приведена в таблице.
Отчётность взята с 2014-го по 2018 год включительно. И тут вырисовывается интересная закономерность. Общая выручка на протяжении этих лет растёт, а чистая прибыль, наоборот, падает. Хочется сразу возмутиться фразой из песни: «Где деньги, Зин?».
Дальше смотрим показатели за 2016 год, чистая прибыль минус 17 тысяч. Внимание, Карл! Минус 17000р! Сразу хочу оградить тех людей, которые воскликнут: «А чё, так можно было?». Если, находясь в реальном бизнесе, вы покажете минусовую чистую прибыль, то на завтра вам, как минимум, назначат камеральную проверку, как максимум уголовное дело об уходе от уплаты налогов. А тут почему-то, ни у кого никаких вопросов не возникло. За 2018 год чистая прибыль составила 21000 рублей, это 1750 в месяц. Слушайте, а у меня предложение: давайте я вам дам 21 тысячу, да не, даже готов дать 30000 рублей и буду весь год управлять этим МУПом. Сейчас только в микрозаймы забегу. А гасить буду из той зарплаты, что себе нарисую, я ведь, как-никак, директор. Еще момент: с 2014-го по 2018 г. выручка от продажи работ, услуг болтается возле одной точки, плюс-минус. Общая выручка растет лишь только за счет арендных платежей. Расходы на оплату персонала в полтора, в какой-то год и в два раза, выше выручки от произведенных этим персоналом услуг, товаров.
На месте рабочей группы, анализирующей работу МУП «КБО», я бы очень внимательно за этот период посмотрел договора на выполнение работ, ремонтов, поставки канцтоваров, уборки помещений, поставки клининговых средств и т.д. А то бывает, немного смету завышают, а разница в виде так называемых ретробонусов в виде чёрного кэша оседает в карманах. Также интересно, как расшифровывается графа «управленческие расходы». Туда входят оплата топ менеджменту, текущие ремонты, ЖКХ, оплата канцтоваров, представительские расходы тоже могут входить.
Я очень рад, что у новой администрации и думы дошли руки до МУП «КБО», к слову, ещё в 2018 году, когда баллотировался в думу, это было одним из пунктов моей программы.
Чтобы было понятно, я против продажи этого объекта. Объединения с другим МУП, наверное, да, возможно, но надо опять же анализировать. Я за Дом быта, за то, чтобы услуги КБО пользовались спросом. Чтобы люди, которые там работают, получали достойное вознаграждение (а не 15 т.р., по моим данным) и, как следствие, держались за свои рабочие места. И чтобы глава города, показывая этот МУП мэрам из других городов, с гордостью ставил в пример: «Посмотрите! Это возможно. И у вас получится, надо только делать».
Олег Бакуров
P.S. Уже когда статья была почти готова, наткнулся на публикацию в «Новом Качканаре» от 02.05.2014, называется «Дом Ыта», из-за того, что буква «Б» на крыше здания отвалилась. Почитайте, есть на сайте газеты. Прошло больше пяти лет, а ситуация не только не изменилась, а стала только хуже.