«Орлята», новые учителя и профориентация

Чего ещё ждать от школы в новом учебном году, рассказывает Марина Мальцева

С 1 сентября этого года российские школьники будут обучаться по единым образовательным программам. Что они собой представляют? Какие новые предметы появятся в школе? Что изменится для учителей и учеников? На эти и другие вопросы «НК» ответила начальник управления образования Марина Мальцева.

Новые учебники и программы

— Что собой представляет единая образовательная программа?

— Федеральная образовательная программа — это учебно-методическая документация, в которую входит учебный план, календарный учебный график, рабочие программы по предметам, план воспитательной работы. Это своеобразная планка, знания ниже которой давать нельзя, выше — можно. Если раньше при смене школы бывало, что ребёнок начинал учиться по совершенно другой программе, то теперь такие проблемы будут сведены к минимуму, нововведения поспособствуют созданию единого образовательного пространства России.

Из учебного плана школа будет выбирать, что больше подходит именно ей. Так как у нас по федеральному стандарту профильное обучение в обязательном порядке, в каждой школе в 10-11 классе должен быть определенный профиль: универсальный, социально-экономический, физико-математический и так далее. Учебных планов для среднего звена порядка 11. Из этих 11 учебных планов школа будет выбирать тот, который соответствует данному образовательному учреждению.

— Насколько мне известно, появятся новые учебники.

— Перечень учебников утверждён на уровне Министерства просвещения. И этот перечень выдаётся образовательному учреждению как обязательный для исполнения. И только из этого перечня можно использовать учебники на уровне школ.

Сейчас учебников стало значительно меньше. К примеру, если взять учебник истории, то сейчас в обязательном порядке для 10-11 классов создали совершенно новый учебник. Мы буквально на днях получим этот учебник для 11 классов, а в октябре Министерство образования обеспечит этими учебниками десятиклассников.

От цифровизации никуда не уйти

— Ещё в конце прошлого учебного года классные руководители сказали родителям зарегистрировать ребёнка на платформе «Сферум». Для чего это нужно?

— Данная образовательная платформа является частью цифровой образовательной среды, которая идёт под эгидой национального проекта «Образование». Эта система введена отчасти для того, чтобы уйти от иностранных платформ к отечественной системе. «Сферум» призван помочь педагогам и обучающимся в образовательном процессе, в том числе в тех случаях, когда будет необходимо ввести для кого-то дистанционное обучение. Дети часто болеют, я помню время, когда у меня дочь ходила в школу. И никто отдельно не занимался с детьми, находящимися на больничном. Если ты пропустил, ты самостоятельно изучаешь программу. А «Сферум» должен помочь в данном случае. Ребёнок сможет подключиться и слушать урок, который ведёт учитель. Но это пока в перспективе. Здесь ведь нужно решить и технический вопрос.

На данной платформе родители смогут посмотреть дневник, расписание. Для педагогов там будут проходить совещания. Например, сейчас мы общаемся с Министерством образования только через «Сферум». До этого использовали Zoom (платформа для организации аудио и видеоконференций, — прим.авт.).

— Некоторые родители возмущены тем, что при регистрации в «Сферум» у ребёнка автоматически появляется аккаунт в социальной сети ВКонтакте. Прошло не так много времени с тех пор, когда школа настороженно относилась к появлению детей в социальных сетях.

— Родители разные. Есть те, кто категорично относятся, например, к использованию персональных данных. Есть, кто ни при каких обстоятельствах не хочет регистрировать ребёнка в социальных сетях. Но родителям нужно понять, что теперь это часть нашей жизни, от цифровизации никуда не уйти, она везде. Это будет только развиваться, назад пути нет.

Профориентация и серебряные медали

— Какие нововведения ждут в новом учебном году?

— Система образования — самая изменяющаяся система в мире. Поэтому мы каждый год с чем-нибудь новым входим в образовательный процесс. Планируется введение нового предмета — «Основа безопасности и защита Родины». Но введение этого предмета планируется с 1 сентября 2024 года. В этом году, вероятнее всего, будут какие-то территории апробировать этот предмет, на всех остальных территориях будет введён дополнительный модуль в предмет ОБЖ. В одном из разделов будет и начальная военная подготовка. А предмет, который будет введён в сентябре 2024 года, будет объединять ОБЖ и НВП.

Во всех общеобразовательных школах с сентября для учеников 6-11 классов будет введена единая модель профориентации. Каждая школа будет разрабатывать свой план, и в рамках внеурочной деятельности по четвергам после основных уроков один час будет посвящён профориентации. Будут запланированы различные мероприятия, в том числе и профессиональные пробы. Могут быть предусмотрены экскурсии, встречи с людьми различных профессий. В прошлом году у нас уже были профессиональные пробы. Мы апробировали это направление вместе с ЦГБ и стоматологической поликлиникой. Дети приходили в больницу, знакомились с теоретической частью и осваивали практические навыки, например, учились ставить уколы на манекене. В стоматологии на специальных манипуляторах учились чистить зубы.

Для мотивации школьников возвращаются серебряные медали. Только будут они называться не «золотая» и «серебряная», а медаль за особые успехи в учении первой степени и второй степени. Медаль второй степени будут давать, если в аттестате помимо оценок «отлично» есть две отметки «хорошо».

Учащиеся начальной школы будут вступать в общественное движение «Орлята России». Российское движение детей и молодёжи (РДДМ), в которое входят старшие дети, в этом учебном году получит более широкий охват. В прошлом году первыми в РДДМ зарегистрировались учащиеся школы имени Новикова. Кроме того, в городе появился центр общероссийского государственного движения РДДМ, его будут курировать Олеся Волоковых и Дарья Долгих. Одна будет вести школьное направление, а вторая — молодёжное движение для тех, кто старше 18 лет. Мы выделили место для их центра на базе «Бригантины». В рамках своей деятельности они будут организовывать мероприятия и акции.

