Поле битвы – автовокзал
Уважаемая газета «Новый Качканар», когда же администрация города наведет порядок на междугородних перевозках? Для чего у нас автовокзал? Пассажиры должны стоять на посадку в автобус на холоде и под дождем около здания администрации.
7 сентября рейс «Качканар-Екатеринбург» задержали на 20 минут, шофер в грубой форме ответил, что был на ремонте. 8 сентября отправка рейса «Екатеринбург-Качканар» по расписанию в 15 часов, автобус прибыл на 30 минут позже. В Н. Туре простояли на автовокзале около 40 минут, по расписанию должны были приехать в Качканар в 19.30, приехали в 20 часов. Шофер отказался развозить пассажиров до «Кедра». Сказал, что он опаздывает, высадил 6 человек по Свердлова,30. Вот до чего у нас дошли самоуправленцы, что хотят, то и творят, и никто ни за что не отвечает. А администрация города жителей не хочет слышать.
Мария, Екатерина, Нина
Такое письмо пришло в редакцию «НК», причем это уже не первая жалоба на организацию автобусных перевозок в Качканаре. Мы уже неоднократно писали о противостоянии нынешнего директора МУП «Автовокзал» Павла Кусова с бывшим директором автовокзала Анатолием Пантелеевым. Так вот, борьба за пассажиров продолжается. Возле автовокзала с начала года нелегально установлен киоск по продаже билетов, посадка пассажиров по этим билетам на автобусы ИП Вагнер проводится прямо возле белого дома, где люди стоят, ждут опаздывающие рейсы и мокнут под дождем. Те, кто покупают билеты в кассах автовокзала, ждут посадки в помещении, потом по прибытии автобуса выходят на перрон.
Я решила выяснить, что же такое происходит на автовокзале, и пришла туда, чтобы поговорить с Павлом Кусовым. Сразу перед входом в здание меня встречала женщина в розовой куртке с маленькой черной сумкой через плечо:
— Вы в Екатеринбург едете?
— Нет, — отвечаю, — а что?
— Ну если что, то можно дешевле уехать, вон там билеты продаются, — показала женщина на киоск возле автовокзала.
Попасть в кабинет к директору не так просто: двери в административную часть здания закрыты.
— Как у вас тут всё серьезно: закрыто, забором огорожено, — вхожу в кабинет к Павлу Кусову.
— Да, это требование транспортной безопасности, закон требует. Что касается жалоб и посадки возле мэрии, то это ИП Вагнер, он к нам отношения не имеет, — рассказывает Павел Николаевич. — Бывает, люди купят в том киоске билет, съездят, ломаются в дороге, на трассе стоят, потом приходят сюда жаловаться. Говорят: а мы думали, что это от автовокзала билеты. Мы ничего не можем сделать с этой левой кассой, если у нас прокуратура не реагирует. Никаких согласований с администрацией на установку киоска нет. Я разговаривал с сотрудниками полиции, мне сказали, что готовы убрать этот киоск, но им был сигнал с прокуратуры, чтобы его не убирали, якобы, нет оснований. А в Москве, когда убирали павильоны и даже капитальные строения, поставленные незаконно — были основания.
Этот трейлер стоит с января, к нему протянули кабель с магазина ИП Пантелеева. Я писал заявление в прокуратуру с просьбой проверить законность прохождения кабеля по территории муниципального автовокзала. Из прокуратуры был ответ: «Это не в нашей компетенции, а в компетенции администрации, куда входят вопросы по ресурсам — вода, тепло и электричество».
Через пару недель после этого ответа в прокуратуру приходит анонимка, что я ворую воду. По этой анонимке мне устроили полную проверку, проверяла прокуратура, Горэнерго, в итоге — всё в порядке, у меня никаких нарушений. Я задал заместителю прокурора Сафронову вопрос: почему две жалобы по вопросам ресурсов и такое разное реагирование? Он только улыбается в ответ. Я написал на него жалобу в областную прокуратуру, мне ответили, что по моему обращению ведется разбирательство. Из своих источников узнал, что Сафронов получил предупреждение.
Устранить любым способом?
Павел Кусов показывает огромные талмуды с бумагами от прокуратуры, запросами, ответами, судебными документами. Их накопилось огромное количество всего за неполных два года, что он работает директором автовокзала.
— За 2015 год мы насчитали, что прокуратура нас проверяла 23 раза, всё по анонимным жалобам, и в этом году уже было 12 проверок и три обращения Сафронова в суд с исками на автовокзал, два иска отозваны, потому что мы предоставили все документы. Один иск — прокуратуре не понравилось, что меня охраняет частное охранное предприятие, хотя у «Рыцаря» есть лицензия на охрану. Остальные два иска по вопросам транспортной безопасности. Ответы Сафронову я послал, он их, якобы, не получил, за что он потребовал освободить меня от занимаемой должности на полгода, до этого он требовал меня уволить — но не получилось. Как вы думаете: кому выгодно, чтобы я здесь не работал? Только одному человеку. Какие варианты — или физически меня устранить, или с помощью прокуратуры.
