На думе обсудили проблемы отопления
16 октября в здании администрации состоялось очередное заседание думы. Самым главным вопросом на повестке стало отопление. А точнее — выступление лиц, ответственных за тепло в наших домах, с отчетом о ситуации на сегодня.
На заседании присутствовали представители подрядной организации ООО «СМК СпецСтрой», которые занимаются устранением неполадок в системе отопления, представители Качканарской теплоснабжающей компании (КТК), УЖК «Наш дом» и «Горэнерго».
Основным мотивом обсуждения стало рассмотрение самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются качканарцы при получении тепла.
Главным докладчиком выступил директор компании ООО «СМК СпецСтрой» Алексей Полевщиков:
— Наша цель — это обеспечение всех потребителей расчетным количеством теплоносителя и тепловой энергией для поддержания температур внутри отапливаемых помещений при оптимальном (с наименьшими затратами) режиме работы системы теплоснабжения в целом.
Для наладки системы мы обследовали системы центрального водоснабжения: источник теплоснабжения – Качканарская ТЭЦ; центральные тепловые пункты ГПНС и ТНС; водяные тепловые сети с насосными и прочими сооружениями; индивидуальные тепловые пункты (ИТП) и местные системы теплопотребления.
Провели испытания на пропускную способность тепловой сети; на определение тепловых потерь в тепловых сетях; сетевых и подпиточных насосов; работы оборудования ГПНС и ТНС с целью снятия испытательных параметров.
На основе полученных данных разрабатывается теплогидравлический режим работы системы теплоснабжения города. Под гидравлическим режимом тепловой сети понимают взаимную связь между давлениями (напорами) и расходами теплоносителя в различных точках сети в данный момент времени.
Исходными данными для разработки гидравлического режима являются: тепловые нагрузки потребителей; этажность потребителей; принципиальная схема подключения потребителя; сопротивление внутренней системы теплопотребления потребителей; геодезические отметки потребителей и основных звеньев системы теплоснабжения; гидравлические характеристики трубопроводов (длина, диаметр, шероховатость) с учетом местных сопротивлений (запорная арматура, компенсаторы, повороты, опуски, смены диаметров и т.д.).
Проблемы отопления
При наладке гидравлического режима возникают проблемные вопросы. Показателей несоответствия расчетным значениям два: температура воздуха внутри отапливаемого помещения выше или ниже нормативного значения.
Мы видим два показателя несоответствия теплогидравлического режима расчетным значениям. Это завышение и занижение температуры внутреннего воздуха потребителей по сравнению с нормативной.
Причин несоответствия теплового и гидравлического режима расчетным значением гораздо больше, и у каждого несоответствия своя причина.
- Не выполнены разработанные мероприятия по наладке.
- Не установлена дроссельная шайба на системе теплопотребления в ИТП потребителей. (Теплоноситель циркулирует по пути наименьшего сопротивления. На потребителях, где не установлены дроссельные шайбы, наблюдается «перетоп», а на потребителях, расположенных на одной ветке, расход теплоносителя и температура внутреннего воздуха ниже расчетной (прим.ред. — если на доме не установлены шайбы, то дом получает излишек тепла, а значит, до соседних домов, расположенных на этой же ветке, тепло доходит в неполном объеме).
- Не установлена дроссельная шайба на линии циркуляции ГВС. (Гидравлическое сопротивление системы ГВС с полотенцесушителем значительно меньше, чем системы отопления с радиаторами.)
- Не отглушен элеватор в ИТП потребителя.
- Не демонтирована дроссельная диафрагма, установленная при предыдущей наладке (прим. ред. — на доме появляется две диафрагмы вместо одной).
Следующая группа проблемных вопросов связана с внутренней системой теплопотребления.
- Гидравлическое сопротивление внутренней системы теплопотребления выше расчетного значения (зарастание). Основная причина – не проводилась промывка внутренней системы теплопотребления. Если промывка системы не проводилась в течение 10 лет, твердые отложения практически не убираются обычной промывкой.
- Ремонт системы теплопотрбления выполнен с существенными нарушениями (прим. ред. — при замене старых радиаторов на новые люди часто допускают нарушения в установке, что ухудшает качество отопления. Например, игнорируют установку перемычек, используют трубы неподходящих диаметров и так далее).
