Нашествие
Торговые площади города активно заполняют приезжие предприниматели
Быть может, каждый из нас хоть раз задумывался о начале собственного дела – открытии своего кафе, магазина одежды, парикмахерской, автосервиса… В свое время об этом задумывалась и я, мечтая открыть семейное детское кафе. Погрузившись с головой в требования законодательства и СанПиН, идея быстрыми темпами сошла на нет. Неплохая расходная часть моего проекта заставила меня полностью отказаться от идеи или, по крайней мере, отложить ее на некоторое время. «Маленький город, будет нелегко», – подумала я.
Наблюдая сегодня за активным строительством и расширением шоппинг-центров в Качканаре, могу предположить о хорошем развитии торговых отношений: потребители удовлетворяют спрос, а предприниматели реализуют свое предложение. В подтверждение этому за последние две недели замечаю серьезные изменения самого крупного ТЦ города. Центр мало того, что начал претерпевать неплохие преобразования внутри, он стал расширяться и снаружи. В прошлую субботу на втором этаже «старого» здания рабочие занимались перепланировкой торговых залов – вместо десяти мелких магазинов теперь осталось огромное пустое помещение.
– Что же здесь будет? – поинтересовалась я у одной из продавщиц уцелевшего отдела рядом.
– Магазин «Все по 38», – ответила она.
Подобный магазин вместе с мужем мы посещали прошлой осенью в Нижнем Тагиле. От большого ассортимента представленных товаров, честно говоря, глаза разбегались, а фиксированная единая цена магически действовала на всех покупателей. Часа открытия магазинчика ожидала толпа потребителей, которая торопилась успеть приобрести «дешевый» товар. «Добрались и до нас», – промелькнуло у меня в голове.
В это время рядом с опустевшим торговым залом наши местные предприниматели аккуратно складировали свой товар: повсюду стояли коробки, часть вещей еще оставалась не убранной, а на дверях красовалась вывеска «Учет». Качканарским коммерсантам ничего не оставалось, как освободить торговое помещение (которое они занимали несколько лет!) и уступить его приезжим бизнесменам, активно осваивающим в последнее время наш город. И стоит ли говорить, что конкурировать с ними нет смысла – как говорится, рыночные отношения. Но какую роль играют приезжие сетевые магазины в жизни города?
В подобных магазинах лично я ощущаю некую свободу: товар удобно размещен и при его осмотре я не нуждаюсь в помощи продавца. Благодаря им, у нас оседает небольшая часть налогов, создаются новые рабочие места, и у качканарского потребителя есть право выбора. Однако если головное предприятие зарегистрировано не в Свердловской области, то основная доля налогов уходит в другую территорию. И Качканар становится источником дохода соседних регионов, в то время как местные бизнесмены вынуждены устанавливать запредельные цены на свои товары, чтобы оплачивать арендную плату «золотых» торговых площадей и держаться на плаву. Получается, что в маленьких городах сегодня выигрывают крупные сетевые компании, а малый бизнес, скованный по рукам и ногам налогами и дорогостоящей арендой, претерпевает большие потери и оказывается на грани банкротства.
В начале этой зимы в городе закрылся парфюмерный магазин местного предпринимателя, не выдерживав конкуренции с приезжим сетевиком. В скором времени ожидается появление новых магазинов федеральных и региональных продовольственных сетей, огромные фуры которых ежедневно проезжают по нашим дорогам. И жители домов, расположенных рядом с подобными магазинами, хорошо ощущают все плюсы и минусы подобного соседства, замечая отсутствие надлежащих мест парковки и разгрузочной зоны. Многие качканарские водители наверняка не раз замечали одиноко стоящие прицепные фуры, нагло выставленные на проезжей части дороги и мешающие проезду.
Первоначальный план развития нашего города не предполагал активного роста автомобилистов и крупных торговых сетей, равно как и местные предприниматели не ожидали такого поворота событий. Остается только наблюдать, как долго качканарские потребители будут довольны ценовой политикой и качеством товаров иногородних коммерсантов, а также их меркантильным отношением к городу. В маленьком городе сегодня легко только крупным компаниям.