ПРУД НА ИСХОДЕ

С каждым годом ситуация с качканарскими водоёмами лишь усугубляется

Так обмелел водоём в районе бывшего лагеря «Орлёнок» / фото Ольги Сабитовой

Год назад Евраз анонсировал комплекс технических мероприятий по снижению забора воды для производственных нужд из Нижне-Качканарского водохранилища. На их реализацию планировалось потратить около 100 миллионов рублей.

Кроме того, на КГОКе создавалась рабочая группа по спасению пруда. А недавно, в начале марта, компания Евраз отчиталась, что благодаря принятым мерам удалось сэкономить 11 миллионов кубов воды Нижне-Качканарского водохранилища.

В Евразе говорят, что это стало возможно благодаря реализации проекта возврата дренажных вод в технологический оборотный цикл комбината.

Для перехвата технологических вод под дамбой №2 на хвостохранилище была запущена насосная станция из трех мощных агрегатов, которые откачивают дренирующую воду из накопительного зумпфа. Далее она возвращается на обогатительную фабрику.

Вид на пруд с 10 микрорайона. По сравнению с прошлым годом ситуация ухудшилась / фото Елены Строгановой

— Мы активно продолжаем работу по перехвату и возврату дренажных вод в отсеки хвостохранилища, — отчитывался исполнительный директор КГОКа Александр Принёв. — В 2023 году планируем ввести в работу насосы под дамбами 3 и 4, что позволит снизить забор воды еще порядка на 14 миллионов кубометров ежегодно.

Однако после схода снега жители Качканара не обнаружили положительных сдвигов наполняемости водохранилища. Скорее наоборот — ситуация только усугубилась. Горожане делают фотографии оголенного пруда и предполагают, что скоро на его месте останется лишь пеший маршрут.

В соцсетях качканарцы активно продолжают обсуждать тему обмелевшего пруда. Кто-то грешит на малоснежные зимы, кто-то на рубку леса на границе с Верхне-Выйским водохранилищем. Один предположил (или пошутил), что земля расширяется, и вода уходит в трещины.

Некоторые не в силах сдержать эмоции: «Какой ужас!», «Вчера были там. Без слёз не взглянешь!».

— Охренеть… Что произошло-то? Всю жизнь в городе живу и никогда такого не было. Что случилось? — пишет Евгений Баранников.

— Отчитались, что сэкономили, сколько-то тысяч кубометров воды, и ладно. Пускай дальше наивные так думают. А по факту скоро воды не останется. У меня дед 30 с лишним лет на пруду рыбачит, и такой ситуации, как последние годы, не было с уровнем воды.

А всё просто — ГОК увеличивает объёмы производства, на котором без воды никак: чем больше планы, тем больше объём воды. Чего-то я не заметил, чтобы зелёнка так опустела, — пишет Алексей Правдолюбов.

Некоторые комментаторы вступают между собой в дискуссию.

— Очевидно же, что при существующей технологии такими темпами Евраз лишит Качканар пруда за 3-5 лет. Это же социально ориентированное предприятие и таким способом оно борется со смертельными случаями на воде. Нет пруда — никто не тонет. Цените, качканарцы, — иронизирует Анатолий Забегаев.

— А где потом воду брать для производства? — спрашивает его Александра Смирнова.

— Современные манагеры так далеко не загадывают. Для них Качканар просто площадка, — ответил Анатолий.

— Евраз идёт к своей цели и, видимо, дойдёт. Плевать Евраз хотел, что нам не нравится. Все же молчат, значит, всех всё устраивает, — высказала мнение Галина Гусак.

— Сомневаюсь, что работа Евраза так сильно влияет на пруд, у природы найдётся масса причин для подобного обмеления. И это касается не только этого водоёма, видимо, откуда-то не пришла вода в этом году, — возражает Галина Случак.

Городской пляж, лодочная станция. Лодки теперь, видимо, не пригодятся / фото Елены Строгановой

— При строительстве КГОКа проектом была рассчитана максимальная мощность комбината из расчета максимум 45 миллионов тонн переработки руды из-за того, что бассейновый сток вод реки Выя в Нижне-Качканарское водохранилище не мог обеспечить больший объем нужного количества воды для переработки руды, — высказался Иван Канисев. — Такое же положение и со шламохранилищами. Для дополнительных 7 миллиардов тонн нет места, так как уже 2 миллиарда нынешних некуда складывать. А сейчас уже добыча превысила 60 миллионов тонн.

Из-за этого проектом разработки СКМ вторым ГОКом было строительство второй плотины на реке Ис, водохранилище своим объемом больше Качканарского в три раза. Шламохранилище новое должно было размещаться на Северном склоне горы Качканар в сторону Иса.

Думаю, что на комбинате руководство все это знает и без меня. Но менять ничего никто не будет. Слишком накладно для них. Большая потеря прибыли.

Поэтому думаю, что пруд выкачают, если не снизят объем производства. А потом могут бросить на произвол судьбы и сам комбинат. Обстановка в стране темная, а олигархи живут за границей. Им наши беды по барабану.