- Неравномерное распределение теплоносителя внутри зданий.
Для решения этих проблем требуется наладка внутренней системы теплопотребления внутри здания. В настоящий контракт данные работы не входят.
Самые частые вопросы
В ходе своего выступления Алексей Полевщиков дал ответы на самые часто задаваемые вопросы.
Диаметр дроссельной шайбы слишком маленький?
— Расчет дроссельных шайб произведен на основании обследований, испытаний и инженерных расчетов. Корректировка диаметра может проводиться при выявлении причин и невозможности их устранения (например, сильное зарастание внутренней системы теплопотребления).
Почему чуть теплая батарея?
— Температура теплоносителя должна соответствовать температурному графику. Основной показатель в данной ситуации — это температура внутреннего воздуха в отапливаемом помещении. Температура воздуха должна соответствовать нормативу.
Почему шумят батареи?
— Одна из причин — неверно изготовленная и неверно установленная шайба. Также причиной шума является повышенная шероховатость трубопроводов в связи с длительной эксплуатацией. Повышена скорость теплоносителя. Данная причина может быть устранена в процессе наладки.
Почему разная температура батарей в разных комнатах?
— Требуется регулировка внутренней системы теплопотребления.
Почему разная температура батарей на разных этажах дома?
— На нижних этажах температура, близкая к норме, появляется, только если на верхних этажах «перетоп». При этом если на доме установлен прибор учета, то при «перетопе» плата возрастает примерно в полтора раза. Если в здании нет прибора учета, то, если мы завышаем расход теплоносителя (батареи), все платят по нормативу, при этом теплоснабжающая компания все долги должна брать на себя. Мы можем скорректировать эту работу, но надо понимать, что кто-то будет нести убытки. Выявлять дома с такими проблемами должна управляющая компания, а все работы включать в текущий и капитальный ремонты.
Тепло придется подождать
Несмотря на то, что ответы на самые часты вопросы уже были даны, депутатам все же нашлось что спросить с подрядчика.
— Исходя из вашего доклада, я понял, что вы провели некий аудит состояния систем теплоснабжения. Сложилось впечатление, что львиная доля негативных вещей происходит из-за неправильной эксплуатации и отсутствия контроля? Например, отсутствие контроля после ремонта, неправильный монтаж перемычек и так далее. Так это или нет? — задала вопрос Сергей Мальберг.
Четкого ответа на этот вопрос он не получил, поэтому Сергей Мальберг продолжил свое выступление:
— Раз есть объекты, значит должна быть структура соответствующая, которая будет вести какой-то контроль. Не жильцы же должны это делать. Сегодня управляющая компания отвечает за эти вещи. Она является посредником, заключает договоры. Надо разбираться в ситуации. Мы сейчас начали этим заниматься. А не поздно ли мы начали? Нельзя ли нам было заранее подготовиться? Вы сегодня говорите, что все работы будут выполнены до 1 ноября. Сегодня вал звонков. Я вот лично и коллеги мои не знаем, что ответить людям на вопросы об отсутствии отопления. Начинаешь пытаться им какие-то технические вещи объяснить. Они в ответ говорят, что уже через пару дней на улице будет минус 8 градусов. Я на контроле держал вопросы и надеялся, что через неделю, возможно, решится вопрос: включат насосы, подкачку увеличат в циркуляции и все стабилизируется. Я успокоил человека, хотя мне сказали, что еще неделю придется мерзнуть. Сегодня, после этого совещания, я приду и скажу, что людям еще ждать до ноября? — возмущенно высказался депутат.
— Если гидравлический режим будет работать неправильно, и «Горэнерго» перейдет на зимний режим работы, это не значит, что в городе разом станет все хорошо, — ответил Алексей Полевщиков.
— Получается, что перейти на зимний режим сейчас неэффективно? — уточнил Сергей Мальберг.
— Да, — ответил ему директор компании.
— А какой-то компромисс можно найти, чтобы и доналадку осуществить, и зимнюю циркуляцию включить, чтобы людей с понижением температуры не заморозить? — продолжил депутат.
— Мы их не заморозим, мы будем решать вопросы еще до того, как все включится в зимнем режиме, — ответила помощник директора «СпецСтрой».
