Пресс-ланч с Михаилом Киселем
Сбербанк отмечает юбилей – 12 ноября крупнейшему финансовому учреждению России исполнилось 175 лет. Накануне этой даты управляющий Свердловским отделением Михаил Кисель пригласил журналистов в ресторан «Онегин» на пресс-ланч.
Среди приглашенных был и «Новый Качканар». Всего было приглашено 10 журналистов из пяти городов области.
Каждый журналист смог задать свои вопросы. Были они и у «Нового Качканара». Несмотря на то, что встреча длилась чуть более двух часов, мы не успели задать все вопросы наших читателей.
— Михаил Владимирович, какую позицию занимает Сбербанк в Качканаре?
— 50 процентов бюджетников Качканара получают зарплату на карточки Сбербанка. За 2016 год мы оформили ипотечных кредитов на 46 миллионов рублей, в прошлом — на 63 миллиона. Средняя сумма кредита — 1 миллион рублей. По потребительским кредитам в Качканаре мы наблюдаем рост: в этом году заключено 1118 кредитов на 188 миллионов рублей (в прошлом году 940 кредитов на 155 миллионов).
По вкладам ситуация следующая: в этом году было открыто 4672 вклада на 852 миллиона против 5300 на 805 миллионов в прошлом.
В Качканаре 6 офисов Сбербанка, 39 устройств самообслуживания, 12 устройств с приемом наличных и 18 круглосуточных банкоматов.
— Какова просроченная задолженность Сбербанка по кредитам, и работаете ли вы с коллекторскими агентствами?
— На 1 января 2015 просроченная задолженность у нас была всего лишь 2,5 процента, но все кризисные явления не могли пройти мимо Сбербанка. Поэтому просрочка несколько выросла. Но всё равно ниже, чем в среднем по рынку — 4,7 процента. Просрочка у нас начинает падать, потому что мы очень сильно начинаем заниматься реструктуризацией, заключением мировых соглашений. Очень большими темпами растет ипотека, а по ипотечным кредитам уровень просрочки гораздо меньше, чем по потребительским. Мы прогнозируем, что в 2017 году мы увидим ещё большее сокращение. Что касается юридических лиц, то тут у нас просрочка тоже держится стабильно на шести процентах.
У нас свое коллекторское агентство. Еще мы уступаем на конкурсе свои долги другим коллекторским агентствам. Я не слышал жалоб на то, что должникам Сбербанка звонят в ночное время и что вообще звонят. Вся работа коллекторов должна строиться на основании закона о коллекторской деятельности. И других вариантов быть не может.
— Наши читатели неоднократно обращались в газету с просьбой помочь вернуть банкомат в один из удаленных уголков города — на Первомайку.
Еще вопросы от читателей «Нового Качканара»: почему в выходные бывают трудности со снятием наличных в банкоматах? И если молодые как-то выходят из положения с помощью Сбербанка-онлайн, то людям в возрасте труднее, они не могут пользоваться этой услугой, им бывает проблематично расплатиться и банковской картой — проще наличными.
— С наличными в банкоматах ситуация следующая. Сейчас идёт глобальный процесс перехода на безналичные операции. В этом году Сбербанк впервые в своей истории столкнулся с тем, что уже весной сумма безналичных операций по картам превысила сумму снятия наличных. Это знаковое событие: значит, что наши клиенты стали больше тратить безналичных денег, чем снимать наличку. Наши клиенты почувствовали плюсы работы с безналичкой: это безопасно и выгодно. Что касается остатков.
Я ощущаю, что сейчас количество банкоматов и терминалов — это, наверно, максимум, и наращивать их больше мы не будем. Объем всех денежных средств, которые закладываются во все банкоматы области, в течение пяти лет постоянно снижается. Из-за безналичных расчетов всё меньше потребности в наличке.
Что касается заполняемости банкоматов. Бывают неожиданные поломки. Мы стараемся такие ситуации мониторить. У нас есть специальная программа, которая анализирует остатки в банкоматах и прогнозирует, какой объем наличных завести. В целом в Качканаре больше 30 банкоматов; если один не работает, другие-то работают. Но мы стараемся таких вещей не допускать.
Если в Качканаре будут какие-то проблемы, вот вам моя визитка с сотовым телефоном – звоните сразу мне.
— В сводках происшествий, которые «Новый Качканар» печатает еженедельно, мошенники атакуют только Сбербанк, другие банки, как правило, вообще не упоминаются.
