Путешествие молодой пенсионерки по старой Европе. Эпизод 5, последний

Рим

В суматохе первого дня, с экс­курсией на винодельню в город Терни, мы толком и не почувство­вали города. Поэтому, отдохнув ночь в замечательном уютном но­мере, после завтрака первым де­лом мы пошли в сторону центра, даже не представляя, сколько это километров и сколько времени. Мы просто хотели наслаждаться каждым моментом, каждым ша­гом в этом величественном горо­де. И нам было совсем неважно, что время 10 утра, а на улице уже +35.

Мы останавливались около каждого фонтана, столба, моста, развалин, заходили в каждый со­бор, все фотографировали, впи­тывали информацию от аудио гида, которого брали или нагло пристраивались к русским груп­пам туристов, слушавшим экскур­совода.

Так мы прошли по развалинам Римского форума, поднялись на Капитолийский холм, побывали в музее, поднялись по Испанской лестнице, спустились на площадь Венеции и подошли к Колизею. Все это в гуще туристов со всего мира. Отстояв приличную оче­редь в Колизей, пройдя досмотр и контроль не хуже, чем в аэропор­ту или на таможне, мы попали в каменный мешок, который имеет несколько ярусов, и на каждом из них моменты истории, воспроиз­веденные в картинах, миниатюр­ных макетах, тут же демонстриру­ют фильмы («Спартак», «Цезарь» и т.п.), где упоминается Колизей. Интересный момент, который мы узнали от аудиогида, что при строительстве станции метро око­ло Колизея рабочие наткнулись на массовые захоронения из 11 тысяч человеческих скелетов и 3 тысяч скелетов животных. Жут­кое место. Когда видишь камеры, где и в каких условиях жили ра­бы-гладиаторы, начинаешь боль­ше ценить время и место, где ты родился и живешь.

Обед у нас был традиционный, итальянский – это салат, паста, пицца. А так уже хотелось рус­ского борщеца, а супов в меню там вообще нет. После обеда мы пошли дальше, и через каждые двести метров нам попадались какие-нибудь исторические раз­валины: то цирк, то театр, все по­строенные по принципу Колизея. Время и землетрясения сделали своё дело.

Наконец мы устали, айфон показал, что мы прошли уже 12 км, и мы решили все это посмо­треть еще раз, взяв экскурсию на двухэтажном автобусе без кры­ши, чтобы закрепить в памяти все увиденное. Самое интересное, что билет после пяти вечера сто­ит почти в два раза дешевле, чем утром. Зато вечером солнце уже не жарит, ветерок обдувает – бла­годать.

А когда солнце село и зажглись огни, Рим предстает совсем в дру­гом свете, еще величественнее, с подсветками арок и крепостей. А мосты через реку Тибр — как мно­гочисленные ожерелья на шее у девушки. Засыпали мы с пред­вкушением похода в государство Ватикан, тем более что оно у нас через дорогу от гостиницы.

Ватикан

Нисколько не преувеличу, но самое крутое впечатление от все­го, что я увидела в Риме, оставил в моем сознании Ватикан. Но все по-порядку.

Ватикан — это государство в государстве, вернее государство в городе. Его площадь всего 400 с небольшим гектаров, но вели­чественность и духовность, кото­рой пропитан каждый сантиметр, просто зашкаливает. Здесь нет четких границ разделения, про­сто стоят военные на броневиках под палящим солнцем и несут по­граничную службу. В резиденцию Папы Римского отдельный караул в военной форме Швейцарской армии времен 16 века.

Самое высокое здание Вати­кана – это купол собора святого Петра. Чтобы попасть в сам собор, мы отстояли в очереди 40 минут и опять прошли досмотр через все возможные металлоискатели. Но это того стоило. А еще мы почти уверены, что стояли в очереди за американским актером Исайей Вашингтоном (сериал «Анатомия страсти») и его семьей. Мои дев­чонки сразу полезли в Интернет, нашли его семью и сравнили все данные. Но за 40 минут так и не осмелились ни спросить у него автограф, ни сфоткаться. Да и цель у нас была другая.

Великолепие внутреннего убранства собора поражает. Мно­жество паломников, которые на коленях от самого входа полз­ут до святых мощей. Тут же идут службы. Но самое интересное ви­дится всегда сверху – и мы устре­мились под самый купол. Для этого мы поднялись на лифте, ока­зались под куполом, но чтобы по­пасть на самый верх, нужно было идти по винтовой лестнице. И вот тут для меня наступило время ис­пытаний. Сколько идти, никто не знал, но все шли. И чем мы выше поднимались по узкой винтовой лестнице, тем уже становилось помещение без окон и дверей. На меня напали клаустрофобия, одышка и страх, что я скончаюсь, так и не увидев весь Рим с самой высокой точки. Но обратной до­роги не было, все шли только впе­ред и вверх, видимо, спуск был с другой стороны. Я несколько раз останавливалась, чтобы прийти в себя, глотнуть воды или свежего воздуха в маленьких оконцах. А в голове крутилась одна мысль: «Для чего-то же мне посланы эти испытания? И если нет обрат­ной дороги, то надо идти только вперед! Я смогу! И если я смогу одолеть этот подъем, я смогу всё в этой жизни!». До тошноты, до головокружения, практически как те паломники на коленях, я забралась на купол самого вы­сокого здания в Риме. И вот тут у меня открылось второе дыхание от увиденного – это сады Ватика­на, это резиденция Папы Римско­го, огромная площадь и всё еще огромная очередь желающих попасть в Ватикан. Весь Рим как на ладони. Такого восторга в пре­одолении самой себя я не испы­тывала давно.

