Окопы, мины и гречка с тушенкой
Четверг, 9 июня. На часах девять утра. Ночью прошел дождь, но это не омрачило планы студентов качканарского колледжа. Учения в тот день должны были пройти для будущих машинистов локомотивов.
22 студента 16-17 лет в назначенный час прибыли на место — развилку дороги в шестые сады. Отсюда начиналось первое испытание — пятикилометровый забег. Педагог Владимир Яблоков командным голосом выстроил ребят в колонну по два человека, предупредил о соблюдении техники безопасности, а в руки впереди бегущих вручил ярко-красные флажки. Бежать предстояло до самой заставы. Результат забега считался по последнему человеку.
— Не надо отрываться вперед! Бежим все одним темпом, — напутствовал Владимир Григорьевич, засекая время. И колонна двинулась в путь.
Пока бойцы бежали, Яблоков сопровождал их в автомобиле, подавая знаки встречным машинам: чтобы были осторожнее. Вместе с ним в машине ехали медработник Татьяна Алексеевна, помощник-волонтер Александр Селянин и я. В середине забега колонна мальчишек неожиданно растянулась.
— Садись в машину, подвезу до поворота, — кричит отстающему Владимир Григорьевич.
— Да нет, сейчас отдышусь — и все нормально будет, — отвечает тот, переходя на шаг.
— Я предупредил ребят: не уложатся во время — получат двойки, — обращается уже ко мне педагог. — Предыдущая группа вчера сильно растянулась, так первым пришлось возвращаться и в буквальном смысле тащить на себе последних. А в первый день у нас бежали девчонки, будущие повара. Устали, конечно. Говорят мне: «Зачем нам это надо?». Я отвечаю: «Всякое в жизни бывает, девочки, и это может пригодиться».
По прибытии на заставу полевой командир дал ребятам 10-15 минут отдышаться и восстановить силы. На столе полевой кухни лежали пряники, хлеб, майонез, чай. Мальчишки немного перекусили. Далее — инструктаж и учения.
Владимир Яблоков выложил на стол противотанковую мину и коротко пояснил ее возможности в жизни. Мина не маленькая: высотой семь сантиметров, поэтому яма под нее должна быть не меньше десяти. На её закладку ребятам дается три минуты, а на поиск — всего 30 секунд.
— Такой миной можно одновременно взорвать целую автомобильную колонну. Взрывное устройство — накачивающееся. Противник высчитывает, какая колонна идет, и делает укладку. Мины накачиваются и в дальнейшем могут одновременно взорваться, — поясняет педагог. — Обычно, если солдат наступает на эту мину, то товарищи помогают ему сойти с нее, но сила ее действия распространяется до четырех метров, поэтому раненых может быть больше. Если я увижу, что во время поиска кто-то из вас наступит на место, где спрятана мина — считайте, что вашего товарища ранили. Оценка будет соответствующая!
После этого командир учений выстроил ребят в шеренгу и поделил на три команды, так сказать, три отряда. Затем вперед — на мины. Кто-то пошел укладывать мины, а кто-то копать окопы.
На поле рядом с заставой уже виднелись готовые окопы, но студентам предстояло прочувствовать на себе, как это делать. Ширина окопа в голове — 70 см, в ногах —50 см, глубина — 30 см, а длина высчитывается по росту. Кто-то из ребят с неохотой приступил к этой работе, но команда была дана — надо исполнять.
Среди учений нужно было обязательно перенести на носилках раненого, покидать гранаты, причем не в даль, а в цель, а также пройти полосу препятствий.
— Ну что вы, он же кровью истекает, а вы тут медлите, побыстрее его несите! — учил Владимир Григорьевич, глядя на то, с какой скоростью несли носилки.
А следующей группе и вовсе пригрозил нарушением международных норм:
— Всем по двойке: вы зачем над раненым издеваетесь? Это же нарушение женевской конвенции! — отмечал командир.
Оценки за выполненные задания студенты выставляли сами себе. Владимир Григорьевич призывал ставить оценки по совести, тем самым контролировать друг друга. Когда я поинтересовалась у студентов, какое испытание им показалось сложнее всего, они с улыбкой ответили: «Оценки ставить! Морально нелегко».
Пока шли задания, на костре готовилась гречка с тушенкой. Обед обещал быть вкусным. Татьяна Алексеевна, следившая за кашей, отмечала, что обычно от нее ничего не остается: съедают кашу подчистую. Еще бы! Мальчишки, которые уже прошли все испытания, беседовали между собой, сидя у костра. А у Владимира Яблокова спрашивали, когда же они приедут на заставу с ночевкой. Впечатления от военно-полевых сборов остаются надолго!