Не переживать своё горе в одиночестве

В мэрии провели первую встречу с родными погибших качканарцев

25 декабря в администрации города прошла встреча с родственниками погибших на СВО качканарцев

Всего в нашем списке 20 погибших и один считается пропавшим без вести. Встреча началась с минуты молчания.

Глава Андрей Ярославцев рассказал, какую работу администрация проводит с семьями погибших участников боевых действий предыдущих конфликтов (в Афганистане и в Чечне), и также обещал внимательно относиться к нуждам семей, потерявших родных в нынешнем конфликте с Украиной. В частности, речь идет о компенсациях, льготах, об установлении памятников, об увековечивании памяти погибших. А также сотрудники мэрии готовы оказать помощь во взаимодействии с разными инстанциями.

В этом году на погребение Минобороны выделяло 46 тысяч рублей. Средства на установку памятника компенсирует государство, но поскольку сумма небольшая, есть возможность поучаствовать в проекте «Журавли».

В нашем городе уже сложилась традиция, есть народный проект «Журавли», который помогает устанавливать памятники погибшим в Афганистане и Чечне. Принцип простой: объявляется сбор средств, и собранные деньги добавляются к сумме, которую выделяет государство, — пояснил Андрей Ярославцев.

Мы долго оттягивали проведение этой встречи, потому что для многих из вас это тяжелая утрата, давали возможность вам немного прийти в себя, — взял слово руководитель ветеранской организации Дмитрий Порываев. — Сейчас решили эту встречу провести, обговорить тонкие вопросы, которые возникли в связи с потерей вашего близкого человека. Поэтому мы на встречу пригласили специалистов соцзащиты, социального фонда, военкомата, медицины. Приехали вдовы погибших из Нижней Туры, которые создали свою организацию, я их пригласил, чтобы они рассказали, как они работают, поделились опытом.

В Качканаре серьезные традиции, до этого конфликта у нас погибло 18 человек в двух войнах: в Афганистане 6 человек и в Чечне 12 человек. Понимание, как город может выстраивать с вами отношение, у нас есть. Однако ранее мы имели дело только с солдатами, которые проходили по линии Министерства обороны. Сейчас у нас сложная ситуация, потому что есть люди, кто воевал в добровольческих соединениях, кто воевал в частных военных компаниях. Это тоже очень непростой вопрос.

Далее о вариантах помощи рассказали приглашенные на встречу специалисты.

Вам всем выданы удостоверения как членам семьи погибшего участника боевых действий. Это является основным документом для предоставления мер социальной поддержки, — рассказала руководитель соцзащиты Юлия Прокурова. — По этому удостоверению вы являетесь федеральными льготниками. Кроме того, полагается областная ежемесячная выплата супругам, несовершеннолетним детям, родителям — в пределах 2 тысяч рублей, и ежегодное пособие на проезд 850 рублей. Остальные меры поддержки — за коммунальные услуги отвечает УГХ, есть выплаты Социального фонда.

О своих услугах рассказала директор центра соцобслуживания населения «Забота» Алена Гареева. Центр бесплатно окажет услуги соцобслуживания на дому для пенсионеров и инвалидов, а также в полустационарной форме — если есть необходимость в реабилитации.

Светлана Прима, руководитель службы Социального фонда в Качканаре, рассказала о праве членам семьи получать пенсию по потере кормильца, сейчас это 14 тысяч 306 рублей, а также о ежемесячных выплатах и пакете соцуслуг. Чтобы родственникам не запутаться в многочисленных нюансах, им раздали памятки с подробной информацией.

Представитель ЦГБ Пётр Ремизов сказал, что у них пока нет нормативных документов, по которым они могли бы работать с членами семей, но договориться в частном порядке всегда можно.

Мы работаем в основном с ветеранами, с теми, кто пришел с ранениями. В настоящее время 6 человек находятся на реабилитации, кому-то уже выдали инвалидность, кто-то еще на подходе. Что касается членов семей погибших, у нас нет об этом информации, никаких реестров, мы даже не знаем, к какой категории их отнести. Когда законодательно определятся со статусом, тогда вопроса не будет ни по лекарствам, ни по медобслуживанию. Пока нормативных документов нет, все вопросы решаем индивидуально, по каждому случаю.

