Радиоактивные отходы складируются в девяти километрах от Качканара
Опасно ли это для жителей города?
Читатели «Нового Качканара», а именно они порой становятся для нас источниками информации, спрашивают нас: а правда ли, что на 35 км под Именновским расширяют дорогу для того, чтобы там строить хранилище для радиоактивных отходов из Лесного?
И такой вопрос нам задавали не единожды. Скорее всего, такие разговоры пошли после того, как СМИ обнародовали информацию, что в Новоуральск везут радиоактивные отходы из Германии.
Действительно, Гринпис объявил о возобновлении ввоза переработанного урана из Евросоюза в Россию, на Уральский электрохимический комбинат (УЭХК) в Новоуральске. Экологи-общественники ссылаются на немецкие федеральные власти и сообщают, что на УЭХК уже отправлено более 3,5 тысячи тонн урановых «хвостов», а с 2019 по 2022 год планируется отправить 12 тысяч тонн.
Хотя компания «Техснабэкспорт», входящая в госкорпорацию «Росатом», назвала дезинформацией заявление российского отделения Гринпис о ввозе в страну радиоактивных отходов.
«Речь не идет о ввозе в Россию радиоактивных отходов», — говорится в заявлении компании, которое приводит «Интерфакс».
По данным «Техснабэкспорта», обедненный уран, который ввозится в Россию, — это полезное сырье, используемое на российских обогатительных предприятиях. Он ввозится из-за рубежа не для захоронения, а на переработку до полезного обогащенного уранового продукта, который потом вывозится обратно за границу, подчеркнула компания.
Везут или нет в Новоуральск радиоактивные отходы – тема, конечно, интересная, но у нас у самих буквально под боком находится город Лесной, в котором есть такое предприятие, как «Электрохимприбор».
На официальном сайте города Лесного находим такую вот справочную информацию:
Действительно, отходы есть, хотя и сократились по сравнению с 2010 годом в три раза, но и их куда-то надо складировать. У комбината есть полигон «Сосна», на котором и хранятся все эти отходы. И полигон этот, судя по новостям в открытых источниках, расширяется.
Вот что пишет информационный портал Лесного и Нижней Туры «В ЛЕСНОМ»: «В январе 2019 года комбинат «Электрохимприбор» объявил конкурс на выполнение инженерных изысканий по «строительству сооружений по сбору, переработке и хранению радиоактивных отходов».
За выполнение работ заплатят больше 6 миллионов рублей.
Место выполнения изысканий в документации указано, как: «г. Лесной, ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», участок находится примерно в 3280 м по направлению на юго-восток от ориентира промплощадка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ГО «Город Лесной», промплощадка 6».
Работы должны были проводиться с февраля по май 2019 года.
Сейчас, согласно экологическим отчётам, «ЭХП» размещает радиоактивные отходы на полигоне «Сосна».

Нормальный радиационный фон составляет до 0,20 мкЗв/час (20 мкР/час). Порог безопасности для людей – 0,30 мкЗв/час (30 мкР/час).
В городах Свердловской области среднемесячный гамма-фон не превысил среднее значение по области. Например, Екатеринбург – 0,11 мкЗв/ч, Новоуральск — 0,11 мкЗв/ч, Кушва — 0,08 мкЗв/ч, Качканар — 0,08 мкЗв/ч, Серов — 0,11 мкЗв/ч, Краснотурьинск — 0,09 мкЗв/ч.
Из открытых данных за сентябрь 2018 года ГК «Росатом» и ФГБУ «Уральское УГМС»
В результате основной деятельности предприятия образуются твёрдые и жидкие радиоактивные отходы.Жидкие радиоактивные отходы выпариваются и цементируются. Затем твёрдые и переработанные жидкие отходы закладываются на долгосрочное хранение в бетонные карты и земляные траншеи на полигоне захоронения радиоактивных отходов «Сосна», принадлежащем предприятию».
А если посмотреть по карте, то полигон «Сосна» находится практически под Качканаром, если по прямой – расстояние чуть более 8-ми километров. Кстати, говорят, что раньше там был посёлок №35. Может быть, оттого и произошла путаница с тридцать пятыми километрами.
Действительно, что нам Новоуральск, когда у нас такое близкое соседство с Лесным. Может быть,именно поэтому у нас постоянный рост онкозаболеваний. Давайте вспомним цифры (все они в своё время были напечатаны в «НК») из докладов начальника территориального отдела Роспотребнадзора Ольги Поповой.
2017 год
— В 2017 году было выявлено 156 случаев онкозаболеваний. Это выше уровня 2016 года на 16% и выше среднемноголетнего уровня на 7%.
На 1 месте у нас онкология ободочной кишки, на 2 месте онкология трахеи, бронхов и легких, на третьем предстательной железы.
Смертность от онкологии ежегодно растет. В 2017 году умерло 83 человека, это больше 2016 года на 22%. На первом месте смертность от онкологии кишечника, затем идут рак желудка и прямой кишки.
2018 год
— Вырос показатель заболеваемости онкологией. Чаще всего в 2018 году выявляли рак молочной железы, затем – онкологию верхних дыхательных путей, на третьем месте — рак кожи. Из 155 человек, кому был поставлен диагноз в 2018 году, умерло 52.
Так что же нам делать, массово эмигрировать из города? Да, велика Россия, но и радиоактивных отходов в ней тоже много. А если не радиоктивных, то просто отходов, которые мешают людям жить нормально (вспомнит тот же Шиес, где люди вот уже второй год добиваются убрать со своей земли свалку московских отходов, которая в прямом смысле отравляем их жизнь).
На Среднем Урале находится сразу несколько предприятий, представляющих ядерную и радиационную угрозу. В их числе Белоярская атомная станция и Институт реакторных материалов, расположенный в городе Заречном, Уральский электрохимкомбинат и Новоуральский научно-конструкторский центр, комбинат «Электрохимприбор» в городе Лесном, Уральский электромеханический завод и ОАО «Изотоп», расположенные в Екатеринбурге. Все они входят в утверждённый правительством РФ перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты.
На самые больные вопросы в «Российской газете» ответил руководитель центра общественных связей Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами Никита Медянцев.
— Почему вечные хранилища радиоактивных отходов (РАО) создаются именно на Урале?
— Выбор понятен: Урал — регион, где зарождалась и развивается атомная промышленность страны. Здесь много предприятий, где за десятилетия деятельности накопились радиоактивные отходы. Образуются они и сейчас. Зачем эти «хвосты» куда-то перевозить? Гораздо безопаснее надежно изолировать их в местах образования, сводя к нулю угрозу попадания радиоактивных элементов в окружающую среду.
В 2011 году был принят федеральный закон, обязывающий предприятия захоранивать РАО. Это правило для всех стран, закрепленное в нормах Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). То есть получаемые в ходе производства радиоактивные отходы должны быть доставлены в специальные пункты, где их изолируют и обеспечат хранение на весь период радиационного излучения (из расчета десяти периодов полураспада). То есть, скажем, для РАО третьего и четвертого классов (к ним относятся, например, изотопы стронция и цезия) это не менее 300 лет.
— То есть жителям близлежащих населенных пунктов придется бояться не только за свое здоровье, но и за здоровье праправнуков?
— Опасаться не стоит. Надежность пункта в Новоуральске еще на стадии проектирования оценили эксперты Федерального центра по ядерной безопасности РФ и пришли к выводу: система многобарьерной защиты гарантирует, что радиоактивные отходы не попадут в среду обитания человека в течение тысячелетий. А вот временные хранилища отходов, существующие сегодня при большинстве атомных предприятий, никогда не обеспечат такой уровень безопасности.
Система многобарьерной защиты гарантирует, что радиоактивные отходы не попадут в среду обитания человека в течение тысячелетий. Временные хранилища при атомных предприятиях не обеспечивают такой уровень безопасности
— Строительство подобных объектов по понятным причинам не радует население.
— Мы заинтересованы в том, чтобы жители понимали смысл деятельности нацоператора: мы создаем не отходы, а условия для их хранения на весь период, пока радиационная активность не снизится до безопасного уровня. Другими словами, мы практически исключаем экологические риски от уже существующих РАО.
Да, бывает, люди воспринимают нашу деятельность неоднозначно — как правило, это происходит из-за недостатка информации. Поэтому без секретов, открыто рассказываем и о применяемых технологиях, и о системах безопасности, и о том, как просчитываются потенциальные риски.
Как хранятся отходы РАО в Новоуральске
Пункт окончательной изоляции РАО в Новоуральске был пущен в эксплуатацию в декабре 2016 года. Объект углублен на семь метров, отделен от попадания грунтовых вод слоями глины. Наружные стенки толщиной 70 сантиметров сделаны из специального железобетона. Хранилище разделено на ячейки. В них опускают контейнеры, внутрь которых помещены бочки с прессованными РАО. Каждая ячейка засыпается инертным веществом (бентонитом). Заполненный доверху участок хранилища накрывается многослойным защитным барьером из гравия, глины, влагозадерживающей пленки и почвы — становится холмом, который впоследствии будет засеян травой
Что такое хранение на века? Как минимум 300 лет на поверхности, под которой захоронены радиоактивные отходы, не должно быть никакой производственной деятельности. Значит, люди не только нынешнего, но и будущих поколений должны об этом знать и помнить.
Ангелина Богданова
Р.S. Эксперты, стоящие на службе у государства, пытаются нас успокоить, что ничего страшного во ввозе отходов нет. И что вообще это якобы не отходы, а сырьё для дальнейшей переработки. Откуда же тогда у нас такой рост онкологических заболеваний? С чем связана вспышка пневмонии, охватившая всю область, а Новоуральск особенно? И самое обидное, что качканарцы, в отличие от лесничан, не получают никаких дополнительных вливаний в виде компенсаций и льгот, хотя воздействие от предприятия «Электрохимприбор» наши города получают примерно одинаковое.