Они остались в Тихом океане
Геннадий Ступин вспоминает о службе на подводной лодке и гибели экипажа К-129
7 апреля Военно-Морской Флот России отмечает День памяти погибших подводников. Профессия моряка-подводника является одной из самых трудных и рискованных. Подводники погибали не только в военное время, но и в мирное.
Так случилось с экипажем дизель-электрической подводной лодки К-129, на которой нёс службу качканарец Геннадий Ступин. Мы встретились с Геннадием Николаевичем. Мужчина рассказал о службе на подводной лодке и почему в тот роковой для К-129 весенний день 1968 года он остался на берегу.
Ангель-хранитель отвёл
— Все эти моряки погибли, кроме меня. Вот я, в центре стою, — Геннадий показывает чёрно-белый снимок с изображением молодых людей в форме, которые стоят у входа, над дверью табличка: «военный санаторий «Паратунка». — До сих пор думаю, что это было; может, сам ангел-хранитель отвёл.
Геннадий Николаевич признаётся: в тот момент очень расстроился, что его не взяли.
— Нас пять человек осталось с К-129. В ноябре мы вернулись из двухмесячного автономного похода, в декабре половина команды отдыхала в военном санатории «Паратунка» (есть такой на Камчатке специально для подводников), вторая половина экипажа отдыхала в январе.
23 февраля нас собрали на построение, зачитали список уходящих в автономку, меня в этом списке не было. Было обидно до глубины души, что с собой не берут, как негодный элемент. Несколько раз я ходил и просил, чтобы меня взяли. Мне сказали, что меня переводят на другую подлодку. Утром К-129 загрузили, днём она отходит от пирса, мне обидно, все провожающие разошлись, ко мне подходит капитан-лейтенант Еремеев и говорит: «Пошли ко мне в команду», на К-99. 8 марта нас подняли по боевой тревоге, никто не знал, куда и зачем. Подлодку загрузили маслами, соляркой, пресной водой, и мы вышли в открытый океан. Через 2-3 дня мы узнали, что ищем лодку К-129. Она ушла, и связь с ней потерялась.
Версии гибели подлодки
Версий, что произошло с подлодкой, в которой погибли 98 человек, несколько. Согласно данным Википедии, существовали такие версии гибели подлодки: затопление через шахту РДП при зарядке батарей по причине технической неисправности клапана и провала на запредельную глубину (официальная версия ВМФ СССР). Взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей из-за неисправности систем вентиляции, вызвавший разрушение прочного корпуса. Столкновение с американской подводной лодкой (неофициальная версия, которой придерживаются некоторые специалисты ВМФ СССР того времени). Предполагается, что столкновение могло произойти по вине американцев, которые «слышали» лодку, но подошли к ней слишком близко, не учли, что она будет совершать манёвр. Столкновение с надводным судном.
В 2017 году военно-морской эксперт, капитан 2 ранга Илья Курганов выдвинул новую версию об аварии ракетного оружия на борту К-129 в шахте № 1, в результате чего подводная лодка находилась трое суток в аварийном состоянии на поверхности, после чего, 11 марта, затонула, не дождавшись помощи. При затоплении К-129 произошел взрыв оставшихся двух ракет, который был зафиксирован акустическим наблюдением сил ВМС и ВВС США.
Привезли бескозырку и 24 рубля
Геннадий Ступин склоняется к версии, что подлодка была торпедирована американской подлодкой.
— И все молчали, только через полгода стало известно о гибели людей на подводной лодке. Уже будучи в Качканаре, разговорились с парнями на работе о службе. И один из них говорит: «У меня племянник Владимир Соколов погиб на К-129». Потом я встретился с отцом Вовы, мы поговорили. Мне было стыдно, что я остался живой, меня перевели в другую команду, а его сын погиб. Он рассказал, что в память о сыне ему привезли бескозырку и 24 рубля, но он деньги не взял, сказал, чтобы на них памятник поставили. В то время старший матрос получал 7 рублей, а матрос — чуть больше 4 рублей. Вот за полгода ему выплатили 24 рубля. Это всё, что осталось родителям от сына, — говорит Геннадий Николаевич.
Парень с Вятки
Геннадий родился в сельской местности Кировской области. Окончив 8 классов, уехал в Новосибирск и поступил в училище на слесаря-монтажника тепловых электростанций. После окончания училища Геннадия направили на Назаровскую ГРЭС. В 1966 году после очередной военной комиссии его отправили на сборный пункт Красноярска, а оттуда во Владивосток, в отряд подводного плавания.
Полгода Геннадий провёл в учебке, затем их перекинули на Камчатку. В 1974 году судьба забросила Геннадия в Качканар.
Плафон морской воды
Во время присяги, рассказывает Геннадий, нужно было поцеловать кувалду и выпить 700 мл морской воды с глубины. Присягу, по словам мужчины, подводники принимают на глубине 200- 300 метров.
— Вода холодная, солёная. Ещё дают сухарик на закуску, — вспоминает моряк.
Подлодки заполнены всевозможными приборами и оборудованием. Каждый сантиметр на борту используется сразу для нескольких целей. На подлодке есть врач, в случае чего он может провести небольшую операцию. Геннадий рассказывает, что, к счастью, ему не приходилось сталкивался с такими случаями во время службы.
Вино на обед
Составляя меню подводников, разработчики учитывают стрессовые условия несения службы. В меню обязательно входит шоколад и 50 граммов вина, которое, как считается, улучшает пищеварение, а также увеличивает производство красных кровяных телец, что позволяет немного уменьшить влияние недостаточного уровня кислорода на борту.
— У нас было четырёхразовое усиленное питание. Свой камбуз. Наш командир был любитель рыбалки, поэтому всегда была свежая уха из красной рыбы. Лепили пельмени по одному человеку от каждого отсека, а таких отсеков в нашей подлодке было восемь, — вспоминает моряк.
— Правда, что хлеб для подводников пропитывают спиртом, чтобы сохранить его свежесть?
— Да, хлеб проспиртовывают, упаковывают. Затем на лодке его разогревают и получают свежий хлеб, как будто только из печи.
— Отмечали праздники на подлодке?
— Конечно, например, на дни рождения кок пёк торт. Подарки делали своими руками. Новый год отмечали всей командой, кроме вахты.
Равенство перед лицом смерти
— Интересуетесь, как в наше время обстоят дела на подлодках?
— Конечно. Сейчас стало проще. Во-первых, сократили срок службы. Во-вторых, оснащение совсем другое, теперь на подлодках даже бассейны есть, пресная вода. А мы в своё время мылись морской водой, потому что пресная была только для приготовления пищи, и то нужно было расходовать её экономно, загружали перед походом в автономное плавание всего 5 тонн воды.
Во время беседы Геннадий то и дело возвращается к воспоминаниям о команде К-129, с которой он ходил в плавание.
— От каждого человека зависит живучесть корабля, все одна команда, из-за неправильного действия одного человека может погибнуть целый экипаж. У нас никогда дедовщины не было, все были наравне.
В завершение разговора мужчина приводит слова Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева: «Нигде и никогда не было такого равенства перед лицом смерти, как в подводной лодке, где либо все погибают, либо все выживают».
Юлия Гофлер