Об отце и о войне…

Вновь приближается Великая дата 9 Мая! День Великой Победы моего народа над силами зла, невежества, бесчеловечности и прочей нечисти. Дата, вызывающая в душе различные чувства: от гордости до горечи, от радости до непонятной тоски, от чувства глубочайшего восхищения до чувства сомнений и понимания, что что-то сейчас в нашей жизни происходит не так, как хотелось бы. Когда людьми, а подчас и государствами оскверняется память миллионов людей, не пожалевших своих жизней во имя добра, счастливой и спокойной жизни будущих поколений.

Я листаю книгу МО Качканар «Они сражались за Родину», в ней отражены герои тех военных дней, проживавших в Качканаре. Со многими меня столкнули трудовые будни. Я с глубоким уважением вспоминаю о них. Среди них и моя тетя Валентина Барсохина, награжденная орденом Красной звезды, медалью «За боевые заслуги» и многими другими, она встретила Победу недалеко от Берлина.

Но я бы хотел рассказать о своем отце Козлове Валентине Петровиче, на кителе которого разместились только юбилейные медали, о его сложном фронтовом пути. Он прошел его, не уронив чести солдата Красной Армии. В 2013 году мы обратились к военному комиссару в Качканаре за подтверждением того, что Валентин Козлов являлся участником Великой Отечественной Войны. Оказалось, что учетная карточка Козлова В.П. не сохранилась, очевидно, потому, что он умер 17.04.1974 года. Хотя он состоял на учете с 1963-го по 1974 год сначала в Нижнетуринском военном комиссариате, затем в качканарском.

Военным комиссариатом Качканара были сделаны соответствующие запросы в центральные архивы, в которых сообщалось, что Козлов Валентин Петрович, 25.08.1921 года рождения, был призван в Красную Армию и направлен 18.10.1940 года в шестую армию г. Львова, команда № 34/2421, других данных не имеется. Но я-то знал по скупым рассказам отца, что он участвовал в боевых действиях и что было очень тяжело.

Сейчас о начале ВОВ, ее ходе все имеют представление. И никого не удивит, что их подразделение после тяжелых боев было разбито, многие погибли, часть состава попала в окружение. Отец был тяжело ранен. Осколком перебита рука и разорван бок. Когда еще пацаном я смотрел на шрамы от этих ранений, я невольно задавался вопросом: как с такими ранениями можно просто шевелиться? А ведь он выбрался из окружения, перейдя линию фронта. Правда, ему помогал товарищ, такой же окруженец, как и он. Затем госпиталь. Долгое лечение. Направлен долечиваться домой. Дома пробыл недолго. Сутки. Пришли представители спецслужб. Забрали. Просидел в застенках месяц. Проходил «спецпроверку». В связи с ранением больше на фронт не взяли. Далее как в кино: был председателем сельсовета, по возможности учился. Завел семью. В 1963 году приехал в Качканар. Работал. В 1974 году умер в возрасте 53 лет. Всё как у рядового труженика, защитника страны, каких было миллионы.

Он был коммунистом и гордился этим. Примером для него был образ героя фильма «Коммунист», которого сыграл Евгений Урбанский. Сейчас такие фильмы никто не хочет показывать. Я думаю, что в большинстве случаев из-за того, что владельцы телеканалов, СМИ стараются замалчивать те порывы наших предков, которые были направлены к лучшей жизни, к жизни по справедливости, доброте и заботе о будущих поколениях, сносятся памятники нашим воинам за рубежом. И руководители нашей страны, страны-победительницы в Великой Отечественной войне, ничего не могут противопоставить этому, потому что позволяют захаивать прошлое.

Продолжая начатое по отысканию подтверждения о том, что мой отец был участником ВОВ, я письменно обратился в центральные архивы, а также за помощью к министру обороны и президенту. Ответ был совершенно неожиданным. Письмо Федерального Государственного учреждения «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 17 июня 2016 года №общ/151651 подтверждало то, что Козлов Валентин Петрович был призван, воевал, был ранен. Все то, о чем мы знали. Но мы не знали одного: мой отец Козлов Валентин Петрович награжден орденом Славы третьей степени. Не знал и он об этом, так, к сожалению, случилось. В то время, когда он еще был жив, не так чтили ветеранов, не окружали их особым вниманием, их еще было много. Думаю, что этой награды ему в его прожитой жизни не хватало. Но его жизнь, жизнь рядового гражданина Страны Советов, не прошла даром. Он оставил этому миру троих детей. Все они живут в Качканаре. Поженились. Наплодили своих детей. Те в свою очередь также не отстают от родителей. У Валентина Петровича сейчас трое детей, пять внуков и семь правнуков, двое из которых уже учатся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.

Последующие войны не обошли мою семью стороной. Сват Леонид Утузиков воевал в Афганистане, зять Илья Мозгалев и сын второй моей жены Александр Буторин воевали в Чечне. Саша погиб там в 20 лет, за два дня до демобилизации. Он награжден Орденом Мужества.

Из СМИ я узнал, что на Урале во всех городах хотят создать монументы репрессированным. Может, и нужное это дело. Но меня смущает одно обстоятельство. Я неоднократно задавал вопрос своим друзьям, знакомым: в вашей семье были репрессированные? И я ни разу не слышал слово «да». Я ни разу не слышал о репрессиях от деда, который в гражданскую пошел добровольцем, брал Перекоп, воевал в финскую, отвоевал Великую Отечественную. С другой стороны, я считаю жутко неправильно то, что те памятники нашим солдатам, погибшим в борьбе с фашизмом в других государствах, уничтожаются и поддаются забвению, это варварство и кощунство.

Наше государство очень скромно выражает свое мнение по этому поводу. Считаю, что надо бить в набат. Все снесенные памятники надо восстановить в наших городах, с указанием, где и когда был ранее установлен и кем и когда был снесен. Вот где поле деятельности для государства и его граждан.

Не надо предавать память погибших, защищавших свободу, веру, справедливость. Иначе мы станем такими скотами нашего времени, которые позволяют себе заниматься сексом при людях в вечернем клубе, а потом это показывать по телевизору по центральной программе, размышляя при этом, хорошо это или плохо. В такой гайдарочубайсовской идеологии, которая имеет место быть в нашей стране, говорить о морали и нравственности — то же самое, что ловить головастика в мутной воде.

Передо мной еще одна книга, книга ПАМЯТИ о военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, погибших в ходе проведения контртеррористических операций Северо-Кавказского региона (август 1999 г. — декабрь 2012 г.). Открываешь любую страницу этой книги, на тебя смотрят молодые ребята, которых больше нет. Они живы только в памяти их родителей, родных и близких. В Качканаре этих ребят вспоминают только 15 февраля, и то благодаря нашим афганцам. Родители погибших ребят с данью глубокого удовлетворения благодарят всех афганцев в лице Дмитрия Порываева за то, что они взяли их погибших детей в свою семью, семью победителей, перед которыми мы все склоняем головы и скорбим о погибших.

Хотел про отца написать, а получилось обо всем, что связано с войной, гибелью любимых и близких людей. Эхо прошедших войн бередит в душе переживания. А также и то, что мы живем не так, как хотели солдаты, отдавшие за нас свои жизни. День Победы — святой праздник. Я поздравляю с этим весьма весомым и важным для нашего народа праздником всех качканарцев. Светлая память всем тем, кто отдал свою жизнь, выполняя приказ. Вечная память героям!

Юрий Козлов