Пропаганда для школьников

В Качканаре на уроке в школе детям включили передачу «Бесогон»

Фото из сети Интернет

После начала российской военной спецоперации в Украине в школах России проводятся специальные уроки, на которых учителя по методичкам рассказывают детям о происходящем в свете официальной позиции государства. Проводить специальные уроки истории школам «рекомендует» Минпросвещения. Их цель — «сформировать» у старшеклассников «адекватную позицию по вопросу проведения вооруженными силами специальной миротворческой операции». Затем в школах прошли занятия, посвященные фейкам,— там учеников призывали не верить сообщениям украинских властей о количестве погибших российских солдат, пишет «Коммерсант».

Отвечать детям по методичкам

В документе излагается официальная точка зрения Кремля на ситуацию в стране, которую учителям предлагается объяснить ученикам средних и старших классов «понятным языком».

Учителя разъясняли школьникам, что боевые действия на территории Украины ведутся «для защиты Донецкой и Луганской народных республик». В методичке перечислены причины ввода войск на Украину — это расширение НАТО и «подступы» блока к границам России, угроза ядерной войны, а также «неприкрытая русофобия» и «фашизм».

В методичке учителям продиктованы готовые ответы на возможные вопросы учащихся.

Если, например, старшеклассники зададут вопрос о том, можно ли было обойтись без военных действий, то учителя должны ответить так: «Восемь лет, бесконечно долгих восемь лет мы делали все возможное, чтобы ситуация была разрешена мирными, политическими средствами. Терпеть все это было уже просто невозможно. Необходимо было немедленно прекратить этот кошмар — геноцид в отношении проживающих там миллионов людей, которые надеются только на Россию».

Пытка «Бесогоном»

«Новому Качканару» известно, что подобные уроки проводились в качканарских школах, причем, например, в школе им. Новикова подобные разговоры вели с детьми даже третьих классов. А вообще, как признаются педагоги, Министерство просвещения велит школам проводить такие мероприятия для учеников с 6 по 11 классы.

5 апреля у старшеклассников в школе №7 учитель истории и обществознания провела очередной «специальный» урок, в ходе которого детям демонстрировался выпуск программы «Бесогон» Никиты Михалкова длительностью 48 минут под названием «Откуда растут ноги». Перед выпуском передачи стоит маркировка, что в программе содержатся кадры жестокости и насилия, смотреть его можно лицам 18+. Однако дети были вынуждены смотреть этот выпуск на уроке в образовательном учреждении.

После просмотра фильма учитель поделилась своими измышлениями на тему спецоперации в Украине, назвала предателями артистов, которые уехали из России, а также допускала высказывания, формирующие у детей негативное отношение к людям другой национальности. Была даже фраза, что на месте президента она нажала бы уже на какую-то кнопку.

Пропаганда в школе недопустима

Отметим, что всё происходящее в школах с методичками и пропагандой противоречит Конституции РФ и Закону об образовании.

Согласно закону, образование в России носит гуманистический характер, основывается на приоритете жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения (п.3. ч.1 Ст.3 «Об образовании РФ»).

Учащийся должен добросовестно осваивать программу, а также посещать предусмотренные учебным планом мероприятия. Однако такие занятия не могут противоречить указанным выше ценностям, на которых основывается образование, а также положениям Конституции РФ.

Статья 29 Конституции РФ предусматривает, что не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

В Российской Федерации признается политическое многообразие, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13 Конституции РФ). Под идеологией понимается система правовых, политических, философских или иных взглядов на социальную действительность, общество или государство, их взаимоотношения, место личности в обществе, пути и перспективы общественного развития. Учащийся может иметь собственные убеждения и взгляды на мир.

Принуждение учащихся к пропагандистским мероприятиям, тем более со сценами насилия, прямо нарушает их права, гарантированные основным законом РФ.

Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждению учащихся к принятию политических или иных убеждений для разжигания социальной или национальной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность и превосходство либо неполноценность граждан по признаку национальной или языковой принадлежности, в том числе посредством сообщения учащимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традиций народов.

О пользе импортозамещения

Недавно российские школы получили новую порцию методичек. Теперь учителя должны рассказать детям о пользе импортозамещения.

Как пишет «Коммерсант», педагоги должны организовать для учащихся 5–9-х и 10–11-х классов занятия по теме «Антироссийские санкции и их влияние на отечественную экономику». В методичке это «влияние» представлено скорее положительным — школьникам расскажут про рост доли российской продукции в нескольких сферах, а затем попросят их оценить, какие страны понесут большие экономические потери от санкций.

Опрошенные «Коммерсантом» экономисты указывают на ошибки авторов пособия и предупреждают, что российские школьники скоро сами увидят эффект санкций.

«Коммерсант» обнаружил отчеты о таких уроках на сайтах ряда школ Подмосковья, Орловской и Самарской областей. Как говорится в методичке, учитель должен «показать возможности России по преодолению негативных последствий санкционного давления западных стран на экономическую сферу жизни нашего общества, дать представление об основных направлениях антисанкционной политики в РФ». Занятия должны проходить в рамках школьного курса по обществознанию.

В начале урока учитель должен привести цитату президента Владимира Путина о том, что «на Россию оказывается беспрецедентное внешнее давление». После этого нужно спросить школьников, знают ли они, «какие первоочередные меры включает антисанкционная политика нашего государства».

Только после этого педагог должен рассказать, что такое санкции: «Ограничения, призванные «наказать» какую-либо страну за ее действия». Здесь же нужно уточнить, какие «действия» имеются в виду — «проводимая Россией специальная военная операция на Украине, вызванная необходимостью защитить население Донбасса». В качестве примеров санкций можно привести заморозку активов госкорпораций и банков, а также части золотовалютного резерва России. Другой пример — уход зарубежных компаний.

После этого учитель должен рассказать, что премьер Михаил Мишустин «назвал в качестве важнейших направлений антисанкционной политики защиту внутреннего рынка и поддержание занятости трудоспособного населения». А ученикам нужно ответить, «почему именно эти направления являются приоритетными».

«Учитель совместно с учащимися делает вывод о том, что экономическая политика в последние годы была направлена на повышение защищенности отечественных производителей, обеспечение ее устойчивости в условиях внешних кризисов»,— говорится в сценарии урока. Здесь ученики 5–9-х классов должны перечислить комплекс мер по поддержке российской экономики и граждан в «условиях возросшего санкционного давления». А старшеклассники — описать предполагаемый эффект от них.

Минпросвещения подтвердило «Коммерсанту», что направило в школы методические рекомендации. Их разработал Институт стратегии развития образования, подведомственный министерству. Ведомство отметило, что в разработке сценария урока участвовали «сторонние ведущие эксперты» из разных отраслей.