— А вы рассматриваете вариант с физическим устранением?
— Такое тоже может быть. По поводу незаконно установленного киоска 5 сентября должен был состояться суд, но заседание перенесли. Если даже по решению суда ИП Власова обяжут убрать этот киоск, то будет другое ИП, у Пантелеева их много. У меня есть информация, что на данный момент Власов уже не работает на Пантелеева, уехал в Дагестан на контрактную службу.
— То есть если бы мы даже захотели поговорить с Власовым, то у нас не получится?
— Нет, у вас ни с кем из них не получится поговорить, у них есть распоряжение — ни с кем не разговаривать и никому не отвечать.
Не дают открывать маршруты
В 2014 году у подконтрольных Пантелееву ИП, по информации Павла Кусова, была монополия на междугородние перевозки (97 процентов всех перевозок). Очевидно, что автовокзал только и живет от продажи билетов. А, например, ИП Вагнер пользовался перронами и инфраструктурой автовокзала до января 2016 года бесплатно, по билетам, купленным на автовокзале, пассажиров свой автобус не пускал.
— Подъезжает автобус ИП Вагнер, а люди купили билет в нашей кассе, их не пускали в автобус, — рассказывает директор автовокзала. — А у нас не было своих перевозчиков, наших было только два рейса. Сейчас, чтобы открыть маршрут, нужно сделать заявку в Минтранс, там объявят конкурс по выбору перевозчика. Мы недавно открыли прямые рейсы, для горожан удобно: 3,5 часа — и ты в Екатеринбурге. Сейчас заявки поданы на открытие прямого рейса «Качканар-Тагил», «Качканар-Тура», «Качканар-Ис», на что Минтранс нам уже два месяца не отвечает, потому что там, видимо, тоже есть люди господина Пантелеева. Мы подали жалобу в прокуратуру.
Мне в прокуратуре говорят, что мы с Пантелеевым делим автовокзал. Как мы можем делить муниципальный автовокзал? То есть, я понимаю, муниципальный значит государственный, как можно делить государственное предприятие, или, как пишет одна местная газета, что у Пантелеева автовокзал отжали. Просто поменяли директора, потому что предыдущий директор начал банкротить автовокзал.
Мелкие пакости
— Наши так называемые оппоненты пакостят, как только могут. Вот писали недавно в прессе про туалетные войны, что якобы работницу конкурирующей фирмы не пускают в туалет на автовокзале, — говорит Павел Кусов. — Кстати, женщина, которая встретила вас на входе, я попросил, чтобы именно её не пускали в туалет. Нам в унитаз однажды засунули штаны, уборщица их вытащила, был затоп, потом эта мадам пошла в туалет, после неё в туалет зашла уборщица и увидела, что в унитаз засунули рулон туалетной бумаги. Спрашивается: кто и зачем? Простой посторонний человек такого не сделает. После этого я велел её не пускать.
Прокуратура пыталась наказать автовокзал за ограждение, что якобы не был объявлен конкурс по поиску подрядчика, но МУПы работают не по 44-ому, а по 232-ому закону, нам необязательно было проводить конкурс, я заключил 6 договоров с разными предприятиями: одни изготавливали, другие доставляли, третьи монтировали и так далее. Построили забор, который сама же прокуратура обязывала установить.
Стук, стук…
В кабинете Павла Кусова ведется онлайн трансляция всего, что происходит на автовокзале и в его окрестностях.
— Вот сидит человек Пантелеева, дежурит, смотрит, кто приехал, кто уехал, во сколько, всё докладывает, кто и когда ко мне пришел, — показывает на монитор Павел Николаевич. — Вот смотрите, сейчас будет автобус на Екатеринбург, они пойдут на перрон смотреть.
И, правда, наблюдаем, как мужчина и женщина от входа в автовокзал заходят внутрь здания и отправляются на перрон, куда подъехал автобус.
— В неделю бывает по две-три анонимки: в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в автодорожный надзор, губернатору, в Москву, бывает, пишут президенту, Чайке: «Кусов, мол, плохой, мэр плохой и т.п.», — продолжает рассказ о боевых действиях мой собеседник. — Около года назад в администрацию президента была жалоба, что я врезался в отопление четвертой школы и ворую тепло. Меня прикрывает мэр, а КТК ничего не может сделать. Просили разобраться.
