Ничего не забыли из того, что прожили
Как быстротечно время! Кажется, только вчера я начала учительствовать, и вот уже мои первые выпускники отметили 50-летие окончания школы. Они остались во мне мощной эмоциональной памятью, как особая часть жизни.
В школу-новостройку нынешние юбиляры пришли семиклассниками в начале 1967 года. Старше их были только восьмиклассники, ставшие в прошлом году первыми выпускниками школы.
Самое ответственное время, период становления школы, легло на плечи этих двух выпусков. Реализуя идею самоуправления, они вместе с педагогами сформировали совет школы. Много было сделано по благоустройству территории: укладывали дёрн на склонах школьного двора, высаживали саженцы деревьев. Собирали металлолом, макулатуру, чтобы получить средства для оформления учебных кабинетов. Осенью помогали шефам, коллективу аглофабрики, убирать урожай в подхозе «Сигнальный». Участвовали в спортивных состязаниях и успевали прилежно учиться. Всё это сформировало линию поведения у школьников, идущих следом.
Преподавать математику у юбиляров я начала, когда они стали девятиклассниками. До этого у меня был двухлетний опыт работы с детьми среднего школьного возраста, а со старшеклассниками предстояло встретиться впервые. Волновалась: смогу ли донести программный материал до сознания учеников так, чтобы он стал залогом их успеха во взрослой жизни?
Наступил новый учебный год. День за днём потекли школьные будни, а вместе с ними появились и проблемы. Разрешить их помогали опытные коллеги. Прежде всего директор школы К.Н.Новиков и его заместители по учебно-воспитательной работе Н.П.Петрова и З.Л.Рябова.
«Чтобы найти себя, надо не переставать искать и не тратить времени на ожидание педагогического чуда. Просто надо ценить каждого ученика, его мысли, чувства и взгляды», — советовали они нам, молодым учителям.
Работа с настоящими мастерами — это не только отличная школа, но и увлекательное путешествие. Осознала это, когда постепенно начала подмечать черты характера учеников, улавливать в их глазах чувство удивления, растерянности, тревоги, радости…
Вон скромная и деликатная Аля Богодаева, трогательная и старательная Вера Пупышева, искренний и простодушный Миша Петухов, интеллигентный и надёжный Саша Федотов, самокритичный Иосиф Судаков, удивительно добрый и трогательный Вася Пьянков… Каждый становился частью моей души.
Могла ли я представить тогда, что спустя много лет один из мальчиков этого выпуска Толя Лапшин, собрав свои морально-волевые качества, будет в команде смельчаков спасать человечество от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС? А такое случилось.
Было чему поучиться у наших выпускников: упорству и настойчивости у Зои Улаевой, ответственности у Гали Стасевич, спокойствию и рассудительности у Оли Проскуряковой и Наташи Каракуловой, умению заботиться о ближнем у Наташи Окатьевой и Жени Плотниковой. И, конечно же, неувядаемому задору и оптимизму у каждого ученика без исключения!
Имеет место в истории этого выпуска факт перерастания дружеских отношений в супружеские. Через несколько лет после окончания школы обаятельная Маша Котельникова и её одноклассник, будущий врач-нарколог Толя Фоминых, вместе идут по жизни более сорока лет.
Удивительно вдумчивые и талантливые девочки Таня Петрова и Галя Ёлтышева выбрали профессией преподавательскую деятельность. Они передавали знания не ученикам, а студентам, то есть превзошли своих учителей.
Серьёзных успехов добилась Наташа Семёнова. Она доктор философских наук, доцент кафедры политологии и социологии УрФУ.
Можно позавидовать их умению дружить. Три разных характера, три темперамента и одна дружба — это тоже из истории юбиляров. Крепкий и серьёзный Вова Кощеев, мягкий и вдумчивый Юра Тихомиров и Саша К. учились в одном классе. Саша был слабым по здоровью, с трудом передвигался, в ветреную погоду не мог без посторонней помощи добраться до школы. Инвалидная коляска была в те времена большой редкостью, а пропускать уроки в школе Саша не хотел. Друзья помогали ему дойти до школы и обратно, а зачастую просто несли его на руках. Верные друзья помогли Саше получить аттестат о среднем образовании, а для учеников и учителей стали образцом проявления мужских качеств характера.
Сопровождали юбиляров по школьному пути классные руководители Е.Г.Ставицкая, Г.П.Краснопевцева и А.Д.Оботнин, причём Анатолий Дмитриевич принял ребят в десятом классе. Тонко чувствующий молодой педагог обладал неиссякаемым чувством юмора, который зачастую срабатывал быстрее, чем любые доводы. Хороший контакт его с учениками был залогом их общего успеха.
Больше половины выпускников остались верны родному городу. Здесь их семьи, дети, здесь они трудятся во благо качканарцев. С умилением вспоминаю, как, позвонив недавно Тамаре Ермолиной, услышала не только её размеренный, мягкий голос, но и звонкие детские голосочки. Тамара отвечала на мои вопросы и одновременно общалась с двухлетними внуками-близнецами Александрой и Алексеем. Приятный сюрприз: наша отличница не только инженер конструктор-технолог радиоаппаратуры, но и образцовая бабушка! Кстати, почётное звание «бабушка» или «дедушка» носит сейчас каждый юбиляр 1970 года выпуска, что является предметом их особой гордости.
Что, как не воспоминания, наполняют нашу жизнь смыслом? Так и юбиляры на вечере встречи в минувшую субботу вспоминали былое с его радостями и печалями. Вспоминали всё хорошее с добром, с грустью то, что утеряно.
Я благодарна им за тот путь, который мы прошли вместе. Их старательность, отзывчивость, душевное тепло помогли мне, молодой учительнице, познать собственные возможности и полюбить выбранную профессию. Я вижу в этих выпускниках людей, сумевших, идя по жизни, высоко держать голову. Они — мощь и гордость нашей школы!
Римма Сабанина (Вознесенская)