Окопы, мины и гречка с тушенкой

Четверг, 9 июня. На часах девять утра. Ночью прошел дождь, но это не омрачило планы студентов качканарского колледжа. Учения в тот день должны были пройти для будущих машинистов локомотивов.
110022 студента 16-17 лет в назначенный час прибыли на место — развилку дороги в шестые сады. Отсюда начиналось первое испытание — пятикилометровый забег. Педагог Владимир Яблоков командным голосом выстроил ребят в колонну по два человека, предупредил о соблюдении техники безопасности, а в руки впереди бегущих вручил ярко-красные флажки. Бежать предстояло до самой заставы. Результат забега считался по последнему человеку.
— Не надо отрываться вперед! Бежим все одним темпом, — напутствовал Владимир Григорьевич, засекая время. И колонна двинулась в путь.

Ребята ставят оценки друг другу
Ребята ставят оценки друг другу
12
Боец будет жить!

Пока бойцы бежали, Яблоков сопровождал их в автомобиле, подавая знаки встречным машинам: чтобы были осторожнее. Вместе с ним в машине ехали медработник Татьяна Алексеевна, помощник-волонтер Александр Селянин и я. В середине забега колонна мальчишек неожиданно растянулась.
— Садись в машину, подвезу до поворота, — кричит отстающему Владимир Григорьевич.
— Да нет, сейчас отдышусь — и все нормально будет, — отвечает тот, переходя на шаг.
— Я предупредил ребят: не уложатся во время — получат двойки, — обращается уже ко мне педагог. — Предыдущая группа вчера сильно растянулась, так первым пришлось возвращаться и в буквальном смысле тащить на себе последних. А в первый день у нас бежали девчонки, будущие повара. Устали, конечно. Говорят мне: «Зачем нам это надо?». Я отвечаю: «Всякое в жизни бывает, девочки, и это может пригодиться».

12
Полоса препятствий далась легко

По прибытии на заставу полевой командир дал ребятам 10-15 минут отдышаться и восстановить силы. На столе полевой кухни лежали пряники, хлеб, майонез, чай. Мальчишки немного перекусили. Далее — инструктаж и учения.
12Владимир Яблоков выложил на стол противотанковую мину и коротко пояснил ее возможности в жизни. Мина не маленькая: высотой семь сантиметров, поэтому яма под нее должна быть не меньше десяти. На её закладку ребятам дается три минуты, а на поиск — всего 30 секунд.
— Такой миной можно одновременно взорвать целую автомобильную колонну. Взрывное устройство — накачивающееся. Противник высчитывает, какая колонна идет, и делает укладку. Мины накачиваются и в дальнейшем могут одновременно взорваться, — поясняет педагог. — Обычно, если солдат наступает на эту мину, то товарищи помогают ему сойти с нее, но сила ее действия распространяется до четырех метров, поэтому раненых может быть больше. Если я увижу, что во время поиска кто-то из вас наступит на место, где спрятана мина — считайте, что вашего товарища ранили. Оценка будет соответствующая!

Закладка мины: спрятать так, чтоб не нашел противник
Закладка мины: спрятать так, чтоб не нашел противник

После этого командир учений выстроил ребят в шеренгу и поделил на три команды, так сказать, три отряда. Затем вперед — на мины. Кто-то пошел укладывать мины, а кто-то копать окопы.
На поле рядом с заставой уже виднелись готовые окопы, но студентам предстояло прочувствовать на себе, как это делать. Ширина окопа в голове — 70 см, в ногах —50 см, глубина — 30 см, а длина высчитывается по росту. Кто-то из ребят с неохотой приступил к этой работе, но команда была дана — надо исполнять.
Среди учений нужно было обязательно перенести на носилках раненого, покидать гранаты, причем не в даль, а в цель, а также пройти полосу препятствий.
— Ну что вы, он же кровью истекает, а вы тут медлите, побыстрее его несите! — учил Владимир Григорьевич, глядя на то, с какой скоростью несли носилки.
А следующей группе и вовсе пригрозил нарушением международных норм:
— Всем по двойке: вы зачем над раненым издеваетесь? Это же нарушение женевской конвенции! — отмечал командир.

Полевая кухня скромная, но вкусная!
Полевая кухня скромная, но вкусная!

Оценки за выполненные задания студенты выставляли сами себе. Владимир Григорьевич призывал ставить оценки по совести, тем самым контролировать друг друга. Когда я поинтересовалась у студентов, какое испытание им показалось сложнее всего, они с улыбкой ответили: «Оценки ставить! Морально нелегко».
Пока шли задания, на костре готовилась гречка с тушенкой. Обед обещал быть вкусным. Татьяна Алексеевна, следившая за кашей, отмечала, что обычно от нее ничего не остается: съедают кашу подчистую. Еще бы! Мальчишки, которые уже прошли все испытания, беседовали между собой, сидя у костра. А у Владимира Яблокова спрашивали, когда же они приедут на заставу с ночевкой. Впечатления от военно-полевых сборов остаются надолго!