— Если вы думаете, что такая ситуация характерна только для Свердловской области, вы глубоко ошибаетесь. Это потому, что Сбербанк — крупнейший банк, поэтому больше всех выдано карт клиентов. Контингент Сбербанка — в основном люди старшего возраста. Практика показывает, что именно эти люди становятся объектами противоправных действий со стороны преступников. Расскажу случай, который произошел недавно в Пензе, мне о нём рассказал начальник полиции, и даже протоколы показывал. В отделение Сбербанка с телефоном у уха пришла женщина, вся в слезах, лет семидесяти: «У меня горе, помогите снять деньги, сын попал в беду!». Девочка-консультант начала выяснять ситуацию, сразу отсекла женщину от телефона, начала разговаривать, спрашивать. Через пять минут спокойного разговора оказалось, что у женщины и сыновей-то нет, только дочери.
Наши сотрудники подготовлены к таким ситуациям, стараются отсечь человека от телефона или вывести из офиса «сопровождающих».
Мошенники сначала вводят человека в стрессовую ситуацию, а потом с помощью методик управляют человеком. Наша задача — выводить таких клиентов из этого состояния. Нажимаем кнопки тревожной сигнализации, если видим подозрительных «сопровождающих». Мы уже около десятка таких мошенников задержали.
— Но ведь не все идут в отделения Сбербанка, много операций можно совершить и у банкомата.
— Вы правы. Например, приходит ко мне в Екатеринбурге на приём женщина: ваши сервисы неэффективны, защита плохая — верните мои 154 тысячи рублей, которые исчезли с карты. Ситуация оказалась банальной. Её сын в интернете набрел на какой-то ресурс, где нужно было внести номер своего телефона. Сыну сразу позвонили, представились службой безопасности банка: «Ваша карта заблокирована, срочно свяжитесь с нами». Он, а ему 21 год, берет карту мамы, идёт к банкомату, а ему по телефону диктуют, что нужно сделать. Он заходит в личный кабинет, передает мошенникам код и пароль. Ему говорят: ваша карта разблокирована. Он еще не успел домой зайти, как все деньги были сняты.
Как можно передавать личные данные, связанные с финансами, в чужие руки? Это всё равно, что кошелек на улице дать подержать незнакомцу, а самому уйти за угол. Ведь можно просто прийти в офис и проконсультироваться.
В этом вопросе можете помочь только вы, городские газеты. Бесполезно писать, давать какие-то алгоритмы — люди всё равно ничего не запомнят. Совет только один: в подобной ситуации идти или звонить в офис Сбербанка. У нас огромный опыт, мы всегда найдем решение и поможем. Самим не нужно ничего предпринимать.
Ваше городское издание имеет гораздо большее влияние на человека, чем федеральные СМИ. Вас читают, вам доверяют, потому что те новости, которые вы сообщаете, происходят здесь и сейчас, и все их видят.
Раскрыть такие преступления, как правило, невозможно, потому что деньги могут снять в любом городе России, а карты уничтожить.
— Много ли ваших клиентов воспользовались законом о банкротстве?
— Пока что идет осознание того, что это такое. И пока это десятки, даже не сотни. Я даже скажу, что закон о банкротстве способствовал увеличению количества мировых соглашений банка и должников. Сейчас проще заключить мировое соглашение, чем признавать банкротство.
— Есть такое мнение, что в кризис бедные беднеют, а богатые богатеют. Это правда?
— У меня на этот счет есть своя теория. Богатые богатеют, потому что они обладают большим количеством знаний, а бедные беднеют, потому что свои финансовые решения принимают эмоционально, а такие решения, как правило, неправильные. Я бы переформулировал так: умные богатеют — глупые беднеют. У меня масса примеров. Помнится, люди скупали доллары за сто рублей. Спрашиваю: зачем? Ведь он может подешеветь? Нет, я хочу чтобы он был по двести, чтобы потом выгодно продать свои. А он стал 52 рубля.
Это не кризис, это объективная реальность, стандартное развитие нашей страны на ближайшие 5-10 лет. Если ты продал что-то за границу, ты смог улучшить свои показатели. Внутри страны конкуренция жесточайшая, продать свою продукцию или услуги тяжело. Выход один — наращивать сервис, производство, свои услуги, но с прицелом на экспорт.
Также на встрече речь шла об истории Сбербанка, его проектах и новых технологиях. Такие встречи с журналистами Сбербанк намерен проводить регулярно.