Недавно был случай: пьяный человек в неадекватном состоянии разбил стекло в кассе автовокзала и порезал руку. Кровь сильно хлестала, сотрудники вышли, оказали ему первую помощь, вызвали «скорую». Пришла анонимка, что человек выпил бутылку пива, ему нахамила кассирша, он разбил стекло, лежал и истекал кровью, и никто ему не помог.
Однажды бабушке стало плохо прямо перед посадкой, на перроне. Её перенесли в автовокзал, чтобы положить на скамейку. Сотрудники сразу вызвали «скорую», но бабушка умерла. Стукачи сразу доложили, и была состряпана анонимка, что в автовокзале душно, жарко. Потом проверяющие потребовали с меня анализы микроклимата на автовокзале. Сейчас у нас работает перевозчик «Хотей», у них за полгода было 44 (!) проверки.
Удушающая петля надзора
Автовокзалу не дают нормально работать, душат бесконечными жалобами и проверками, руководство МУПа только и занимается тем, что отвечает на запросы из прокуратуры и других проверяющих органов. Павел Кусов писал обращение в область, что городская прокуратура замучила бесконечными проверками.
— Автовокзалу надо зарабатывать, а нам не дают развиваться, делается всё, чтобы парализовать нашу работу, чтобы мы занимались только проверками, отчитывались перед надзорными органами, — констатирует Павел Кусов. — Из-за этой войны страдают люди, обычные пассажиры. У меня проверили уже всё, что можно: аттестация рабочих мест проведена, охрана труда проведена. По транспортной безопасности и по антитеррору много требований. Недавно меня наказал Роспотребнадзор за то, что у меня в мужском туалете не было двух крючков и сетки на форточке. Сейчас меня хотят наказать на 10 тысяч, что у меня не по ГОСТу стоит знак о запрете курения…
Люди стали жертвой беспредела
Мы обратились в администрацию с вопросом, когда же будет наведен порядок на автовокзале?
— На автовокзале порядок, — комм е н т и р у е т юрист админ и с т р а ц и и Ольга Вепрева. — Просто люди стали жертвой беспредела одного предпринимателя. Автовокзал приглашает ИП Вагнера к себе, предлагает договор, готов к сотрудничеству с этим перевозчиком, но он отказывается, поскольку не хочет платить процент автовокзалу, хочет бесплатно пользоваться всей инфраструктурой автовокзала и продавать билеты в обход муниципальных касс. Хотя все остальные перевозчики платят процент автовокзалу, как, впрочем, и на любом другом автовокзале. В отношении нелегального киоска подан иск в суд, потому что там незаконно продают билеты. Почему-то по всей этой нездоровой ситуации надзорные органы бездействуют. И даже если суд признает киоск и продажу в нём билетов незаконными и обяжет прекратить деятельность, то торговля всё равно может продолжиться, они, например, поменяют ИП — и всё. А качканарцы так и будут страдать.
Еще дело в том, что сейчас львиная доля рынка перевозок охвачена Вагнером тире Пантелеевым. Если в 2002 году в городе было 12 междугородних перевозчиков, то осталось всего трое: Вагнер, Савченко и Тимирбаев. Остальных просто выжили. Сейчас с автовокзалом сотрудничают Савченко, Тимирбаев и фирма «Хотей». Без содействия Министерства транспорта автовокзал не может открыть рынок перевозок. Кусов делал заявки на новые рейсы, но ответа не получает. Сейчас автовокзал убыточен, но директор старается, пытается запустить новые виды услуг.
Я считаю, чтобы выровнять ситуацию, надо проводить конкурс на перевозки на направление Качканар — это было бы справедливо. Если выиграет ИП Вагнер, пускай, но конкурс обяжет его продавать билеты и на автовокзале. А пока со стороны администрации мы не может применить к Вагнеру никаких мер, это в компетенции Министерства транспорта и связи. На неделе нам пришло оттуда письмо, в котором написано, чтобы перевозчика Вагнера бесплатно пустили на автовокзал. Я сейчас готовлю ответ в министерство — кто же тогда будет спонсировать наш автовокзал, если перевозчики будут им пользоваться бесплатно?
P.S. Ситуация с автовокзалом, конечно, дикая и выглядит, действительно, как чистой воды бандитский беспредел. И самое интересное, что никто не может повлиять на эту ситуацию: ни администрация, ни прокуратура (которая долбит проверками только МУП), ни Министерства. С какой стати ИП Вагнер должен бесплатно пользоваться автовокзалом и зарабатывать при этом деньги? Тогда остальные перевозчики тоже не будут платить процент автовокзалу – а чем они хуже? Что за привилегированное положение у Вагнера, что за него просит аж Министерство транспорта? Только при таком бесплатном раскладе автовокзалу будет просто не на что существовать, и этого предприятия в городе Качканаре просто не будет.
Ангелина Богданова