Нашествие

Торговые площади города активно заполняют приезжие предприниматели

Быть может, каждый из нас хоть раз задумы­вался о начале соб­ственного дела – от­крытии своего кафе, магазина одежды, парикма­херской, автосервиса… В свое время об этом задумывалась и я, мечтая открыть семейное детское кафе. Погрузившись с головой в требования зако­нодательства и СанПиН, идея быстрыми темпами сошла на нет. Неплохая расходная часть моего проекта застави­ла меня полностью отказать­ся от идеи или, по крайней мере, отложить ее на некото­рое время. «Маленький город, будет нелегко», – подумала я.

i (6)Наблюдая сегодня за ак­тивным строительством и расширением шоппинг-цен­тров в Качканаре, могу пред­положить о хорошем раз­витии торговых отношений: потребители удовлетворяют спрос, а предприниматели реализуют свое предложе­ние. В подтверждение этому за последние две недели за­мечаю серьезные изменения самого крупного ТЦ города. Центр мало того, что начал претерпевать неплохие пре­образования внутри, он стал расширяться и снаружи. В прошлую субботу на втором этаже «старого» здания рабо­чие занимались переплани­ровкой торговых залов – вме­сто десяти мелких магазинов теперь осталось огромное пустое помещение.

– Что же здесь будет? – поинтересовалась я у одной из продавщиц уцелевшего отдела рядом.

– Магазин «Все по 38», – ответила она.

Подобный магазин вместе с мужем мы посещали про­шлой осенью в Нижнем Таги­ле. От большого ассортимен­та представленных товаров, честно говоря, глаза разбега­лись, а фиксированная еди­ная цена магически действо­вала на всех покупателей. Часа открытия магазинчика ожидала толпа потребителей, которая торопилась успеть приобрести «дешевый» то­вар. «Добрались и до нас», – промелькнуло у меня в го­лове.

В это время рядом с опу­стевшим торговым залом наши местные предприни­матели аккуратно склади­ровали свой товар: повсюду стояли коробки, часть вещей еще оставалась не убранной, а на дверях красовалась вы­веска «Учет». Качканарским коммерсантам ничего не оставалось, как освободить торговое помещение (кото­рое они занимали несколько лет!) и уступить его приез­жим бизнесменам, активно осваивающим в последнее время наш город. И стоит ли говорить, что конкурировать с ними нет смысла – как гово­рится, рыночные отношения. Но какую роль играют приез­жие сетевые магазины в жиз­ни города?

В подобных магазинах лично я ощущаю некую сво­боду: товар удобно размещен и при его осмотре я не нуж­даюсь в помощи продавца. Благодаря им, у нас оседает небольшая часть налогов, создаются новые рабочие места, и у качканарского по­требителя есть право выбора. Однако если головное пред­приятие зарегистрировано не в Свердловской области, то основная доля налогов уходит в другую территорию. И Качканар становится источ­ником дохода соседних ре­гионов, в то время как мест­ные бизнесмены вынуждены устанавливать запредельные цены на свои товары, чтобы оплачивать арендную плату «золотых» торговых площа­дей и держаться на плаву. Получается, что в маленьких городах сегодня выигрывают крупные сетевые компании, а малый бизнес, скованный по рукам и ногам налогами и дорогостоящей арендой, пре­терпевает большие потери и оказывается на грани бан­кротства.

В начале этой зимы в го­роде закрылся парфюмер­ный магазин местного пред­принимателя, не выдерживав конкуренции с приезжим се­тевиком. В скором времени ожидается появление новых магазинов федеральных и ре­гиональных продовольствен­ных сетей, огромные фуры которых ежедневно проезжа­ют по нашим дорогам. И жи­тели домов, расположенных рядом с подобными магази­нами, хорошо ощущают все плюсы и минусы подобного соседства, замечая отсутствие надлежащих мест парковки и разгрузочной зоны. Мно­гие качканарские водители наверняка не раз замечали одиноко стоящие прицепные фуры, нагло выставленные на проезжей части дороги и ме­шающие проезду.

Первоначальный план развития нашего города не предполагал активного роста автомобилистов и крупных торговых сетей, равно как и местные предприниматели не ожидали такого поворота событий. Остается только на­блюдать, как долго качканар­ские потребители будут до­вольны ценовой политикой и качеством товаров иногород­них коммерсантов, а также их меркантильным отношением к городу. В маленьком городе сегодня легко только круп­ным компаниям.