Не могу я, ребята, дома сидеть!
Посёлок Тёплая Гора находится в западной части Среднего Урала, у одноимённой горы. Рядом протекает Койва — приток реки Чусовой.
«Ух, и тёплая же гора!» — восклицали возчики, поднимаясь в гору с подводами с тяжёлыми поклажами на возах. Но есть и другая версия. Считается, что снежная шапка на ней рано таяла, поэтому она и получила такое прозвище.
В эту сторону мы едем уже не в первый раз, но всё равно ощущаем этот подъём в гору, хотя гора и некрутая. Планов намечено громадьё: экскурсия по посёлку Тёплая Гора, восхождение на Малый Шайтан, Стрельный камень, а ещё водопад на реке Кусья.
Да, много раз проезжали мимо, видели только штабеля леса. Думали, что здесь только леспромхоз всю жизнь был и остаётся. Но, оказывается, это не так. Встретила нас Татьяна Сырохватова — активнейшая женщина, любитель своего края. Знает историю всего Пермского края. Она наш друг. Много на сей раз мы узнали об этом посёлке.
Оказывается, посёлок когда-то был городского типа. Только перестройка тогда похоронила многие предприятия. Узнали, что статус посёлка городского типа получен в 1928 году. Сейчас численность населения постепенно сокращается. На 2021 год она составила 2684 человека. Да, много домов заброшено и разрушено, но жизнь не остановилась. Даже эти две тысячи человек продолжают поддерживать жизнь в посёлке. В центре посёлка находится мемориал, посвящённый солдатам Великой Отечественной войны. В Тёплой Горе была сформирована стрелковая бригада, и в неё вошло большое количество местных жителей.
Церковь иконы Божией Матери находится на пригорке, видна издали. Татьяна рассказала, что церковь построена на народные средства. Церквушка небольшая, деревянная, но смотрится очень мило и уютно. Походили вокруг, пофотографировались. Службы не было, все двери закрыты.
Дальше наш путь лежал на останки прежде богатого завода. После окончания строительства Горнозаводской железной дороги и одноименной железнодорожной станции близ Теплой Горы на берегу речки Еловик, правого притока Койвы, в 1880 году графом Шуваловым был заложен чугуноделательный завод. Промышленность продолжила развиваться и в XX веке, даже после национализации. В 1950-х годах завод стал литейно-механическим. В 1956 году тут был открыт щебёночный завод.
Больно было смотреть на разруху когда-то процветающего предприятия. А ведь территория завода была ухожена, об этом говорят скульптуры, валяющиеся среди обломков кирпича и мусора. Люди постоянно задают вопросы сами себе: «Эй, вы, правители! Зачем разруху устроили»? Ответа нам не найти.
Надо было посетить ещё и железнодорожный вокзал. По пути остановились в прекрасной роще. Солнышко выглянуло, и лес стал таким весёлым и прозрачным. Берёза — светлое дерево и создаёт особое настроение. Ах, какое отличное фото среди этой прозрачной рощи! Каждому хотелось обнять берёзку и оставить память, что ты с ней обнимался.
На вокзал я не пошла, так как изрядно устала, а впереди были ещё походы. Зато любовалась с этой высокой точки Колпаками.
Поехали! Куда? Да на Шайтан-гору!
Дорога по берегу Койвы разлилась после продолжительных дождей. С правой стороны дорога прижимается к скалам. Местами очень узкая, проезд, как говорят, односторонний. Трудно разъехаться встречным машинам, но для этого есть небольшие площадки, называются карманы. Смельчаки полезли на скалу, а я смотрела снизу на её вершину, чуть не падая, задрав голову. Куда уж мне покорять такие скалы! Мы со Светланой Ивановной Третьяк фотографировали смельчаков, которые посылали свои приветы уже с самой вершины.
Пока задирала голову вверх, маршрутка наша почему-то поехала дальше по дороге. Куда это? К Стрельному камню. А я же не дойду… Как я расстроилась! Идти для меня такое расстояние тяжело, ноги уже уста ли. Хорошо, что Людмила отдала мне свою палку, и я потопала по грязной дороге, делая остановки у придорожных камней. Они, как стулья, давали мне свой приют. Что же, деваться некуда, добрела…
А там уж и пир горой. Все давно проголодались, пора обеда. Разложили прямо на траве свои припасы. Угостили и меня пирожком, я же не взяла свой рюкзак из машины.
А вид-то какой! Река широко разлилась. Залита и полянка, где мы в прошлый раз накрывали стол и отмечали мои 79 годочков. Скала! Она как бы раздвоена, и обе вершины остроконечные. Удивляешься, как на голом вертикальном камне деревья держатся. До самой верхушки поросль кустарников и елей, сосен.
Когда-то наши ребята переходили через реку и поднимались на эти скалы. Мне даже страшно смотреть на такую высоту вертикальных скал. Вот уж раздолье для нас, сколько кадров можно сделать. Соревнуемся. Тут каждый нашёл свой лучший кадр. Как же не оставить память, что мы тут вновь побывали? Среди зеленых кустиков, в траве, да на фоне этого самого Стрельного камня и реки.
Пора домой? Да куда там! Впереди ещё водопад. Я уж и так падаю, а тут водопад. Приехали в Кусьё-Александровское. Остановка у плотины. Разбрелись в разные стороны. Есть на что фотолюбителям посмотреть и оставить фото на память. Кто мог, спустились вниз к водопаду. Дожди здорово пополнили реки. Водопад хотя и небольшой, но есть чем полюбоваться. Вдали подвесной мост. Когда-то я по нему тоже ходила. Только он весь колышется, качается — даже немного страшновато. Я осталась вверху, на плотине, наблюдая за товарищами. Снимала смельчака у водопада. Слушала шум воды. Так хотелось посидеть на камушке у воды, слушать её переливчатое пение, журчание. Вода успокаивает и можно помечтать о чём-нибудь или вспомнить что-то из своей жизни.
Уехали в восемь утра, приехали в восемь вечера. Сколько же я прошла… Всю ночь ревела от судорог в ногах. Но не могу я, ребята, сидеть дома!
Тамара Белова