Военком Сергей Миронов обратил внимание, что по закону пока не все участники боевых действий имеют единый статус и право на одинаковые выплаты, но выразил надежду, что в дальнейшем этот момент будет урегулирован в законе.

Мобилизованные и контрактники имеют право на все выплаты и льготы, а вот пребывающие в добровольческих формированиях имеют сейчас меньше выплат. Через фонд «Защита» выплачивается единоразовая благотворительная помощь. Мы стараемся помогать всем, как можем. Обращайтесь по любым вопросам, — сказал военком.

Одна из родственниц пожаловалась Сергею Миронову на сопровождающего, который должен был доставить в часть документы, но так, видимо, и не доставил.

Те военнослужащие, которые приезжают сопровождать ребят, расписываются, что приняли документы, — ответил военком. — Есть ситуации, когда такие военнослужащие прибывают в воинскую часть — и всё. Или пропадают, или уходят на СВО. Ваш сопровождающий ушёл в самоволку, сейчас находится под судом. Обычно, по прибытию они должны отзвониться мне и доложить, что документы доставили. Но тут такой случай вышел.

Ещё одна женщина тоже рассказала о проблемах с документами и выплатами:

У нас нет ряда выплат, я отправила заказное письмо командиру части, по трек-номеру смотрю, что оно получено 11 декабря, но на этом всё. Никакого ответа нет. И летом через вас письмо отправляли, то же самое. То есть они так могут? Что в этом случае делать?

Замглавы Пётр Блинов пояснил, что во вновь сформированных воинских частях возможна проблема со штабными работниками и текучка кадров.

У меня предложение, чтобы документы не утрачивались и доходили до части, не теряя своей силы, надо отправлять через военную прокуратуру. Чтобы прокуратура брала это на контроль, — посоветовал Сергей Миронов. — Проблема в воинских частях действительно существует.

На встрече был председатель думы Анатолий Ляпунов, который также пообещал родным погибших всяческое содействие в решении любых вопросов. «Всегда доступен, всегда открыт», — сказал он.

Далее выступили жены погибших из Нижней Туры, которые создали общественную организацию помощи военнослужащим и их семьям:

Так получилось, что наши мужья вернулись почти друг за другом. Была проблема с военкоматом, с документами, которые тоже постоянно терялись и не доходили. Мы стали друг друга поддерживать на этой теме. Потом мы писали обращения в военную прокуратуру по выплатам. Так появилась идея создания комитета. Сейчас у нас есть аллея славы, где похоронены наши мужья, отправляем гуманитарную помощь участникам СВО, ездили в госпиталь в Екатеринбург к раненым, оказали им помощь, поздравили с Новым годом, подарили носки, мандарины. Само создание комитета дает нам колоссальную моральную поддержку, мы общаемся с такими же, как мы. Не переживаем своё горе в одиночестве. Организацию официально зарегистрировали, начинаем работать с предприятиями.

Качканарцам тоже предложили создать такой комитет, чтобы переживать горе вместе.

На встрече подняли вопрос: начинать ли в 2024 году выбивать имена погибших на мемориале в парке «Строитель» или дождаться окончания боевых действий. Большинство проголосовало за проведение этой работы в 2024 году.

Отец погибшего Александр Рыбаков поблагодарил за душевное отношение военкома, а также все госслужбы, с которыми семье пришлось столкнуться после смерти сына Артёма. Он предложил поучаствовать в оформлении и благоустройстве аллеи, где захоронены погибшие.

Входная группа в плохом состоянии, чуть не падает. У меня есть возможность по металоконструкциям, надо только разработать проект входной группы. Нужна поддержка — технику отвезти-привезти, сваи забурить, с архитектурой согласовать, — говорит мужчина.

На встрече решили, что памятники родственники ставят по своему усмотрению, но общий вид аллеи славы должен быть в едином стиле.

По окончании встречи семьям погибших вручили новогодние подарки.

Юлия Кравцова