Наталья Матвеева: Сейчас главная задача – вывести наш музей на должный уровень
Мне интересны разные науки, но особое внимание я уделяю гуманитарным предметам. Мне интересны материалы по всем эпохам истории России. Нельзя, чтобы человечество относилось к прошлому без уважения. Уважение к истории, а особенно к истории своего государства, своей малой родины, своей семьи воспитывает человека, формирует нравственное чувство.
Мне показалось интересным познакомиться с человеком, который науку истории сделал своей профессией. Наталья Матвеева, кандидат исторических наук, руководитель историко-краеведческого музея Качканара, учитель истории и обществознания в КГПК.
Наталья Владимировна родилась в Верхней Салде. Окончила 9 классов и поступила в Краснотурьинское музыкальное училище. После пошла работать в Качканарскую школу искусств. Затем поступила на исторический факультет Нижнетагильского пединститута. С 2005 года преподаёт в Качканарском горно-промышленном колледже. В 2011 году Наталья Матвеева окончила аспирантуру. С 2016 года руководит Качканарским историко-краеведческим музеем.
— Наталья Владимировна, расскажите о вашем детстве.
— Детство прошло в Верхней Салде. Это было обыкновенное счастливое советское детство, без лишних изысков, как у всех. Родители — Татьяна Михайловна и Владимир Александрович Бабкины — инженеры. Я, наверное, в семье единственная, кто получил гуманитарное образование. Хотя нет, мой дед Михаил по материнской линии тоже был историком, преподавал в Рижском институте инженеров гражданской авиации.
Увлечения, как у всех, —книги, путешествия, музыка. Окончила музыкальную школу в Верхней Салде по классу фортепиано, но историей увлекалась всегда. Первое впечатление получила, когда мы с мамой и сестрой приехали отдыхать в Анапу. Там я впервые увидела археологические раскопки. И вот с этого момента я загорелась мыслью о том, что нужно быть археологом. Запоем читала книги о раскопках в Египте, Средней Азии, России. Но сначала неожиданно победила музыка. Я — профессиональный музыкант, по первому своему образованию я преподаватель фортепиано и концертмейстер.
— Отдавали ли вы предпочтение в школе только гуманитарным наукам?
— Вообще, в советской школе сложно было отдавать предпочтение чему-то одному, это образование тем и отличалось, что нужно было знать все предметы, то есть не было такого, что можно учить историю, но не знать геометрию или физику. Тем более, что в перечень обязательных выпускных экзаменов входила, как и сейчас, математика (а до нашего выпуска и физика). Единственное, я знала точно, что в технический вуз поступать не буду.
— Почему вы не поступили на факультет археологии?
— Во-первых, потому, что после 9 класса круто сменила направление и вместо того, чтобы пойти в 10 класс, поступила в музыкальное училище. Во-вторых, ситуация в стране внесла свои нерадостные коррективы. Это были 1990-е годы, когда распался СССР, и наше вновь образованное государство переживало острый социально-экономический и политический кризис, который отразился на всём населении страны, в том числе и на нашей семье. Так, если мой старший брат Игорь в 1980-х оканчивал институт инженеров гражданской авиации в Риге, родителям, хотя и было финансово тяжело, но они были уверены и не боялись, что может случиться что-то плохое, то в нашем с сестрой случае было ровно наоборот. К финансовым проблемам прибавился еще и страх за жизнь детей. Поэтому в нашем с сестрой случае было чётко сказано: «Не дальше Свердловска!».
— Как вы начинали путь в науке?
— После окончания музучилища сразу хотела продолжить учебу в вузе, но по семейным обстоятельствам пришлось все отложить. С одной стороны, хорошо, что так получилось, потому что я очень долго металась: историком быть или филологом, а может, искусствоведом? В Екатеринбург или все-таки в Нижний Тагил? Родители, которые хотели, чтобы я училась поближе к дому, сказали: «Успеешь ты в УрГУ поступить! Давай попробуем подать документы в Нижний Тагил!». Послушалась: в 1996 году подала документы на исторический факультет пединститута. Поступила, сдав экзамены на пятерки, сама не ожидая от себя.
Позже немного пожалела, что поступила не в УрГУ, тем более, что с моим дипломом на искусствоведческий факультет можно было сдать только профилирующий экзамен, но что получилось, то получилось!
