Правила перепишут под тех, у кого нет автомобилей

i (13)

Министерство внутренних дел РФ подготовило проект поправок в Правила дорожного движения (ПДД). Документ, размещенный на едином портале правовой информации, касается, прежде всего, «пешеходных» пунктов ПДД. Если поправки будут одобрены, то пешеходы получат безоговорочное преимущество при пересечении проезжей части в зонах пешеходных переходов.

Как сообщается в пояснительной записке к документу, проект постановления «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» подготовлен в целях обеспечения безопасности людей при пересечении проезжей части и движении по ней.

Одной из главных мер для снижения числа ДТП, по мнению авторов поправок, может стать «обязательное применение светоотражающих элементов» пешеходами в темное время суток при движении по проезжей части. Однако эксперты, в силу разных причин, считают вероятность одобрения данной поправки минимальной.

«Нереально нам обязывать пешеходов в темное время носить светоотражающие значки. Мы, к сожалению или к счастью, не в Белоруссии, где это ввели, там другой менталитет у людей. Ну какие светоотражающие полоски? Начнем с того, что у нас никто их не выпускает. У нас может получиться так, как с детскими креслами. В 2006 году кресла ввели обязательные, а Россия их не выпускала — ну нонсенс же абсолютный! Как обязывать иметь продукцию, которую страна не выпускает? Во-вторых, как вы себе это представляете? Куда прицепит этот светоотражатель женщина в норковой шубе?», — прокомментировал корреспонденту Autonews одно из положений документа первый заместитель председателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.

Нелогичным считает требование обязательного наличия у пешехода в темное время суток светоотражателей и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Оба эксперта сходятся в одном: подобные элементы безопасности, безусловно, необходимы, но лишь для детей.

«По-хорошему, обязывать носить световозвращающие элементы нужно только детей, до 12 лет. И делать это надо через производителей детской одежды. То, что сейчас планируется — это ерунда. Вот, к примеру, водитель сбил пешехода, а потом начнет говорить: «А вы знаете, у него не было световозвращающих элементов, поэтому я его не увидел». В итоге это приведет к чудовищной путанице и взаимным обвинениям», — полагает Шкуматов.

«Обязать промышленность выпускать детские товары, туристические, школьные, уже размещать на стадии производства светоотражатели — совсем другая история! Многие страны так и делают — вот нам по этому пути и надо идти. Это крайне полезная вещь. Мы в рамках проекта «Безопасные дороги» закупили светоотражатели, просили страховые компании профинансировать это, по нескольким регионам их развезли, вручили школьникам младших классов. И мы смотрели потом аварийность с участием детей, по статистике она уменьшилась», — утверждает Лысаков.

Еще одним рычагом повышения безопасности движения пешеходов, прописанным в тексте постановления, должен стать запрет водителям продолжать движение и объезжать другие транспортные средства, в том числе и по трамвайным путям, в случае, если какое-то из них остановилось перед нерегулируемым пешеходным переходом. Причем запрет будет действовать вне зависимости от того, есть ли на нем люди или нет. Также новые поправки однозначно запрещают обгон на «зебрах». Напомним, согласно действующей редакции ПДД водитель имеет право обгонять другие автомобили на пешеходных переходах при условии, что на них нет людей.

«Это очевидно повысит безопасность. Если такая обязанность будет прописана, это будет очень хорошо. Что касается обгона, тут также все логично, иначе пешеход выскочит из-за остановившейся машины, а его собьют с другой стороны», — отметил Шкуматов.

Однако, по мнению Вячеслава Лысакова, особого смысла в подобных поправках сегодня нет. Уже в нынешнем году заработают новые ГОСТы для пешеходных переходов на дорогах с многополосной проезжей частью и, кроме того, введение обязательной остановки водителей может лишь усложнить ситуацию на дорогах.

«Сейчас новый стандарт вступает в этом году. В чем его суть? Никаких «зебр» на дорогах, где более двух полос, не будет. Будут регулируемые переходы со светофорами. Там вопрос уже не встает, остановилась машина или нет – красный свет зажегся, машины остановились, пропустили пешеходов. А «зебры» будут только на дорогах, где не более двух полос. Там, где две полосы, если один водитель затормозил, то, естественно, второй водитель должен быть внимательнее, потому что пешеходный переход — зона повышенной опасности, и у пешехода есть право преимущества. Вводить здесь обязательную остановку водителем — не знаю, целесообразно ли это. Мы же не можем регламентировать каждый чих водителя. При повороте тогда можно обязать сбросить скорость до 20 километров», — считает Вячеслав Лысаков.

По мнению эксперта, одной из причин роста числа ДТП с участием пешеходов, в крупных городах, нередко, становится неинформированность водителей о наличии пешеходных переходов на дорогах. В Москве, в частности, сообщил эксперт, просто нет знаков, которые предупреждают о приближении к пешеходному переходу. А учитывая число иногороднего транспорта и размеры города, многие водители попросту не знают сколько таких участков на пути их следования.

Снизить число погибших под колесами транспорта можно лишь комплексными мерами, убежден Вячеслав Лысаков. Для этого необходимо не только ужесточать санкции для водителей, нарушающих правила проезда пешеходных переходов, но и посредством самого дорожного покрытия «извещать» водителя о приближении к участку, где следует быть особенно внимательным.

«Самое хорошее, что здесь можно сделать — ставить инженерно-технические сооружения. К примеру, виброполосы — участки асфальта, нарезанные фрезой таким образом, что машину начинает трясти, она гудит. Если все будут останавливаться, то мы создадим еще больше проблем с движением, а технические средства просто обеспечили бы снижение скорости», — резюмировал Лысаков.
Алексей Матвеев

AutoNews.ru