На чьём колесе Россия въедет в XXI век?

Пятница,16.07.2021  9:24
Рубрики: Город, Комбинат, Новости для главной

Просмотров:[post_view]
Комментарии к записи На чьём колесе Россия въедет в XXI век? отключены
Автор:

18 июля 2021 года Качканар будет отмечать День металлурга.

Для жителей молодого го­рода этот праздник особен­ный: 64 года назад, в 1957 году, началось строительство комбината и города. 64 года! Для истории очень мало, а для нас, жителей, много. За 64 года наш маленький го­род превратился в довольно уютный населенный пункт. А гости, посещающие нас, приходят в восторг от уви­денного.

Взрыв на Северном карьере

Наш комбинат, как ска­зочный пятитрубный крейсер, гордо плывёт по рукотворному морю в окру­жении зелёной тайги. Всех хвалебных эпитетов от на­ших гостей мне хватит для целого литературного тома.

Итак, начну свой празд­ничный исторический рас­сказ.

Началом уральской ме­таллургии считается 1701 год. Это год постройки Ка­менского и Невьянского за­водов. Каменск-Уральский завод создавался для произ­водства пушек и мартир, а Невьянский — для производ­ства вооружения для пехоты и артиллерии.

Невьянский металлургический завод – дедушка уральских заводов

Очень дальновидным был наш гениальный царь Пётр I. Использовав первый неудачный бой со шведами, Пётр I решил переоснастить русскую армию и флот со­временным вооружением. А без развития металлурги­ческого производства выход России на передовую арену был невозможен. Так были построены Невьянский и Каменский заводы, а затем и ещё более тридцати заво­дов.

Царица Екатерина II продолжила дело Петра и приумножила богатства территории Российского го­сударства.

18 июля 2021 года качка­нарцы и вся Россия праздну­ют и чествуют металлургов. А гордиться металлургам есть чем. От кричного (крица – сыродутное железо, рыхлый ком размягченного губчато­го железа в смеси со шлаком и частицами угля, образую­щийся при плавке руды в ус­ловиях низких температур) производства стали метал­лурги прошли славный путь. Взгляните на современный НТМК! Где теперь мартенов­ские печи? На месте первого и второго мартеновских це­хов успешно работают кон­верторы и установки УНРС — непрерывной разливки стали и производства прока­та, швеллеров, двутавровых балок и высококачествен­ных рельсов.

Современное производство. Колёсобандажный цех НТМК

А как преобразился ко­лёсобандажный цех! Впере­ди – новые захватывающие планы. Например, построй­ка в Верхней Салде нового колёсопрокатного цеха. Он будет запущен в строй в 2023 году. Технологическая це­почка от качканарской руды до готовых рельсов и желез­нодорожных колёс НТМК работает во славу страны, и темп развития металлургии не снижается.

Примером тому служит форсирование колесобан­дажного производства в Верхней Салде. А посмотри­те, что происходит в пере­довых странах мира? Идёт жесточайшая конкуренция на рынке металла. На чьем колесе Россия въедет в XXI век по железной дороге: на немецком, китайском или русском? Это зависит от нас, металлургов, стоящих в го­лове технологической це­почки производства стали и проката!

Разгрузка Думпкара на фабрике дробления

Моё личное ощущение по развитию металлургии страны — наши дельцы, ры­ночники, не успевают за китайскими металлургами. Мы на один шаг уже отстали. Рыночная экономика жест­ка, она не признаёт медли­тельности в прогнозах. Она не прощает ничего. Пример. Кинулись в производство пластмасс, а про сталь забы­ли. Вот и последствия.

Охладитель агломерата

Начав писать свою за­метку под таким броским заголовком, я задумался: а имею ли я право писать на столь серьезную тему? 320 лет славной истории!

Для раскрытия этой темы требуются фундаменталь­ные знания по истории госу­дарства Российского, знание политики и геополитики тех замечательных времён. Но, рассуждая так, я себя успо­коил, что обладаю необходи­мым объемом информации, которую получил, учась в техникуме им.Ползунова и в Свердловском горном ин­ституте им.Вахрушева.

Первый диплом я защи­щал в далеком 1960 году на тему «Механизация и ав­томатизация производства стали в мартеновской печи №15 НТМК».

Второй диплом я защи­щал уже в 1967 году на тему «Механизация и автомати­зация процесса производ­ства агломерата в трёхсек­ционном горне аглофабрики Качканарского ГОКа».

За получением рецензий на дипломные проекты я бе­гал в свердловский институт «Уралмеханобр». За рецен­зией на второй диплом об­ращался ещё к инженерам Уральского политехническо­го института, то есть УПИ, на кафедру металлургических печей. А кафедра эта доволь­но известная. Практические навыки и опыт я получал на производственных прак­тиках, которые прошёл на НТМК, на Пышминском ме­деэлектролитном заводе, на Северском металлургиче­ском заводе.

В моё время технические отделы были открыты для студентов. Дополнительную информацию о российской металлургии получал из журнала «Сталь».

В конце заметки хочется напомнить нашим читате­лям, что в 2023 году столице Урала городу Екатеринбургу исполнится 300 лет. Конечно, к такой круглой дате метал­лурги Урала должны точно в срок выдать на гора первую колёсную пару в Верхней Салде из руды, добытой в горе Качканар!

С праздником вас, доро­гие качканарцы и тагильча­не! С Днём металлурга!

Иван Соболев

Поделиться: