На обочине жизни
Качканарец, ворочавший когда-то миллионами, сейчас вынужден жить в подвале одного из домов 10 микрорайона. «НК» выяснил, почему так получилось, кто и как помогает ему выжить
Начиналось всё красиво
Жизнь Вячеслава Пуртова до недавнего времени складывалась вполне благополучно. Родился в Качканаре. Ходил тут в детский сад, затем в школу. После школы поступил в ГПТУ, затем работал на радиозаводе. Когда радиозавода не стало, мужчина перешел в КИП. Параллельно увлекался шахматами. Даже был кандидатом в мастера спорта по шахматам.
С личной жизнью как-то не складывалось. Но ему хорошо жилось и с мамой, пока она не умерла.
В конце девяностых-начале двухтысячных, когда россиян отпустили в свободное плавание, Вячеслав решил заняться бизнесом. И бизнес свой он построил с одним из крупных предприятий города. Причем, как говорится, бизнес измерялся не грузовиками с памперсами, отгрузка шла вагонами и составами.
В это время у Пуртова денег было — хоть отбавляй. А так как человек он был нежадный и добрый, то помогал деньгами: кому-то давал в долг без процентов, кому-то, вероятно, давал деньги без отдачи. Один такой должник сыграет потом в жизни Вячеслава очень значительную роль, но об этом позже.
В Качканаре дела шли у Пуртова просто замечательно, но он решил, что в Екатеринбурге всё будет ещё круче.
И вот Вячеслав уже в областном центре. Купил там квартиру, познакомился с женщиной, у них родился ребенок. Квартиру мужчина переписал на дочку.
Но жизнь в Екатеринбурге складывалась не так, как хотелось бы. Появились долги, затем кредиты в банках. И со временем доходов стало меньше, долгов больше. Партнеры по бизнесу отвалились: кто-то разорился, кто-то обманул Вячеслава.
Возвращение
Личная жизнь тоже не сложилась. И вот в 45 лет Вячеслав, оставив квартиру в Екатеринбурге гражданской жене и дочке, вернулся в Качканар.
В Качканаре у мужчины оставалась квартира, в которой они с мамой и жили когда-то. Банки всё тянули и тянули из него деньги, поэтому квартиру пришлось продать. Мужчина надеялся, что ему этих денег хватит, чтобы покрыть какую-то часть долга и купить себе комнатку. Но деньги на комнатку тоже куда-то разошлись.
Жизнь в подвале
А раз Пуртов отовсюду выписался и никуда не прописался, получается, что он стал бомжом. Да и прописываться ему было фактически некуда. Так Вячеслав оказался в подвале.
Приходит он туда вечером, пока его никто не видит, уходит рано утром. Так как у мужчины больная нога, передвигается он в основном по 10, 9 и 8 микрорайонам.
Неравнодушный человек
Но мир, как говорится, не без добрых людей. И тут на помощь Вячеславу пришел неравнодушный человек, которому Вячеслав когда-то помог деньгами.
Эдуард Султанов, который работает в мастерской Дома быта, много лет назад брал у Вячеслава деньги в долг, на эти деньги покупал музыкальную аппаратуру.
— Я с ним знаком по обществу инвалидов, мы с ним впервые встретились там, — рассказывает Эдуард. — Помогаю потому, что я человек отзывчивый. А ещё потому, что когда он был в шоколаде, давал мне в долг любые суммы без срока, без процентов. Я музыкой занимаюсь, на его деньги купил компьютеры, аппаратуру. Меня подкупили его доброта и бескорыстие. Сейчас помогаю, потому что он помогал мне, когда у него была возможность. А теперь у меня есть возможность ходить по инстанциям, раз он сам не может.
Инвалидом не значится
Эдуард рассказал, как Слава Пуртов много лет назад стал инвалидом по сути, но не по документам.
Вячеслав попал в автомобильную аварию и повредил ногу. В результате стопа срослась неправильно, начала болеть. Тогда инвалидность Пуртов оформлять не стал: зачем ему копеечная пенсия, когда он ворочает миллионами. Но жизнь повернулась так, что сейчас эти «копейки» ему ой как пригодились бы!
Потом он начал её оформлять, но из-за отсутствия денег и здоровья, а еще настойчивости и целеустремленности не смог этого сделать.
— Ему бы надо было пошустрее всё делать, — рассказывает Эдуард, — а он сдаст несколько анализов и тянет время. Пока другие сдаёт, эти уже недействительны. Я знаю людей, которые за месяц всё успевают оформить, он же растянул это надолго.
Года два назад качканарские хирурги отправили Вячеслава в областную больницу. Ему там сказали, что ступню уже не спасти, её нужно ампутировать. Это спасло бы его ногу от дальнейшего осложнения, и инвалидность начали бы оформлять ещё в больнице. Есть случаи, когда без ступни люди живут и работают нормально. Но Пуртов от операции отказался.