Спускаться было очень ра­достно, тем более, что на крыше есть замечательное место, где можно приобрести освященные Папой Римским монеты с его ли­ком, колокольчики, медальоны, четки, сувениры. И почта. Ты мо­жешь написать сам себе открытку и отправить почтой Ватикана, ме­сяца через два тебе придет напо­минание, что ты был в этом свя­том для людей всего мира месте.

Мы долго бродили по музеям и окрестностям этого маленького государства, где работает всего тысяча человек — для того, чтобы миллионы туристов и паломников со всего мира ежегодно приходи­ли сюда, для того, чтобы возмож­но, как и я, преодолеть себя, очи­стить душу, переосмыслить свою жизнь и двигаться дальше.

На следующий день, после такого физического и душевного потрясения, нам хотелось чего-то легкого, чтобы кардинально от­влечься от архитектуры и руин. Поэтому поехали в аквапарк, ко­торый находится за городом, как у нас Валерьяновский. Такое впе­чатление, что вся молодежь Рима поехала вместе с нами на авто­бусе. Вот где итальянский тем­перамент мы увидели в полном размахе! Сначала нам казалось, что они все ругаются и скоро нач­нут драться, но потом поняли, что если они еще периодически целу­ются, то драться точно не начнут. Если бы это было у нас в стране, то все взрослые бы остановили автобус и высадили орущих. Но поскольку итальянские взрослые сами орали громче подростков, то мы поняли, что это у них нор­ма общения. И ведь замечание не сделаешь: во-первых, мы не у себя в стране, а во-вторых, ита­льянского не знаем. На ум только и приходило слово «Баста», что значит «хватит». А в-третьих, те, кто их воспитывал, едут рядом и делают то же самое.

Аквапарк удовольствия боль­шого не принес, на горки огром­ные часовые очереди, оставалось только барахтаться в бассейне, да стоять под душем в промежутках загорания на лежаках. В общем, мы уже хотели домой и начали ко всему придираться.

А придраться в Риме есть к чему. Город очень грязный, везде валяются окурки, бумажки, паке­ты, хотя сама видела, как каждое утро меняют пакеты в урнах на остановках. Качканар по срав­нению с Римом – наичистейший город. Неимоверное количество бездомных. Они сидят и лежат везде, просят милостыню. На любой улице, в любом закоулке пахнет общественным туалетом и не только пахнет. Никто их не гоняет, туристы им подают. К ве­черу они собираются в группы и раскладывают «постельки» около колонн главной площади Вати­кана, достают еду и обсуждают прожитый день. Тепло (ночь +31), хорошо и под крылом у Папы Римского.

Шопинг в Вечном городе

У нас оставался еще один день в этом городе контрастов. На что могут потратить деньги молодые девушки в городе, где скидки 70-80% на итальянские товары? Конечно, на шопинг. И вот тут меня поймут все мужья, которые ходили со своими же­нами по всем отделам женской одежды. Поскольку, напоминаю, на меня, кроме балахонов, ничего нет, то я ходила 8 часов хвостом за девчонками и давала советы. Потом зашла в мужской отдел и накупила зятьям футболок, благо, огромнейший выбор модных и таких, которых я у нас не видела, и всего по 3 евро. Не зря выби­рала, носят ведь. Вот так и я от шопинга испытала удовольствие.

Мой рассказ не был бы пол­ным, если бы я вас не предупре­дила еще об одной вещи. Если вы вылетаете из аэропорта Рима, то будьте готовы, что ваш самолет задержат часа на два. Мы прибы­ли на регистрацию как положено. Но потом началось такое, что не поддается никакому описанию. Аэропорт огромнейший, но та­кое впечатление, что всех на­правили в один терминал Е и все туда потекли широкой рекой без конца и края. Самое главное, что никто еще не видит, куда идет и где конец. Потом мы увидели, что змейки из людей подходят к па­спортному контролю, а по време­ни самолет уже должен улететь. Пройдя паспортный контроль, мы, как ошалелые, побежали к автобусу, заскочили и… прожда­ли еще 30 минут, прежде чем он нас довез до самолета. И вроде уже сидим в креслах, ждем. А кого ждем? Китайцев. Как-то так слу­чилось, что все китайцы в Риме решили лететь в Екатеринбург. Когда командир самолета заго­ворил на китайском языке, мы подумали, что ошиблись рейсом и летим в Китай. Русских было так мало, что мы решили, что ин­теграция китайского населения с миром началась прямо в данный момент. Ни в туалет, ни сходить, ни воды не попросить: везде уже было все схвачено трудолюбивой китайской рукой. Жуть.

Вы не представляете, какое мы испытали счастье, когда в аэро­порту «Кольцово» услышали рус­скую речь. Нас не было в России всего полмесяца, а уже началась ностальгия. Как люди уезжают в другую страну на ПМЖ? Пусть у нас не так чисто и технологично, как в Германии, не так солнечно, как в Италии, но это мой родной дом, где я могу заняться любимой работой, ведь я хоть и пенсионер­ка, но еще молодая. Я укутаюсь в теплый плед, налью горячего чая, если мне холодно, позову родных и друзей, если мне станет груст­но. А на досуге могу помечтать о следующем путешествии по миру, в котором хотелось бы, чтобы все жили мирно.

Ирина Хабибуллина