«Мы патриоты только 9 Мая»
Александр Шулер привел в порядок захоронение погибшего от ран красноармейца и призывает всех последовать его примеру
— Есть на кладбище Иса могила, в которой похоронен Карачан Николай Борисович. На памятнике написано, что он родился 15 июля 1922 года, а умер от ран 3 июня 1943 года в госпитале посёлка Ис, — Александр Шулер пришел в «Новый Качканар» с очередной историей.
Александр Николаевич рассказывает, что могила была в заброшенном состоянии, около неё образовалась куча — посетители кладбища стали складировать старые ветки, листву. То есть устроили там настоящую свалку.
Шулер вспоминает, что ещё учась в школе на Ису, они классом ходили на это захоронение воина, умершего в госпитале от ран. И вот несколько лет назад Александр Николаевич по памяти нашел могилу забытого солдата, которая была в плачевном состоянии. В прошлом году он со своей одноклассницей Татьяной Игнатович прибрался на захоронении, они покрасили памятник, вынесли мусор. Но слоев краски оказалось так много, что в этом году пришлось, вооружившись инструментами, отскабливать всю краску, снимать все старые слои и красить снова. В мае на могиле появились и цветы, посаженные Александром.
Неравнодушный качканарец попытался найти в военных архивах сведения о Николае Карачане.
— На памятнике написано «Погиб за родину. Политрук». И еще есть длинная надпись, которая начинается: «Путник, если мимо проходишь …» — и дальше не читается. А вообще ему был 21 год. Я начал искать сведения о бойце на сайте Государственного архива административных органов Свердловской области.
Там есть все данные об эвакогоспитале, который располагался в двухэтажных деревянных общежитиях за зданием бывшего исовского техникума. Есть фамилии всех врачей. По данным сайта, одно время в госпитале находилось на излечении до 150 человек. Написано, что Николай Карачан умер от ран.
Шулер рассказал, что в прошлом году, когда он только отыскал могилу политрука и начал наводить там порядок, неподалеку, на другой могилке, прибирались немолодые супруги из Качканара. Александр начал расспрашивать, знакома ли им фамилия Карачан. И мужчина вспомнил, что на эту могилу к сыну Николаю приезжали его родители. Больше он ничего не знает.
Александр Николаевич узнал, что родители молодого политрука Борис Петрович и Наталья Яковлевна Карачан жили в Ленинграде, на улице Лесной, в доме №15. Сейчас такого дома уже нет в Санкт-Петербурге. Больше никаких родственников отыскать не удалось, так же неизвестно, были ли у Николая браться и сестры. И вообще, выжила ли в блокаду его семья.
Зайдя на другой поисковый сайт, мужчина обнаружил, что там дата рождения Николая не 15 мая, а 16 мая. И что похоронен он не на Ису, а в Серове, и даже есть номер захоронения — 261282875. Видимо, в свое время в данные закралась какая-то ошибка. Но даже если и произошла небольшая путаница, но точно одно — что красноармеец захоронен не в Серове, а на Ису.
Недавно Александр снова побывал на могиле политрука.
— Конечно, надо бы привести в порядок и оградку. Раньше ведь оградки были деревянные, сейчас она вся сгнила, одна сторона держится за счет того, что ей не даёт упасть большое дерево.
А больше всего мужчину возмущает мусор на кладбищах.
— Около памятника была огромная куча мусора. Я этот мусор убирал, сколько мог. Вынес шесть мешков травы и веток. Татьяна Игнатович ходила в местную администрацию и основной крупный мусор они всё-таки вывезли, но всё равно порядка нет. В этом году я повесил объявление на дереве примерно с таким содержанием: «Не кидайте мусор, имейте уважение, здесь воинское захоронение».
Александр Николаевич написал у себя на странице в соцсетях обращение, что неплохо было бы прибраться на кладбище. Откликов не получил. А ведь хватило бы нескольких человек, чтобы навести там порядок.
— Переделывать людей надо, только я не знаю как. У меня много родственников в Германии, дядя там похоронен. Зайдите на их кладбища! Там всё по линеечке, идеальный порядок, всё чисто, прибрано. В больших городах сейчас и у нас меняется немного. А вот в таких местечках порядка нет. У меня много родственников похоронено, на разных кладбищах. И я когда посещаю их могилы, всегда беру с собой мешок, и весь мусор, который есть поблизости, собираю и выкидываю. И этому меня никто не учил, так повелось просто в семье.
И, наверно, не только в семье. Александр Шулер вспоминает, как они, участь в исовской школе, в 1965 году высаживали со своей учительницей по биологии Людмилой Константиновной Живиловой деревья на Аллее памяти, где сейчас расположен памятник погибшим в годы войны исовчанам. Оказывается, Людмила Константиновна долгое время ухаживала за могилой Николая Карачана. Наверняка на том кладбище есть и другие воинские захоронения, но они, в большинстве своем, позабыты-позаброшены.
— У нас есть пенсионеры, которые могут прибираться там. Администрация в летнее время могла бы им немного приплачивать, и они бы работали. Это не самый тяжелый труд. Недавно Путин подписал указ, основной упор в котором делается на сохранение, восстановление и содержание могил бывших воинов Красной Армии. И где это уважение? Выходит, что мы патриоты только 9 Мая, всех помним. А как до дела доходит, так в кусты.
Если вы хотите поддержать Александра Шулера, его контакты есть в редакции «Нового Качканара».
Лариса Плесникова