Курс попался хороший, профессорско-преподавательский состав был сильный, пять лет пролетело незаметно. По окончании института, получив диплом с отличием, вернулась в Качканар. Вышла замуж, в 2002 году родилась дочка Таня. Но мысль о том, что надо попробовать себя в науке — не отступала. Мой муж, Николай Леонидович, вся семья меня в этих начинаниях поддержали. И через 5 лет я поступила в аспирантуру Нижнетагильской социально-педагогической академии.
— На протяжении всей учёбы вы были отличницей?
— Институт я окончила в 2001 году с красным дипломом, в школе и училище училась без троек.
— Моментов, которые вы не осилили, не было?
— Убеждена, что все основы наук, которые проходят в средней школе, одинаково важны. Поэтому, когда молодежь утверждает: «Да зачем она мне нужна, эта физика или математика, если я на историка учусь», могу смело, на собственном опыте утверждать, что этот подход неправильный! Будет нужна эта физика, будет нужна эта математика! Просто, если ты хочешь заниматься научными исследованиями, тем шире и глубже должен быть твой кругозор, тем больше будет твое понимание каких-то принципов мироустройства, мироздания, тем интереснее и богаче будет жизненный путь.
— Хотелось ли вам поменять сферу деятельности?
— Сейчас нет. Во время учебы в музыкальном училище уже было понятно, что, наверное, это не совсем моё. Но по прошествии многих лет я считаю, что учеба там — это не ошибка, а большая школа, которая во многом помогла в дальнейшей жизни.
— Какие научные работы вышли из-под вашей руки?
— Для того чтобы появилось научное исследование, нужна большая работа. Вот примерный алгоритм. В ходе учебы в аспирантуре ты выбираешь себе тему исследования, которая мало изучена и, главное, она соответствует твоему интересу. Первая задача — как раз определить цели и задачи твоего исследования, круг возможных источников для изучения. В ходе работы ты не сидишь на месте. В нашем случае — это постоянная работа с источниками в архивах, поиск свидетелей того или иного события, другие методы исторического исследования. На протяжении пяти лет я, наверное, чаще бывала в Москве или Екатеринбурге, чем дома, потому что нужно было найти и обработать документы по теме исследования, встречаться с учеными, занимающимися этой проблемой, свидетелями этих событий или их потомками.
А что такое искать? Это ты приходишь в архив… Если мы говорим о работе в архивах, то это многочисленные папки документов, которые необходимо пересмотреть, выявить среди них нужные, провести их критику, анализ. Полученными результатами ученый должен делиться с научным сообществом, поэтому необходимо участвовать в научных конференциях, экспедициях, публиковаться в научных сборниках, издавать монографии. Главное — постоянно двигаться вперед. Это все достаточно непросто, но интересно.
На сегодняшний день у меня более 20 публикацийстатей в научных журналах.
— Есть новые работы?
— Очень бы хотелось, честно говоря, чтобы они появились, но сегодняшняя главная задача — это создать музей, вывести его на должный уровень. Хочется, чтобы граждане и гости нашего города знали его историю, гордились его прошлым, а значит, уверенно смотрели в будущее. Для этого нужно создать хороший музей, поэтому, к сожалению, до любимой работы с документами у меня просто иногда не доходят руки.
— Как вы стали руководителем краеведческого музея?
— Пригласили. Позвонила директор Дворца культуры Элина Масти, предложила посмотреть, что у них есть. Оценив степень тяжести проблемы, с 2016 начала работать в краеведческом музее. Это плохо, когда у города нет полноценного музея на протяжении практически 30 лет.
— Какие планы по развитию музея у вас есть?
— Создание и запуск стационарных экспозиций, посвященных истории Качканара. Разработка и реализация временных выставочных проектов. Расширение деятельности музея в сфере межмузейного сотрудничества. Обновление материально-технической базы.
— Как вы считаете, молодежь уважает историю своего Отечества или нет?
— Молодежь разная. В целом, думаю, да. Хотя повысить уровень своих знаний в области истории Отечества, как минимум, никогда не помешает.
— Какие напутствия, пожелания вы бы хотели дать современному молодому поколению?
— Быть образованными, порядочными людьми. Постоянно расширять свой кругозор. Не останавливаться на достигнутом. Нужно понимать, что любая победа или поражение — это не повод останавливаться. Чем выше ступень, на которой ты находишься, тем более ответственно ты должен подходить к тому делу, которым занимаешься.
Степан Захватошин, школа №7