Сейчас нога загнила, ступить на неё он не может, поэтому передвигается плохо. Если пойдёт заражение, то ногу ему могут вообще отнять. Соответственно, на работу его никто не берёт. А с оформлением инвалидности он, как мы уже сказали, затягивает.
Добровольные помощники
У Вячеслава в Качканаре много знакомых: кто-то предоставляет жильё на время, кто-то помогает деньгами и продуктами. Рассказали, что одно время Пуртов жил в пятикомнатной квартире в районе площади: товарищ попросил приглядеть за жильём.
Помогает ему вещами и продуктами бывшая подруга его матери, пожилая женщина. Ещё у Пуртова есть двоюродная сестра в Нижнем Тагиле. Она тоже помогает, но к себе взять не может: в их квартире и так живут три поколения родственников.
Как-то Вячеслав прибился к одной религиозной общине. Там его подкармливали, обеспечили работой: убрать, подмести, принести. Но работать он там не захотел, сославшись на то, что «это же надо каждый день ходить работать!» И дружба с общиной прервалась.
Знакомые подсказывали ему, что он может найти приют и в нашем храме, если будет помогать там что-то делать. Но Вячеслав отказался, сославшись опять же на то, что это ведь надо каждый день в гору идти или ехать!
Видя, что человек совсем пропадает, Эдуард Султанов решил куда-нибудь его пристроить. Они с женой поискали а интернете, как в других городах решается проблема с бездомными. Оказалось, что в Москве и Санкт-Петербурге сбором бомжей занимаются бригады по сбору мусора. Затем бомжей доставляют в ночлежки. Но это только в столицах, такого нет даже в Екатеринбурге, не говоря уже о Качканаре.
Тогда Султанов пошёл в администрацию, в отдел соцзащиты. Там ему предложили обратиться в центр «Забота».
Обстоятельства выше нас
В «Заботе» Пуртова уже были готовы взять, но тут вмешались обстоятельства, которые, как известно, выше нас — «Заботу» закрыли на карантин по ковиду.
Тогда было решено отправить Вячеслава на Ис, в дом-интернат. Но для этого нужно сдать тест на ковид и получить отрицательный результат. Часть денег на тест дала сестра, часть добавил Эдуард. И снова не судьба — тест пришел положительный, и дом-интернат пока отпал.
Через некоторое время родные и знакомые снова хотели сбрасываться деньгами, чтобы Вячеслав смог сдать повторный тест.
Человек оставался в плачевной ситуации: ногу лечить он не может, потому что болен ковидом, в дом-интернат попасть не мог опять же из-за ковида.
Сестра готова была на время снять Эдуарду квартиру.
— Ну опять же кто его пустит? — рассуждает Эдуард. — Я ходил смотрел квартиры, везде чисто, обои беленькие, покрытие ворсовое. А он ведь всё ухайдакает своими грязными кровяными бинтами.
Нашёлся брат
Когда Вячеслав был ещё ребенком, отец ушел из семьи, создал новую семью, где тоже родился сын. Эдуард решил разыскать либо отца, либо брата.
— Около одного из домов ниже бывшего «Молодёжного» постоянно сидит бомжик, — рассказывает Султанов. — И оказалось, что этого бомжика зовут Сергей Пуртов. Так случилось, что это родной брат Вячеслава. Я узнал, что у него есть типушка. Я хочу его найти, ходил несколько раз туда, но не видел его. Я хотел сказать ему, что, может, вы будете как-то друг друга поддерживать, всё-таки братья. Вместе легче продержаться.
«Забота» поможет
В Качканаре такими вот случаями занимается центр «Забота». Как рассказала нам его директор Елена Бронникова, они не просто предоставляют таким потерявшимся в жизни людям место в центре, но и пытаются помочь выжить дальше, помочь трудоустроиться. В большинстве случаев у таких людей есть какое-то жильё либо в общежитиях, либо комнаты в типушках.
Что касается Вячеслава Пуртова, то Елена Александровна рассказала, что он во вторник заселяется к ним в «Заботу». А там уже ему окажут и психологическую, и медицинскую помощь.
Кстати, именно этот центр помог Вячеславу сдать второй тест, который показал отрицательный результат на ковид.
Не вписался
Вот такие американские горки готовит иногда судьба. Когда-то ты был на волне удачи, потом можешь оказаться на дне, в подвале жилого дома.
— Конечно, во всем этом только его вина, — подытоживает разговор Эдуард Султанов. — Его ни государство не обмануло, ни жулики. Везде он виноват сам. Ему хочется, чтобы ситуация изменилась, но, на мой взгляд, мало он для этого делает. Надо было ему самому стараться, и очень сильно стараться, чтобы что-то изменить в своей судьбе.
Только хочет ли он этого?
Такими вот «потерявшимися» в жизни людьми в Качканаре занимается только центр «Забота».
Телефоны центра: 6-34-93, 6-21-34.
Телефон «горячей линии»: 8-900-206-96-68.