12 новых педагогов

— Какие новые педагоги придут в школы?

— В школу №2 придёт психолог Надежда Русяева, а по программе «Земский учитель» в данной школе будет преподавать учитель русского языка и литературы Евгения Трусова. Педагогу по данной программе выплачивают один миллион рублей и предоставляют жильё. Евгения Валерьевна обязана в течение пяти лет отработать в той школе, в которую пришла. Она приехала в Качканар с семьёй, им предоставили квартиру в отремонтированном доме №26 в 4 микрорайоне. В школе №3 будет преподавать математику Виктория Шумкова. В лицей №6 пришли учителя начальных классов Анастасия Бучнева, Яна Воложанина, учитель русского языка и литературы Карина Зотина и учитель физики Кирилл Захаров. В школу №7 придёт учитель начальных классов Инна Машковцева. В школу №5 идёт учитель начальных классов Валентина Копцева. В детский сад «Звёздочка» — воспитатель Марина Свободова. В коррекционной школе будет работать дефектолог Татьяна Одинцова. В спортивную школу «Ритм» приходит тренер по лыжным гонкам Руслан Ибрагимов.

50 человек не получили аттестат

— Как сдали выпускники ЕГЭ и ОГЭ?

— В этом году было 470 выпускников 9 классов. Из них 9 человек были не допущены до итоговой аттестации из-за неудовлетворительных отметок, остальные сдавали экзамены по двум обязательным предметам и двум по выбору. Давалась возможность пересдать в летний период тем, кто не сдал один предмет. В целом у нас достаточное количество не сдавших экзамены, в основном по математике. У нас остались дети, которые не получили аттестат, таких детей 50. Они выходят на осенний период, с 4 сентября у нас начинается ещё одна пересдача. Мы надеемся, что из них большая часть пересдаст экзамены.

Одиннадцатиклассников до выпускных экзаменов было допущено 110 человек, два человека были не допущены. Для получения аттестата достаточно было сдать русский язык и математику. Те, кто хотел поступать в вуз, сдавали дополнительные предметы. У нас есть неуспешные результаты по дополнительным предметам, выпускники сдали их ниже порогового значения, это физика, химия, биология, обществознание, информатика.

В этом году был один 100-бальный результат по литературе в школе №7. И семь медалистов: пять из школы №7 и два из школы №2. Для медалистов сейчас есть условие — они должны сдать основные предметы не ниже 70 баллов. Они все справились, набрали даже гораздо больше.

— Почему сейчас дети стараются уйти после 9 класса из школы?

— Многих выпускников пугает ЕГЭ. Кого-то отговаривают идти в 10 класс учителя. Кого-то отговаривают родители. В основном, дети уходят в колледжи. Чаще бывает так, что после колледжа проще поступить в вуз.

— Как вы считаете, что лучше ЕГЭ или традиционные экзамены?

— Есть плюсы в ЕГЭ, которые мы уже увидели в процессе длительного периода, но есть и российский менталитет, который переломили. У русского человека другое мышление, он выражает свои мысли, когда говорит, пишет. Педагоги умели на экзаменах выводить ребёнка на разговор, на знания, размышления. Они могли в процессе разговора увидеть, какие знания есть у ученика. Но сейчас ЕГЭ изменился, если раньше тестовая часть была основной, теперь много заданий, где есть возможность описывать, рассуждать, решать.

Самый главный плюс ЕГЭ, что дети дважды не сдают экзамен. Например, раньше нужно было сначала сдать экзамены в школе, а потом ещё сдать экзамены при поступлении в вуз. Теперь дети не испытывают двойной стресс и имеют возможность подать документы для поступления в вуз в любой точке страны.

Две школы остались без директоров

— Две школы в Качканаре остались без директоров. Кто придёт на их место?

— В школе имени Новикова Ирина Павловна Жеребцова ушла на пенсию. Сейчас её обязанности до проведения конкурсной процедуры исполняет Татьяна Сергеевна Потапова, учитель химии. В прошлом году она была назначена завучем, с административной работой познакомилась.

В школе №3 исполняющей обязанности директора назначена Татьяна Георгиевна Дресвянникова, учитель истории и обществознания. Она многие годы совмещала административную работу, была заместителем по учебно-воспитательной работе.

— Почему ушёл директор школы №3 Антон Фетисов?

— Я возлагала на него большие надежды, он был активный, инициативный, молодой. Когда я спросила его, почему он увольняется, он ответил: «У вас совсем всё по-другому, не так, как у нас на Алтае». Видимо, человек решил вернуться домой.

— Будут ли набирать кадетский класс в школе №3?

— Да, они планируют вновь набирать первоклассников в кадетский класс. Пётр Блинов им в этом содействует, помогает получить обмундирование для детей.

400 первоклашек

— Сколько в этом году ожидается первоклассников?

— Я ожидаю 400 человек. На сегодняшний день зачислено 378 детей. Есть у нас такие родители, которые могут только в конце августа вспомнить, что ребёнку в первый класс нужно идти.

— В какую школу идут больше всего первоклассников?

— В школу №2 придут 90 детей. В лицей №6 – 80 человек. В школу №7 – 78 человек. В школе имени Новикова на сегодняшний день 64 первоклассника. В остальных школах первоклашек меньше.

— Будут ли в этом году пускать родителей на торжественные линейки в школах?

— Да, родителей пустят. Если позволят погодные условия, то в большинстве школ линейки пройдут на улице, если погода испортится, то линейки перенесут в актовые залы. Самое главное, чтобы родители сами чувствовали ответственность и не приходили в состоянии болезни.

Юлия Гофлер