— Откуда жалобы появляются? Не было раньше этой системы, был «перетоп» в это время. Человек говорит: «Я прожил здесь тридцать лет, и у меня в это время всегда грели батареи». Сейчас, когда оптимальную температуру настроили, у него батареи вообще не включаются, а в квартире температура 22 градуса. Но он привык, что тридцать лет у него в это время батареи грели. А это был «перетоп». Очень трудно жителям это объяснить, но объяснить надо. Никто лишние градусы отдавать не будет, — выступил председатель думы Юрий Бячков.
Система давно не промывалась
Так как за подачу отопления в Качканаре отвечает не одна организация, то и обязанности распределяются между ними. Вопросы нашлись и к Управляющей компании. Один из острых вопросов — промывка систем отопления — поднял Геннадий Русских, который присутствовал на заседании от общественной комиссии по ЖКХ.
— Системной промывки системы теплоснабжения у нас практически нет. Она отсутствует на протяжении уже десятков лет. Та промывка, о которой нам сегодня говорят, — это не промывка. У нас даже приборов для промывки в соответствии с технологией нет, — выступил Геннадий Русских.
— Промывка осуществляется по правилам один раз в два года. Существует промывка гидропневматическая, при которой много ума не надо, а нужен компрессор и сетевая вода, — ответил начальник отдела энергетики УЖК «Наш дом» Сергей Кирилюк. — Есть промывка, которая осуществляется просто до чистой воды. У нас сегодня гидропневматические промывки делаются только в домах, где есть индивидуальный тариф. Остальные мы промываем до осветления воды. Это делаем ежегодно.
Для более подробного разбора этого вопроса было принятое решение вынести его для рассмотрения на ближайшее заседание общественной комиссии.
— Отрадно слышать, что наконец-то у нас на думе поднялся вопрос промывки. Я когда в 2013 году пришел в КТК, говорил о том, что промывка у нас в домах не проводится, — взял слово исполнительный директор КТК Павел Юсим. — К сожалению, УЖК «Наш дом» все еще неверно трактует, как должна приводиться промывка. Ключевое слово «постоячно» упускается. Только что говорили, что вода идет по пути наименьшего сопротивления. Если вы пытаетесь целиком промыть весь дом, всю систему разом, то промываете вы только ближайшую батарею до чистой воды. Все остальное, как забито было, так и остается.
Я знаю проблему УЖК «Наш дом», что для того, чтобы сделать промывку каждого стояка отдельно, нужно перекрыть все остальные стояки в доме, промыть один, закрыть его, потом открыть следующий, снова промыть и так весь дом. У вас нет вентиля [обращается он к Сергею Кирилюку], или вентиля не работают, потому что сгнили. Это старая проблема. Ее без денег не решить. Я понимаю, вопрос промывки индивидуальный. В основном никто из жителей не хочет оплачивать какие-то ремонты, замену постоячных вентилей. Поэтому жители и получают забитые батареи, и жалобы зимой. Но этот вопрос, видимо, надо решать с учетом депутатского корпуса. Главное, что этим вопросом уже, наконец-то, озадачились.
Завершением беседы стало выступление Андрея Ярославцева:
— Хорошо, мне кажется, поговорили, все вопросы обсудили. Общее понимание, почему это делается и для чего, – есть. Все делается на благо жителей, чтобы каждый получал качественную услугу. При этом я прошу всех: депутатов, общественность, прессу — чтобы не было спекуляции, чтобы не было вбросов. Приходит подрядчик, говорит, что не будет тепла, пока шайбы не уберут, а некоторые газеты пишут это зачем-то. Еще говорят, что это делается, чтобы кто-то получил прибыль: ТЭЦ, «Горэнерго», КТК, администрация города. Тут нет никакой прибыли. Если мы этого не сделаем, то все потери лягут на Горэнерго (прим. ред. – речь, видимо, идет о повышении тарифов). И тема бы чем закончилась? Оно рано или поздно стало бы убыточным. Нужно было бы искать бюджетные деньги, чтобы это все просубсидировать, либо банкротить. Сейчас делается все, чтобы сохранить «Горэнерго», как МУП, как эффективную организацию. И в этом мне нужна ваша помощь, чтобы не было спекуляции.